Крупнейший производитель урана в мире – «Казатомпром» в ноябре 2018 г. проводит долгожданное IPO. Во всем мире интерес к первичному размещению акций этой национальной компании огромен. Планируется, что одна часть ценных бумаг будет размещена на Лондонской фондовой бирже (LSE), другая часть – в Казахстане, на Astana International Exchange (AIX), фондовой бирже Международного финансового центра “Астана”.
Не случайно организаторами IPO выступят самые крупные и именитые банки мира: Credit Suisse (Швейцария) и американский J.P. Morgan. Совместными букраннерами станут China International Capital Corporation и Mizuho International plc. Размещением на AIX будет заниматься солидная казахстанская компания Halyk Finance.
Однако все эти громкие имена мало что говорят человеку, далекому сферы финансов и инвестиций. И мнение аналитиков о том, что акции Казатомпрома – прекрасная возможность заработать, вызывает сомнение. Разве могут обычные люди вкладывать деньги в фондовый рынок? Это же так запутанно и непонятно. На самом деле могут, и довольно легко, а главное – выгодно. Если, конечно, акции надежные.
Многие люди представляют себе биржу так, как показывали ее в старых фильмах: гвалт брокеров, ежеминутные подъемы и падения акций, бесконечные ряды цифр со многими нулями. Для вас все будет иначе. Зарабатывать на быстром изменение котировок можно, но действительно слишком сложно, хлопотно и рискованно. Есть путь проще – купить акции и следить за долгосрочными трендами. На протяжении нескольких недель и даже месяцев можно смотреть, как в целом ведут себя акции – растут или падают. Для этого не нужны специальные знания или особое везение.
Например, немецкая пенсионерка Ингебор Моц – ей уже за 80, и за десять лет она сумела превратить бросовые акции, доставшиеся в наследство от мужа, в капитал стоимостью миллион евро. Фрау Моц следует простым и понятным правилам: продавать, когда акция подходит к историческому пику; покупать, когда акция опускается к историческому дну.
Именно на долгосрочные вложения ориентирован рынок урана. Аналитики едины во мнении: инвестиционный потенциал урана во много раз выше, чем у большинства биржевых товаров. Спрос на уран есть, и он растет. В мире работают 453 реактора, и всем им нужно топливо. В ближайшие 10 лет планируется построить еще минимум 130 атомных станций (54 строятся уже сейчас, одна у нас под боком – в Навоийской области Узбекистана). По прогнозу Международного энергетического агентства, спрос на уран в ближайшие полвека будет расти как минимум на 3,5% в год.
Откуда такая уверенность, учитывая, что еще не забылась авария на Фукусиме? Дело в том, что стоимость “уранового” киловатта в полтора раза ниже, чем “угольного”, и в три – чем “газового”. Плюс каждая использованная та урана сокращает выброс в атмосферу углекислого газа на 33 тыс. т. А вопросы безопасности станций сейчас находятся на недосягаемом уровне по сравнению со временем, когда строился Чернобыль и Фукусима.
Это означает, что акции Казатомпрома еще очень долго будут неуклонно расти. Вообще Казатомпром во многом сам определяет свои перспективы – ведь он работает в стране, являющейся крупнейшим производителем урана в мире. На долю Казахстана приходится 39% рынка. Неудивительно, что Казатомпром, один из ключевых игроков на мировом рынке, сам диктует цены на уран. Когда в прошлом году компания сообщила о снижении добычи урана на 2 тыс. т, мировые цены на него взлетели сразу на 10%.
Но Казатомпром известен не только своим “размером”, но своей репутацией. Нацкомпании доверяют ведущие мировые компании урановой отрасли. С ней сотрудничает канадская корпорация Cameco (СП “Инкай”), французская Areva (СП “КАТКО), российский Росатом (СП “Каратау”) и другие. Производство ядерного топлива – процесс многоступенчатый. Зарабатывать можно на каждой ступени. И Казатомпром постоянно расширяет возможности по добыче и переработке, строит новые заводы, сокращает непрофильные активы и внедряет современные технологии: big data, 3D-печать, интернет вещей. К примеру, проект “Цифровой рудник” в три раза уменьшил время простоя оборудования. Как говорят в руководстве компании, “эффект от реализации “Цифрового рудника”, по самым скромным оценкам, ожидается на сумму более 12 млрд. тенге до 2025 года”.
Но все же надо учитывать, что даже при самых надежных акциях риск при биржевых инвестициях присутствует – именно поэтому вкладчикам всегда советуют обращаться к профессионалам. Цена на акцию может значительно колебаться – как вверх, так и вниз. В случае с Казатомпромом курс акций будет зависеть от мировых цен на уран.
Как же можно приобрести акции Казатомпрома? Лучше всего – через брокерские компании, которые обладают лицензиями Нацбанка и хорошо зарекомендовали себя на рынке. Например, такую возможность предоставляет лидер казахстанского рынка компания “Фридом Финанс”, входящая в международную группу Freedom Holding Corp. “Фридом Финанс” работает на рынке уже десять лет, и сегодня проводит три из четырех сделок на Казахстанской фондовой бирже, управляя портфелем более чем $500 млн. Среди достижений компании – листинг на KASE акций Bank of America, облигаций банка ВТБ, российских “голубых фишек” – Аэрофлота, ВТБ, Газпрома и т. д. “Фридом Финанс” – маркет-мейкер по 12 ценным бумагам на Казахстанской фондовой бирже.
Почему инвесторы выбирают “Фридом Финанс”? В первую очередь – за удобный сервис и низкие комиссии. Компания помогает своему клиенту “от и до” – начиная от идеи инвестиций и заканчивая отчетом о прибыли.
Все, что нужно для заключения договора о покупке ценных бумаг, – это прийти в офис со своим удостоверением личности. За вами закрепят персонального брокера, работу которого вы легко сможете контролировать. И тогда вы сможете сказать про себя: “Я – совладелец мирового лидера в атомной энергетике”! (Forbes.kz/Энергетика Украины и мира)