Государственное агентство резерва Украины направило в Верховную Раду сразу два законопроекта на-правленных на управление и наполнение закромов родины на случай чрезвычайного или военного положе-ния в стране. Первого чтения ожидает одобренный недавно профильным парламентским комитетом проект о стратегических запасах, призванный поменять систему управления госрезервами, которая не обновля-лась еще с 90-х годов прошлого века.
Второй документ направлен на накопление минимальных запасов нефтепродуктов. Этот проект поможет насытить рынок топливом на случай перебоев с импортными поставками. Что весьма актуально, учитывая, что львиная доля нефтепродуктов идет к нам из России.
Об инициативах ведомства и их влиянии на жизнь рядового украинца UBR.ua рассказал глава Госрезерва Вадим Мосийчук.
Денежные закрома
– Расскажите, что принципиально поменяется в случае принятия законопроекта о стратегических резервах?
– Законопроект №7543 “О стратегических резервах” вводит абсолютно новую систему управления госрезер-вами, значительно упрощает процесс выдачи запасов в случае такой необходимости. Мы отойдем от ста-рой советской системы, когда сначала шла бюрократия, а потом действия.
Госрезерв сможет в течении 24 часов, по поручению Кабмина, отгрузить необходимые позиции. Также с Госрезерва снимут функцию интервенции, когда, в случае резкого подорожания товаров первой необходи-мости, на рынок выливались госзапасы для стабилизации цен. Это механизм уже давно не работает и в мире нигде не применяется.
– Пополнится ли госрезерв какими-то новыми позициями, которые могут помочь более рационально распо-ряжаться закромами родины?
– Законопроект позволяет включить в состав резервов денежные средства. Это поможет более эффективно управлять запасами, в случае необходимости пополнять дефицитные позиции. Например, Франция или те же Штаты уже отказались от хранения зерновых запасов, а перешли на финансовые инструменты. Такие инструменты, как фьючерсы на зерно Госрезерв уже в прошлом году опробовал, и он работает. Это средст-ва, которые могут быть использованы и на закупку материальных ценностей, и на финансовые инструмен-ты. Это поможет и сэкономить на формировании запасов. Направлять на их закупку можно не 100% общей стоимости активов, а только 5-10%. То же касается и нефтепродуктов.
– Значит ли это, что в будущем Госрезерв полностью перейдет на такие финансовые инструменты, как, на-пример, поставочные фьючерсы и откажется от хранения у себя материальных ценностей?
– Нет, это абсолютно не означает, что мы отказываемся от хранения материальных ценностей. Мы предла-гаем переходной период в 3-5 лет, чтобы испробовать оба эти механизма параллельно. В общем составе резервов финансовые инструменты будут составлять около 25-30% от общей стоимости активов.
Топливный налог
– Что на счет второго законопроекта о создании минимальных запасов нефтепродуктов? Потребители и не-которые участники рынка уже окрестили его “новым топливным налогом”. Ляжет ли он на плечи водителей и как планируется наполнять нефтяные запасы?
– На конечном потребителе оно никак не скажется. Несмотря на то, что для создания с нуля минимальных запасов нефти и нефтепродуктов необходимо порядка $2,8 млрд., мы предложили механизм перераспре-деления существующего акцизного налога, а не введение нового.
Распределенная на нефтяные запасы доля будет невелика – от 5% до 15% от акцизного налога. Многое еще зависит и выбранного инструмента наполнения запасов. Если это будет на 100% финансирование из госбюджета, то эта часть будет больше. А если возьмем 15-летнюю кредитную линию от международных финансовых организаций, то будет другая составляющая.
Вопрос наличия у Украины собственных запасов нефтепродуктов сейчас весьма актуален. В связи с введе-нием в 10 областях Украины военного положения, некоторые участники топливного рынка опасаются ответ-ных шагов от России в виде остановки поставок нефтепродуктов в Украину.
Если будет введено ограничение на поставку нефти или нефтепродуктов на украинский рынок, чтобы не было дефицита, и не было сильных ценовых скачков, эти запасы как раз расконсервируются и выдаются. Но их нужно сначала накопить. Стратегия предусматривает их наполнение до 2022 года. На данном этапе их хватит только на военные нужды, но не для участников рынка и для потребителей.
Военное положение
– Готовы ли в Госрезерве к более чрезвычайным ситуациям на время того же военного положения?
– Для нас это абсолютно рабочая ситуация. Мы готовы по первому решению Кабмина, в течении суток, отгрузить необходимые запасы в любой точке страны. Для этого данная система и работает.
Тренировки показали, что такие задачи мы можем выполнять в течении 3-36 часов. Что касается областей, где ввели военное положения – 10 предприятий системы Госрезерва как раз и находятся в этих регионах. Все проверено, охрана усилена. Предприятия готовы как отгружать, так и принимать на хранение стратеги-ческие поставки, в том числе, от Минобороны и Укрзализныци с которыми у нас меморандум о сотрудниче-стве.
И по тем запросам, которые мы уже получаем от военных, мы видим, что готовы удовлетворить их нужды по большинству позиций на 100%. В том числе, и по нефтепродуктам.
– А чего в госрезерве не хватает?
К войне нужно готовится заблаговременно. К сожалению, финансирования Госрезерв не получал на попол-нение своих запасов с 2012 года. Тем не менее, мы пополнили свои запасы на общую сумму 1,5 млрд. грн. по всем номенклатурным позициям. Частично получали деньги от уже отгруженных нами партий еще за 2014-2015 гг., когда помогали и армии, и Нацгвардии и др. структурам.
Большую часть средств получили и от наших дебиторов, от тех, кто задолжал и не отдал за прошлые пе-риоды. Среди таких нашлись 20 летние задолженности. Часть денег получили и от реализации просрочен-ных материальных ценностей. Сейчас ситуация контролируемая, запасы качественные.
– А как часто запасы обновляются?
– В зависимости от позиций, каждые 2-4 года. Еще предложенные нами законодательные новации дадут возможность в принципе не допускать порчу запасов, как это было в прошлые периоды. Эту идею мы пере-няли у поляков: происходит автоматическое “освежение”, замена материальных ценностей по истечению 50-70% срока годности, а не как сейчас – 100% закончилось и только тогда думаем, что делать дальше. Но опять же, важно хотя бы немного ежегодно финансировать наполнение запасов. Иначе на их обновление с каждым пропущенным годом придется выделять все больше денег.
– Какие в принципе есть стратегические запасы у Украины?
– Сейчас в Госрезерве находятся 33 номенклатурные позиции. В 2016 году была вычеркнута “медицина”, но мы по сей день ее сохраняем. Подготовлен правительственный проект о передаче учреждениям охраны здоровья товаров медицинского назначения: макси, пульсометры, рентген-аппараты и пр.
Базовые 33 наименования разбиты на три большие группы: продовольственная, промышленная и нефте-продукты. В продовольственную группу включены: зерно, сахар, подсолнечное и сливочное масла, консер-вы и другие продукты длительного хранения. Промышленная группа – это палатки, подушки, одеяла, бур-жуйки, и прочие наименования, которые нужны для обеспечения или размещения в отдельных регионах мини-городков, или для помощи военным. Сюда же входит топливно-смазочная группа, где в целом ситуа-ция под контролем, но эта группа требует наибольшего финансирования. Нужно ее постоянно пополнять.
– И сколько денег необходимо, чтобы забить резервы под завязку и быть готовыми к чрезвычайным ситуа-циям?
– Мы в бюджете запрашивали 69 млрд. грн., чтобы полностью заполнить запасы. На данный момент запа-сов хватает, чтобы пройти это военное положение, и предоставить помощь отдельным регионам. Но госре-зервы должны выдаваться только тогда, когда все остальные резервы уже будут использованы на местных, региональных и ведомственных уровнях. Мы рассматриваемся, как последняя инстанции, где нужно брать, когда больше уже неоткуда. (Ubr.ua/Энергетика Украины и мира)