Объем украинского рынка бензинов в 2018 г. сократился на 4,9% до 1916 тыс. т, сообщили в “Консалтинговой группе А-95” со ссылкой на данные собственного исследования рынка.
Доля бензинов внутреннего производства выросла с 40% до 43%. Украинские НПЗ, по оценкам “А-95”, увеличили выпуск бензинов на 1,5% до 819 тыс. т.
Импорт бензина в прошлом году упал на 9,5%, или на 116 тыс. т, и составил 1097 тыс. т. Основной объем импортных бензинов по-прежнему приходится на белорусское топливо. В 2018 г. импорт бензина из Беларуси в Украину сократился на 10,9% или на 102,4 тыс. т. до 836,5 тыс. т. В то же время поставки бензина из Литвы в прошлом году выросли на 7,6% (на 16,6 тыс. т) до 235 тыс. т. Импорт из других источников сократился вдвое – с 56 до 26 тыс. т.
Первая тройка получателей импортных бензинов за год не изменилась. Больше всего бензина по импорту получила компания “Галнафтогаз”, управляющая сетью АЗС ОККО, – 314 тыс. т. На второй и третьей строчках остались WOG и Amic c объемами 235,3 и 68 тыс. т соответственно. На четвертое место по объему поставки импортных бензинов вышла компания “БРСМ-Нафта”, нарастив объем на 10,3% до 60,7 тыс. т. На пятую строчку опустилась “Укрпаллетсистем” (сеть АЗС UPG). В 2018 г. она получила 52 тыс. т бензинов против 62 тыс. т годом ранее.
ОККО по итогам 2018 г. нарастила поставки литовских бензинов на 60% (на 23 тыс. т), параллельно сократив импорт из Беларуси на 18% (на 52,4 тыс. т). ОККО вышла на первое место по объему импорта бензина Мажейкяйского НПЗ, поставив 60,1 тыс. т.
В 2017 г. лидером по импорту бензинов из Литвы была компания WOG, но в 2018 г. она сократила поставки на 16% (на 9 тыс. т), параллельно на 15% нарастив импорт из Беларуси.
По итогам 2017 г. рынок бензинов сократился на 8,6% – до 2015 тыс. т. Основной причиной уменьшения рынка является рост потребления сжиженного газа. Рынок СУГ с 2015 г. по 2017 г. вырос вполовину (до 1,6 млн. т) и продолжает увеличиваться.
В ноябре стало известно, что ПАО “Укртатнафта” (Кременчугский НПЗ) обратилось к правительству для проведения антисубсидарного расследования в отношении импорта бензинов из Беларуси. В марте компания просила правительство начать специальное расследование в отношении бензина и ДТ из России и Беларуси, но межведомственная комиссия по международной торговле отклонила это прошение.
Последнее время Кременчугский НПЗ испытывает проблемы с реализацией бензинов. По этой причине не может увеличить переработку сырья. (Enkor/Энергетика Украины и мира)