Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: россияне вытесняют белорусских поставщиков топлива

Президент Беларуси не выдержал психологического давления и прямым текстом ответил российским пропагандистам. Больной темой для него оказался вопрос “белорусской солярки”, которую сперва производят из беспошлинной российской нефти, а потом заливают в украинские танки.

Несправедливое, но справедливое “обвинение”

Начиная примерно с 2015 г. у российских пропагандистов, которые обвиняют Александра Лукашенко в недостаточной лояльности Москве, есть очень популярный штамп. Дескать, в Беларуси из беспошлинной российской нефти (цена на 30% ниже рыночной) вырабатывали солярку, которую потом по дешевке продавали в Украину, и там заливали в баки танков ВСУ, которые, в свою очередь, “утюжили” сепаратистов ДНР и ЛНР.

Главный посыл тут: “батька” – плохой союзник, везде ищет только выгоду и потому с легкостью продает “хохлам” получаемые от России забесплатно “ништяки”. Российские журналисты выстраивали такую умозрительную схему: сырая нефть с российских месторождений поступает на Мозырский НПЗ на юге Беларуси (есть еще северный – “Нафтан” в Новополоцке), там перерабатывается в бензин и солярку, и далее коротким логистическим маршрутом отправляется в Украину, где заливается в горловины баков украинских танков, которые почему-то стреляют по простым приверженцам “русского мира” на востоке страны.

Схема примитивная и туповатая, но она (возможно, именно поэтому) получила широкое распространение в российских СМИ. Причем стала в них настолько “общим местом”, что в конце концов по этому вопросу был вынужден высказаться лично Лукашенко – не прошло и четырех лет…

18 января на торжественной встрече в честь 100-летия белорусской дипломатической службы белорусский президент заявил: “В последнее время нас начали упрекать, что мы заправляем украинские танки дизельным топливом. Я поручил разобраться, какое там дизельное топливо. Когда мне доложили (я только что справку второй раз прочитал), там же все дизельное топливо российское. И россияне поставляют, постоянно наращивая объемы этих поставок – бензинов и дизельного топлива – в Украину. Так как же так? Мы воюем с Украиной или Россия? И кто заправляет эти танки? А наши объемы снижаются. Нас просто выталкивают с украинского рынка”.

Видимо, уже “по инерции” Александр Лукашенко перескочил на тему нелегального оружия, которое, как он раньше неоднократно заявлял, массированно перетекает из Украины в Беларусь. “И что самое страшное (нас россияне иногда упрекают: вот, у вас там через границу…), через российскую границу с Украиной поставки оружия идут, а потом к нам заходят через открытую белорусско-российскую границу”.

Получается, по словам Лукашенко, россияне сами поставляют горючее для украинских танков, а потом обвиняют в этом безответного Александра Григорьевича? Про Александра Лукашенко давно известно, что он очень легок на высказывания, но они далеко не всегда имеют что-то общее с правдой. На самом деле в этой истории он говорит и правду, и неправду. Моторное топливо из Беларуси в Украину, в том числе для нужд ВСУ, поставлялось и поставляется. Но россияне поставляют его еще больше.

(Не)простые топливные схемы

В последние годы доля Беларуси на украинском рынке бензина составляла порядка 80%, доля дизельного топлива – около 40% (с вариациями год к году и квартал к кварталу). Впрочем в 2018-м ситуация начала меняться. В октябре Россия ввела запрет на беспошлинные поставки в Беларусь светлых и темных нефтепродуктов (кроме специфических, необходимых для белорусской нефтехимии).

Министр энергетики РФ Александр Новак тогда заявил: “Беспошлинный экспорт нефтепродуктов в Беларусь нецелесообразен, поскольку Беларусь полностью обеспечивает свои потребности в них путем переработки российской нефти. А вот излишки союзная республика реэкспортирует в Украину, зарабатывая на этом миллиарды”.

Однако терять украинский рынок белорусские поставщики начали еще раньше. Как указывала в своих отчетах “Консалтинговая группа А-95”, в 2017 г. наблюдалось существенное снижение поставок белорусских бензинов и дизельного топлива в Украину по сравнению с показателями прошлых лет. Так, поставки бензина упали на 22%, а ДТ – на 14% от уровня 2016-го. Причиной снижения стали действия самого спецэкспортера белорусских нефтепродуктов – государственной Белорусской нефтяной компании (БНК).

В результате Украина увеличила закупки моторного топлива в Польше и Литве, после чего БНК в декабре 2017 г. пришлось снизить цены на топливо для украинских оптовых покупателей.

Тем не менее и сегодня Беларусь продолжает поставлять топливо в Украину, в том числе и для нужд армии. Хотя понятно, что чисто юридически в тендерах ВСУ участвуют украинские компании, которые, в свою очередь, приобретают топливо у Белорусской нефтяной компании. Соответственно, прямых поставок нефтепродуктов в ВСУ из Беларуси нет, есть торговля гражданской продукцией с гражданскими компаниями.

В чем Лукашенко безоговорочно прав – так это в том, что россияне действительно поставляли дизтопливо в Украину все эти годы, несмотря на, мягко говоря, натянутые отношения между двумя странами.

В марте 2017 г. разгорелся скандал: в ряде белорусских СМИ появилась информация о возможном ограничении поставок нефтепродуктов в Беларусь российскими компаниями. Источники ссылались на письмо минэнерго России, в котором говорилось о нецелесообразности поставок крупных партий российских нефтепродуктов, в частности, дизельного топлива, в адрес белорусских компаний.

В ответ на вопросы журналистов российская компания “Транснефть” заявила, что никогда и не поставляла нефтепродукты по трубе в Беларусь. “Через Беларусь шел транзит дизтоплива в Украину, – сообщил “Интерфаксу” советник президента трубопроводной монополии Игорь Демин. – Сейчас “Роснефть” оформила все необходимые документы, прокачка возобновилась. В марте может быть прокачано порядка 140 тыс. т”.

В свою очередь, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) РФ сообщила журналистам, что поставки дизельного топлива в Украину разрешаются для гражданского применения. “С учетом проводимой киевскими властями политики в отношении юго-восточных районов Донбасса регулирование таких поставок осуществляется ФСТЭК России в рамках федерального закона “Об экспортном контроле” с целью недопущения их использования для нужд вооруженных сил и военизированных формирований”, – сказали в ведомстве.

Понятно, что упомянутое “регулирование поставок… с целью недопущения” – это просто формальная отмазка, чтобы “Роснефть” и других приближенных к Кремлю поставщиков не сильно обвиняли в том, что они продают топливо “бандеровцам”.

Известно, что с 2016 г. дизтопливо в Украину из России поставляла только “Роснефть”. Поставки шли по трубопроводу “ПрикарпатЗападТранс”, оформляясь через швейцарскую Proton Energy израильского бизнесмена Нисана Моисеева. В октябре 2017 г. “Роснефть” заключила на 10 лет контракт на экспорт 30-50 млн. т дизельного топлива с компанией ITC Industry Trading Company SA. (Швейцария), глава которой – владелец единственного в Украине нефтепродуктопровода, гражданин Германии Анатолий Шефер. Договором предусмотрено, что “Роснефть” будет поставлять ITC Industry Trading Company от 3 до 5 млн. т дизельного топлива Евро-5 в год.

В сентябре 2017 г. дизельное топливо в Украину также начала поставлять (по железной дороге) компания ООО “Газпром нефтехим Салават”, входящая в структуру “Газпрома”. Покупателем выступает украинская “дочка” Socar – Торговый дом “Сокар Украина”, работающая через посредника LVK CENTRE LIMITED (Великобритания). Последняя компания принадлежит проживающей в Монако гражданке Финляндии Светлане Котиранате.

В результате за 2018 г. доля белорусских производителей в балансе украинского рынка ДТ сократилась с 43% до примерно 30%. Этот объем заместили поставки российского топлива, доля которых выросла с 28% до 39%.

Так что Александр Григорьевич не прав, когда говорит, что “все дизельное топливо российское”. Но прав, когда жалуется, что россияне вытесняют белорусских поставщиков с украинского рынка. (Денис Лавникевич, Деловая столица/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version