В сегодняшней статье, мы хотели бы рассказать о Государственном энергетическом реестре страны, о том кто включается в этот реестр, для чего он создан, и какое будущее у этого реестра.
Государственный энергетический реестр в Казахстане был создан по опыту передовых стран мира, за основу был принят Японский опыт энергосбережения. Ведь, Япония после двух энергетических кризисов 1973 и 1979 годов приняла самые кардинальные меры по энергосбережению, и сегодня по праву является одной лучших стран в мире по вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности. Но, для начала давайте разберемся в самой терминологии слова реестр. Итак, реестр – это система учета различных объектов (субъектов) или систематизированная база данных. В нашем случае, принятый в 2012 году новый Закон Республики Казахстан “Об энергосбережении и повышении энергоэффективности” дает прямое понятие Государственному энергетическому реестру как систематизированному своду информации о субъектах Государственного энергетического реестра. То есть, это база данных субъектов реестра.
Итак, государственный энергетический реестр был сформирован в августе 2013 года, когда был определен его оператор в лице акционерного общества “Институт развития электроэнергетики и энергосбережения (Казахэнергоэкспертиза)”.
Согласно Закону Республики Казахстан от 13 января 2012 года № 541-IV “Об энергосбережении и повышении энергоэффективности” Акционерное общество “Институт развития электроэнергетики и энергосбережения (Казахэнергоэкспертиза)” является национальным институтом развития в области энергосбережения и повышения энергоэффективности. Основными функциями Института является ведение государственного энергетического реестра и карты энергоэффективности, проведение оценки и анализа эффективности мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, проведение исследования по энергоемкости внутреннего валового продукта и эффективности использования энергетических ресурсов, проведение анализа заключений энергоаудитов, а также сотрудничество с международными организациями.
Вот уже на протяжении 6 лет более 6000 субъектов ежегодно предоставляют свои данные оператору (основные виды деятельности, объемы добычи, производства, потребления, передачи и потерь энергетических ресурсов, план мероприятий по энергосбережению, результаты исполнения плана мероприятий, фактическое энергопотребление на единицу продукции, расходы на отопление на единицу площади зданий и информацию об оснащенности приборами учета энергетических ресурсов).Информация предоставляется субъектами Государственного энергетического реестра в Институт на бумажном и электронном носителях ежегодно в срок до 1 апреля. Ежегодно, институт обрабатывает предоставляемую информацию и передает данные уполномоченному органу (Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан).
Реестр дает государству достаточно данных для принятия тех или иных решений в области энергосбережения. Были выявлены порядка 60-70 самых крупных потребителей энергетических ресурсов. По данным реестра, их потребление составляет порядка 30-35% от всего потребления страны. С данными основными потребителями ведется основная работа. Сегодня реестр состоит из 700 частных субъектов, 1500 субъектов квазигосударственного сектора и 3000 государственных учреждений.
Для субъектов, вошедших в данный реестр, установлены обязательства по проведению энергетического аудита и достижению показателей, определенных по его итогам. В свою очередь, энергоаудит проводится за счет средств субъектов реестра. И тут возникает много вопросов, в том числе вопрос: – Все ли субъекты обязаны проводить энергоаудит?
Мы постарались разобраться в данном вопросе и выяснили следующее.
Энергоаудит проводится в двух случаях, если субъект является индивидуальным предпринимателем и юридическим лицом, потребляющим энергетические ресурсы в объеме, эквивалентном тысяче пятистам и более т условного топлива в год, и если субъект является естественным монополистом и субъектом квазигосударственного сектора, потребляющим энергетические ресурсы в объеме, эквивалентном ста и более т условного топлива в год. В остальных случаях проведение энергоаудита не является обязательным. Что касается государственных учреждений, то они вне зависимости от уровня потребления освобождены от прохождения энергоаудита, но, в этом же законе указано, что местные исполнительные органы в целях проведения политики энергосбережения и достижения экономий энергетических ресурсов обеспечивают прохождение энергоаудита государственными учреждениями.
Справочно: 1 та условного топлива равняется 8130 кВт*ч электроэнергии.
С энергоаудитом вроде все ясно, и мы знаем, что государственный энергетический реестр включает крупных потребителей энергетических ресурсов (порядка 5200 субъектов). Но у нас только объектов образования по разным оценкам до 15 тыс. организаций. Может нужно расширить Государственный энергетический реестр? Если государство ведет мониторинг крупных потребителей, то и должно взяться за бюджетные организации, оплату коммунальных услуг которых никто не контролирует.
Такие идеи обсуждаются, и можно сказать, уже делаются первые шаги: на сайте акционерного общества “Институт развития электроэнергетики и энергосбережения (Казахэнергоэкспертиза)” недавно был размещен перечень субъектов Государственного энергетического реестра на 2019 год. И мы видим, это не те 6000 субъектов, которые были всегда, в 2019 году количество субъектов Государственного энергетического реестра составило порядка 26 тыс. организаций, и, как показывает перечень, это все бюджетные организации. То есть, в 2019 году, акционерное общество “Институт развития электроэнергетики и энергосбережения (Казахэнергоэкспертиза)” будет собирать информацию от 26 тыс. субъектов, мы думаем, это хороший шаг в сторону мониторинга потребления бюджетных организаций, в том числе субъектов квазигосударственного сектора. Ведь крупных потребителей они уже давно включили в реестр, ведут с ними активную работу. А вот на бюджетный сектор решили направить усилия только в этом году. Для этого, в 2018 году уполномоченный орган разработал иную форму предоставления информацию в Государственный энергетический реестр для государственных учреждений, внеся соответствующие изменения в приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 31 марта 2015 года № 387 “Об утверждении Правил формирования и ведения Государственного энергетического реестра”. Ведь перечень информации, предоставляемый государственными учреждениями, должен учитывать специфику бюджетных организаций, в том числе и тот факт, что это в основном здания, строения и сооружения.
Первые пять лет в системе энергосбережения основной акцент реестра был сделан на самых крупных потребителей энергетических ресурсов. А с 2019 года Институт будет проводить мониторинг потребления всех бюджетных организации. Наконец-то, мы увидим картину потребления энергетических ресурсов бюджетными организациями.
К тому же, в 2017 году была автоматизирована система сбора данных от субъектов Государственного энергетического реестра, путем создания Автоматизированной информационной системы “Государственный энергетический реестр”
Мы надеемся, что это не останется только мониторингом и анализом данных бюджетных организаций, и будут приняты конкретные меры для снижения энергопотребления и создания комфортных условий, ведь основная масса этих организаций это объекты образования и здравоохранения. (АО “Институт развития электроэнергетики и энергосбережения”/Энергетика Украины и мира)