До тех пор, пока каждый кубометр газа не будет учтен и оплачен, закон о рынке газа Украины останется недействующим, прогрессивным только на бумаге.

Конечно, успехи на пути к созданию полноценного рынка газа есть, но недоработок с 2013 г. (года принятия Закона “О рынке природного газа”) все же больше. И они касаются каждого гражданина. В предыдущем выпуске ZN.UA мы начали говорить, в частности, о нормах потребления газа населением без счетчиков, сегодня расскажем об этом подробнее. А также попытаемся объяснить, почему с нас дважды и ежемесячно “снимают” коэффициенты для приведения объема использованного газа, независимо от времени года, к стандартным условиям (при 20 градусах по Цельсию).

2 копейки на счетчик газа

Действительно, Закон Украины “Об обеспечении коммерческого учета природного газа” обязывает обеспечить установку счетчиков газа до 2021 г.

Первый аспект: сколько счетчиков надо установить? Сейчас по нормам платят приблизительно 1,7 млн. потребителей газа, у которых отсутствуют приборы учета. Еще 1,2 млн. потребителей живут в многоэтажках с общедомовыми счетчиками. Если такие уже установленные приборы будут признаны нелегитимными, то очередь за счетчиками вообще вырастет до 3 млн. потребителей газа.

Второй аспект: специалисты для установки счетчиков. На сегодняшний день в газораспределительной отрасли не хватает рабочих рук. Подробнее о причинах: на общий тариф на распределение в цене газа приходится всего 6% (то есть 0,56 грн. за кубометр), и его не повышали уже три года. За счет этого тарифа газораспределительные компании финансируют не только установку счетчиков, но и всю свою деятельность: ремонт сетей, работу аварийной службы и зарплату газовикам. Замороженные тарифы привели к тому, что зарплаты в отрасли остались на уровне 2016-го – в среднем это около 5 тыс. грн. в месяц. Поэтому из газораспределительных компаний уволились более 20 тыс. специалистов, – штат фактически сократился на треть.

Третий аспект: средства именно на установку приборов учета газа. На самом деле установку так называемого бесплатного счетчика финансирует газораспределительная компания за средства, которыми все клиенты оплачивают тариф на распределение газа. Факт в том, что при нынешней цене газа для населения в 8,55 грн./кубометр на счетчики предусмотрено 2 копейки с каждого кубического метра.

Как именно потратить эти 2 копейки, указано в порядке расходования тарифной выручки, которые для каждой газораспределительной компании ежегодно утверждает госрегулятор – Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ). В 2018 г. такой порядок был утвержден только в декабре, да еще и не всем компаниям. Например, по группе компаний РГК, где в индивидуальных счетчиках нуждаются 1,5 млн. клиентов, утверждена установка 132 тыс. счетчиков в год. Простая арифметика: в случае сохранения таких темпов оснащение счетчиками займет 11 лет и растянется до 2029-го.

Только цифры: при действующих ценах на счетчики и затратах на их монтаж в квартирах установка 3 млн. приборов учета обойдется в 7 млрд. грн. Поэтому для выполнения закона в ближайшие два года нужно каждый год направлять на счетчики 3,5 млрд. грн. Для этого затраты на них в тарифе на газораспределение необходимо увеличить в 8,5 раза.

Другой вариант – установку счетчиков финансирует сам потребитель газа (а такая возможность предусмотрена законом). Но здесь снова сталкиваемся с дефицитом рабочих рук. Поэтому в тарифе необходимо увеличить такую составляющую, как затраты на зарплату квалифицированным слесарям. Иначе некому будет заниматься установкой приборов учета в квартирах, а такая работа непосредственно связана с опасностью. Нынешних возможностей подрядных фирм для этого недостаточно, к тому же их услуги сейчас обходятся в 1,5-2 раза дороже, чем у газораспределительных компаний.

Еще одно условие – утверждение эффективного Порядка компенсации затрат на установку счетчиков, которые непосредственно профинансированы потребителями газа. Закон предусматривает, что такие затраты будут компенсироваться за счет оплаты тарифа на газораспределение. Если речь идет о тарифе в его нынешнем размере (9,8 грн.), то такая компенсация растянется на десятилетия. При среднемесячном потреблении 15 куб. м газа в квартире с плитой оплата тарифа на распределение за год составит 95 грн. Даже если ее полностью направить на компенсацию расходов на счетчик, то процесс растянется на 24 года. Но согласно действующим нормативным документам после 20 лет эксплуатации нужно менять квартирный прибор учета. Получается замкнутый круг, если учесть еще и нормы, и коэффициент.

“Но каждый абонент имеет право на установку бесплатного счетчика. Для этого нужно обратиться с заявлением к поставщику газа, и согласно закону об обращении граждан ему должны установить такой счетчик”, – объяснил юрист Лаврентий Царук.

О нормах

В Украине регулярно проводятся научно-исследовательские обоснования норм потребления, а также комплексные исследования фактического потребления газа бытовыми потребителями без счетчиков газа. Речь об исследовании 2013 г., когда Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства при поддержке USAID исследовало фактическое потребление жилищно-коммунальных услуг с целью установить обоснованные социальные нормативы, дальше было исследование профильного института в 2015-м, а также Энергетической ассоциации Украины. Из последних – Сравнительный анализ расчетного и фактического расхода природного газа для бытовых потребителей с целью определения обоснованного количества газа, потребляемого без индивидуальных счетчиков, выполненный в 2018 г. “Проектным и научно-исследовательским институтом по газоснабжению, теплоснабжению и комплексному благоустройству городов и сел Украины” (УкрНИИинжпроект), который использовал статистику по 512 тыс. потребителей газа из разных областей Украины.

Общее заключение последнего анализа: нормы, утвержденные постановлениями Кабмина №203 и 204 от 23 марта 2016 г., являются экономически необоснованными, что приводит к бесплатному использованию газа бытовыми потребителями в размере 2,681 млрд. грн. в год (383 млн. куб. м природного газа). Вдобавок потребители, квартиры которых не оборудованы счетчиками газа и которые платят по нормам, нерационально используют газ. А именно: обогревают жилье с помощью газовых плит и газовых духовых шкафов. Результат – в отопительном периоде 2017/2018 гг. у них на 17% увеличилось потребление природного газа.

Анализ доказывает, что нормы потребления были занижены вдвое, что приводит к бесплатному потреблению газа и убыткам. При таких условиях бытовые потребители уклоняются от установки счетчиков газа, ведь для них государственный бюджет покрывает 100% объема потребления за счет субсидии, в отличие от бытовых потребителей со счетчиками, которым государство компенсирует исключительно по нормативам минимального потребления. Поэтому в некоторых случаях бытовые потребители со счетчиками, понимая преимущества потребителей без счетчиков, установленные счетчики умышленно выводят из строя.

С учетом этого подготовленный проект постановления Кабинета министров “Некоторые вопросы потребления природного газа бытовыми потребителями” должен был бы урегулировать вопрос определения норм потребления. Хотя это и не является панацеей использования и экономии газа. Более того, многие эксперты считают, что нормы, действовавшие в последнее время, были исключительно на пользу облгазам и газсбытам.

Интересно, к каким выводам придет “Нафтогаз Украины”, который также должен устанавливать счетчики.

И почему 30 января правительством анонсирована норма в 3,29 куб. м – без расчетов и каких-либо исследований, – остается только догадываться. Как и о том, что не нашли правительственные чиновники лучшего времени для внедрения монетизации субсидий.

Ассоциация газового рынка считает необоснованным снижение Кабмином нормы потребления газа населением без счетчиков. Приводим мнение главы Ассоциации газового рынка Дениса Сенектутова.

“Министерство энергетики и угольной промышленности в течение 2018 года проводило рабочие встречи, совещания, были проекты постановления об изменении норм потребления и летом 2018-го, потом три раза осенью, норматив расчетный, установленный на плиту, 7,24 куб. м. Это публично обнародованные и согласованные тексты. И по непонятным причинам и основаниям 30 января правительством анонсирована норма 3,29 куб. м, расчетов к ней нет”, – сказал он.

По словам Сенектутова, исследование норм потребления газа с 2011 г. проводилось лишь трижды, и данные о фактическом потреблении по этой выборке бытовых потребителей составляют в среднем на плиту 6,64 куб. м.

“Мы видим, что норма, которая анонсирована или принята правительством, является заниженной более чем в два раза. По анализу Минэнерго, это приводит к разбалансировке системы в объеме 383 млн. куб. м газа в год, в деньгах это 2,6 млрд. грн. Вопрос: кто за это заплатит? Если мы берем стоимость для бытового потребителя, то по регулируемой цене это 8,51 грн./кубометр. И если норматив не обоснован, то каждое потребление, которое возникло вследствие установления этого необоснованного для оператора ГРС норматива, обойдется, например, в 15 грн., так как это соотносится с законодательством по технологическому газу”, – резюмировал он.

27 ноября 2018 г. Верховный суд оставил без удовлетворения кассационную жалобу Кабинета министров на решения Киевского апелляционного административного суда от 9 августа и Окружного админсуда Киева от 30 мая о признании недействительным постановления Кабмина от 23 марта 2016 г. №203, которым были снижены нормы потребления природного газа для населения, не имеющего счетчиков.

Таким образом, действовавшие до 2016 г. нормы потребления газа были восстановлены, при этом согласно постановлению №619 от 1996 г. данные нормативы составляют 9,8 куб. м на человека при наличии газовой плиты и централизованного горячего водоснабжения, 18,3 куб. м – при отсутствии централизованного горячего водоснабжения и газового водонагревателя и 23,6 куб. м – для тех, кто использует газовую плиту и водонагреватель.

Тем не менее хоть и с опозданием текст постановления Кабмина №63 о снижении норм потребления газа появился.

Итак, Кабинет министров постановлением №63 от 30 января 2019 г. уменьшил нормы потребления газа для населения без счетчиков. При этом указал, что “применение норм потребления природного газа бытовыми потребителями в случае отсутствия счетчиков газа, утвержденных пунктом 1 этого постановления, осуществляется с 9 августа 2018 г.”.

Предвидя, что эти изменения будут касаться почти четверти населения, приводим остальную часть текста постановления:

“не допускается начисление и учет задолженности на лицевом счету бытового потребителя за природный газ, возникшей в связи с утратой силы постановлениями Кабинета министров Украины от 29 апреля 2015 г. №237 “О внесении изменений в нормы потребления природного газа населением в случае отсутствия газовых счетчиков” (Официйний виснык Украины, 2015 г., №36, ст. 1075) и от 23 марта 2016 г. №203 “О нормах потребления природного газа населением в случае отсутствия газовых счетчиков” (Официйний виснык Украины, 2016 г., №4, ст. 958);

не начисляются поставщикам природного газа для потребностей бытовых потребителей задолженность за природный газ в пределах норм потребления природного газа населением в случае отсутствия газовых счетчиков, утвержденных постановлением Кабинета министров Украины от 8 июня 1996 г. №619 (ЗП Украины, 1996 г., №13, ст. 360), в редакции, действовавшей до 1 октября 2014 г., а также штрафные санкции, 3 процента годовых и инфляционные потери, начисленные на такую задолженность.

  1. Операторам газораспределительных систем, на которых в соответствии с постановлением Кабинета министров Украины от 19 октября 2018 г. №867 “Об утверждении Положения о возложении специальных обязанностей на субъектов рынка природного газа для обеспечения общественных интересов в процессе функционирования рынка природного газа” возложены специальные обязанности, подавать Министерству финансов до 15 числа месяца, предшествующего месяцу поставки, информацию о почтовом адресе объекта газопользователя, дате и номерах договора распределения природного газа, заключенного с бытовым потребителем, персональном коде идентификации потребителя как субъекта рынка природного газа или его точке коммерческого учета для ее обобщения.
  2. Рекомендовать публичному акционерному обществу “Национальная акционерная компания “Нафтогаз Украины” вместе с операторами газораспределительных систем обеспечить установку индивидуальных счетчиков природного газа по заявлениям бытовых потребителей.
  3. Министерству экономического развития и торговли вместе с публичным акционерным обществом “Национальная акционерная компания “Нафтогаз Украины” обеспечить учет в финансовом плане общества затрат на установку индивидуальных счетчиков газа для бытовых потребителей.
  4. Признать утратившими силу постановления Кабинета министров Украины согласно прилагаемому перечню”.

Следовательно, утратили силу постановления КМУ №619, 237, 203, 316 и 609, которыми с 2015 г. регулировались нормы потребления газа для населения.

Интересно, что на установку счетчиков правительство предусмотрело средства (теоретически пока) в финансовом плане ПАО “НАК “Нафтогаз Украины”, о чем должны позаботиться НАК вместе с Минэкономразвития и торговли (п. 5 постановления). Собственно, как и заявлял глава “Нафтогаза” Андрей Коболев.

Но никто так и не изменил систему обеспечения средствами на счетчики распределительных компаний. Хотя и они обязаны устанавливать счетчики за собственные средства. Но в утвержденных НКРЭКУ тарифах для операторов газораспределительных сетей (ГРС) на установку счетчиков предусмотрено 2 коп. на 1 кубометр (т.е. 0,2% в цене газа). Хватит ли этих двух копеек с куб. м для установки 2,5 млн. счетчиков? И сколько на это выделят “Нафтогазу”?

В Украине отсутствуют достоверные нормы потребления газа в быту для абонентов, у которых не установлены бытовые счетчики газа. Поэтому любые нормы газопотребления, установленные Кабмином, мягко говоря, условны. Как иначе объяснить, что только с 2015 г. правительство ведет себя с нормами газопотребления как нерасторопный баянист? Как можно снизить, например, норму потребления для пользователей только при наличии газовой плиты с 9,8 до 3,29 куб. м на одного человека в месяц сразу? Да еще и задним числом!

Это при том, что даже операторы ГРС говорят о неопределенности норм потребления газа. А именно их “Нафтогаз” обвиняет и в долгах, и в сверхнормативном потреблении.

Юристы считают, что не платить по счетам нельзя, а после принятия новых норм излишек должен быть перечислен потребителю. Но, чтобы предотвратить такие ситуации в будущем, советуют просто устанавливать счетчики.

Что такое стандартные условия, и почему потребители должны платить коэффициент приведения газа к ним?

В первом разделе Закона “О рынке природного газа” определено, что природный газ является товарной продукцией, “находящейся в газообразном состоянии при стандартных условиях”. В Кодексе газораспределительных систем определено, что “объем газа в точках коммерческого учета должен быть приведен к стандартным условиям”. Также Типовой договор на распределение природного газа определяет расчетной единицей “распределенного и потребленного природного газа один м куб. природного газа, приведенный к стандартным условиям, определенным в Кодексе газораспределительных систем”. В Правилах поставки природного газа берется та же расчетная единица.

Приведение к стандартным условиям необходимо из-за того, что объем природного газа уменьшается при охлаждении (сжимается), а при нагревании, наоборот, увеличивается (расширяется). То есть температура воздуха влияет на учет газа.

Поэтому приведение объема потребленного газа к стандартным условиям уже три года применяется ко всем категориям потребителей, кроме населения. Для приведения используются коэффициенты в соответствии с методикой, утвержденной приказом Минтопэнерго №116 от 26 февраля 2004 г.

Почему приведение к стандартным условиям надо применять также и для населения? Потому что раньше, по мнению НКРЭКУ, температурная разница в объемах газа, поставляемых населению, вроде бы была учтена в тарифах – в так называемых производственно-технологических затратах (ПТЗ). Но при определении объема ПТЗ в 2015 г. Минэнергоугольпром не учло температурную разницу из-за “приведения методик определения размеров нормативных потерь и производственно-технологических потерь газораспределительных предприятий к требованиям стандартов ЕС”. Поэтому их объем утвердили в размере 0,989 млрд. куб. м вместо расчетных 1,48 млрд. куб. м газа. Таким образом, температурная разница была исключена из тарифа на распределение природного газа после принятия Закона “О рынке природного газа”.

Что же касается коэффициентов, то для приведения объемов потребленного газа к стандартным условиям существуют счетчики с термокорректорами. Они дорогие и используются в промышленности, где объемы потребления большие. Для корректировки объемов газа для бытовых и небольших коммерческих потребителей разработаны специальные коэффициенты. Они зависят от сезона, области, в которой находится потребитель, и расположения самого счетчика. Даже расстояние до счетчика от входа в помещение имеет значение. Поэтому коэффициенты могут отличаться у потребителей с идентичным оборудованием, живущих в одинаковых домах. Такие коэффициенты вы можете увидеть в своих платежках. И если верить энергорегулятору, дважды мы по ним не платим.

Бытовые счетчики измеряют рабочий объем газа. Но он изменяется на 3,4% при колебании температуры на 10°С. Если температура растет, объем газа в кубометрах увеличивается, если падает, соответственно, уменьшается. Чтобы учесть температурную разницу, применяются коэффициенты. Зимой используются коэффициенты больше единицы, а в теплые месяцы – это единица и меньше. (Алла Еременко, Александр Иванов, Зеркало недели/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий