Депутаты сената 14 марта на пленарном заседании приняли закон “О ратификации Рамочного соглашения между правительством Республики Казахстан и правительством Республики Узбекистан о некоторых вопросах сотрудничества в сфере энергетики”.
Как пояснил исполняющий обязанности министра энергетики Махамбет Досмухамбетов, страны “наработали весомый потенциал для сотрудничества в нефтегазовой сфере”.
– Соглашение подписано с целью укрепления дружественных связей между нашей республикой и Республикой Узбекистан и стимулирования нашего сотрудничества в нефтегазовой сфере, нефтегазохимии и электроэнергетике. Кроме того, нами принято во внимание то, что сотрудничество между нашими государствами в нефтегазовой сфере носит взаимодополняющий характер, а также обладает географическим преимуществом для дальнейшего расширения сотрудничества двух стран в данной области, – пояснил Махамбет Досмухамбетов, выступая перед сенаторами.
Соглашение направлено на три основные цели – активизацию поставок сырой нефти в Узбекистан для переработки на местных НПЗ, решение вопроса бесперебойного снабжения юга Казахстана природным газом в осенне-зимний период, а также взаимную заинтересованность в развитии транзитного потенциала газотранспортной системы Республики Узбекистан и обмен опытом в реализации и эксплуатации нефтегазохимических проектов.
– На сегодняшний день в нефтяной сфере в целях обеспечения потребностей Узбекистана в нефти нами за 2018 год осуществлена поставка более 260 тыс. т. Казахстан готов и далее осуществлять поставки нефти в Узбекистан из собственных ресурсов посредством нефтепровода Кенкияк – Кумколь и далее с перевалкой на ж/д цистерны на станции Шагыр. В настоящее время тариф по данному маршруту составляет $25,12 за 1 ту. В соответствии с запросом Узбекистана Российская Федерация рассматривает вопрос поставки нефти в Узбекистан в объеме до 1 млн. т в год. Казахстан в данном контексте рассматривается как транзитная сторона. Были осуществлены пробные поставки нефти транзитом через Казахстан в 2017 году – 68 тыс. т, в 2018 году – порядка 36 тыс. т, – пояснил Досмухамбетов.
Кроме того, по его словам, Узбекистан заинтересован в приобретении до 5 млн. т нефти в год, в том числе у Казахстана – до 2 млн. т и у России – до 3 млн. т. Также рассматривается вариант поставки 5 млн. т только из Казахстана.
Вместе с тем для стабильных поставок нефти в Узбекистан в объеме до 5 млн. т необходимы значительные инвестиции в транспортную инфраструктуру. В частности, при транзите российской нефти через территорию Казахстана необходимо расширение нефтепровода Туймазы – Омск – Новосибрск-2 с текущих 11 млн. т до 17,5 млн. т в год и реконструкция НПС Трудовое (Карагандинская область ближайший населенный пункт Осакаровка), при этом ориентировочные инвестиции оцениваются в размере $70,6 млн. Также необходимо увеличение пропускной способности нефтепровода Кенкияк – Атырау после завершения проекта реверса с целью транспортировки нефти с запада Казахстана до 8-12 млн. т в год, ориентировочные инвестиции – от $121,1 млн. до $162,5 млн.
Еще одно направление – строительство нового нефтепровода с юга Казахстана до границы с Узбекистаном (планируемая протяженность трубопровода НПС Шагыр – граница Узбекистана 170 км) мощностью 5 млн. т в год, ориентировочные инвестиции – $133,5 млн.
– Необходимо также отметить, что стабильные поставки казахстанской нефти в Узбекистан возможны только с месторождений, расположенных в западном регионе Казахстана, преимущественно с месторождений Тенгиз, Кашаган и Карачаганак, – уточнил представитель Минэнерго, добавив, что соглашение является рамочным и вопросы поставки нефти в Узбекистан являются предметом дополнительных переговоров между Казахстаном, Россией и Узбекистаном.
Немаловажно, что соглашением оговариваются вопросы налогообложения между двумя странами. На сегодняшний день транспортировка нефти и транзит нефти по территории Казахстана в Узбекистан является международной перевозкой. При этом сейчас поставки из Казахстана в Узбекистан осуществляются комбинированным способом: вначале по нефтепроводной системе АО “КазТрансОйл” до станции Шагыр и далее железнодорожным транспортом до границы Казахстана с Узбекистаном.
– Однако статьей 387 Налогового кодекса предусмотрено, что, в случае осуществления международной перевозки несколькими перевозчиками, к международной относится перевозка, осуществляемая перевозчиком до границы Республики Казахстан с границей Республики Узбекистан. Для того чтобы по всему маршруту транспортировки нефти применить нулевую ставку НДС, мы совместно с узбекской стороной пришли к соглашению, что до ввода в эксплуатацию магистрального нефтепровода Шымкент – Джизак в данном соглашении в статье 10 прописать иные правила, чем те, которые содержатся в Налоговом кодексе Республики Казахстан, – уточнил Досмухамбетов.
Также предусмотрено создание координационного совета по всем вопросам двустороннего сотрудничества в энергетической сфере, что, по мнению Минэнерго, “позволит комплексно подойти к решению многих вопросов в рамках двусторонней торговли нефтью, нефтепродуктами, газом, продукцией нефтехимии и в области электроэнергетики”. (Forbes.kz/Энергетика Украины и мира)