Распределять недра должны не чиновники. Есть более простой и эффективный инструмент – аукцион.

В начале марта Госгеонедра впервые в Украине провела в системе ProZorro. Продажи электронные аукционы с нефтегазоносных площадей.

Это событие можно назвать эпохальным.

В 2013-2017 годах аукционы были законодательно определены как основной инструмент продажи прав на пользование недрами, но 84% участков выдавали без аукционов.

В 2018 году первые аукционы состоялись осенью. Государство на уровне подзаконных актов установила ряд ограничений. Это привело к тому, что большинство разрешений было непрозрачно продано путем конкурсов и соглашений о разделе продукции.

Самый большой плюс торгов – рынок получил сигнал о запуске процедуры, которая обеспечивает честный доступ к недрам для всех участников процесса.

Это был сигнал для инвесторов о том, что правила с большой вероятностью будут придерживаться и в дальнейшем. Госгеонедра уже объявила о следующих электронные аукционы: в мае и июне служба продавать еще 16 нефтегазоносных участков.

Кроме прозрачности процесса, аукционы показали и экономическую эффективность. Совокупная цена проданных участков в три раза превысила стартовую стоимость. В масштабах страны 140 млн. грн. – незначительная сумма, но сам факт такого прироста показателен.

Кроме того, в экономической практике аукционы применяются не только для получения максимальной суммы денег, но и для выяснения реальной цены актива.

Если такая практика будет продолжаться, то в будущем появится рынок и сформируется понимание реальной стоимости права на добычу полезных ископаемых в Украине. У инвесторов появятся ориентиры для принятия решений об участии в добыче.

Когда же активы продаются по цене, которую определил условный чиновник, то планировать что-то совершенно бессмысленно. Стартовая цена лота сейчас определяется по какой-то сумасшедшей формуле. Главная претензия к ней – неоправданная сложность.

Она предполагает не просто необходимость оценки запасов, залегающих в глубинах оцениваемой площади. Это еще можно оценить, хотя поле для манипуляции огромное – как в сторону повышения, так и в сторону снижения стоимости.

Вишенка на торте – необходимость вычислить, какую прибыль получит компания за время действия лицензии. Гении экономического анализа с Госгеонедра пытаются рассчитать доходность этого бизнеса на 20 лет вперед и 2% от этой прибыли заложить в стоимость лота. В украинских условиях это научная фантастика.

Проанализировав эффективность этого инструмента, эксперты “Офиса эффективного регулирования” пришли к выводу, что рациональнее было бы устанавливать стартовую цену лотов при дальнейшем проведении аукционов на символическом уровне – 1 грн.

Конечно – при условии определенного гарантийного платежа, например, 1 млн. грн., который победитель теряет, если не захочет оплатить стоимость купленного актива.

При грамотно организованном аукционе (заблаговременное информирование потенциальных участников, открытая и простая регистрация на аукцион) участники рынка с этой одной гривны одинаково поднимут стоимость лота к рыночной.

Второй вариант – выбрать другой объективный критерий для оценки лота, например, площадь участка. Земельный участок проще оценить, а полученную стоимость можно скорректировать на повышающий коэффициент, например, умножить на десять.

Это существенно уменьшит время и затраты на определение стартовой цены. Если бы на состоявшемся аукционе стартовая стоимость лота была меньше, то процент успешных продаж и заинтересованность были бы выше.

Безусловно, это не единственная проблема. То, что покупатели пришли только на три из десяти выставленных участков – негативный сигнал. Он также указывает на качество активов, которые были предложены рынку. Есть подозрение, что “самое вкусное” попытаются распределить по старым схемам на каких конкурсах с своеобразными критериям.

Продажа прав на пользование недрами на конкурсе – нормальная мировая практика, но ее могут себе позволить только страны с сформированным рынком и сильными публичными институтами. Когда же рынок только формируется, то применение любых критериев, кроме цены, связанное с дополнительными коррупционными рисками.

Сейчас правительство готовит к продаже еще 12 участков по соглашению о разделе продукции (СРП). Это непрозрачная процедура, дискредитировала себя.

Опыт продажи участков по схеме СРП компаниям Shell и Chevron показал, что в обоих соглашениях была коррупционная составляющая на уровне 10% от суммы сделки (в обоих проектах участвовала компания “СПК-Геосервис”, которую связывали с Эдуард Ставицкий.) На самом деле эти конкурсы являются угрозой возвращения к старому порядку.

Чтобы устранить вероятность возникновения коррупционной составляющей, BRDO предлагает определить четкие критерии, когда участки как исключение выставляются на конкурс вместо аукциона. Для этого не требуется законодательное вмешательство. Чтобы сделать рынок более прозрачным, хватит лишь политической воли Кабмина.

BRDO видит два критерия, по которым актив можно продавать на конкурсе. Первый – участок трижды не было продано на электронных торгах. Второй – в виде исключения, когда речь идет о добыче в труднодоступных местах с помощью уникальных технологий или как предложения для стратегических инвесторов.

Урегулирование потребует еще два момента.

Первый – непредсказуемость частоты проведения торгов. Госгеонедра должен разработать график аукционов. Его отсутствие затрудняет мониторинг рынка прав на использование недр для потенциальных участников и снижает их интерес к процессу.

Второй – необходимо убрать барьеры для участия зарубежных инвесторов. Сейчас для участия в аукционе газодобывающая компания должна иметь зарегистрированное в Украине предприятие. Мы предлагаем заменить эту норму правом победителя аукциона создать юридическое лицо в Украине через два месяца после окончания торгов.

Когда рынок только зарождается, надо пользоваться простыми и эффективными инструментами распределения недр. Мы должны прийти к идеальной ситуации, когда Госгеонедра концентрируется на геологической составляющей и устраняется от выделения участков, а активы распределяются на внешнем площадке – через аукционы.

Государство получает экономический эффект в виде роста добычи и поступлений в бюджет, а бизнес – прозрачные и понятные условия выдачи лицензий на добычу. (Алексей Гончарук, председатель BRDO, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий