Антимонопольный комитет Украины решил напомнить операторам рынка нефтепродуктов о соблюдении ценовой дисциплины.
В частности, в распространенном 29 мая сообщении антимонопольное ведомство напомнило рынку его прописные истины, известные любой компании, зарабатывающей на поставках топлива в Украину: украинский рынок остается импортозависимым, на 80% недостаток покрывается поставками из всего лишь двух источников – России и Беларуси, поэтому ценовая стабильность на украинском рынке непосредственно зависит от поставок из этих стран.
АМКУ также напомнил о санкциях, которые Россия ввела по отношению к поставкам топлива в Украину, – с 1 июня импорт в Украину российского бензина, дизельного топлива и сжиженного газа возможен только при наличии разрешения, выданного министерством экономического развития РФ. Плюс вводится запрет на вывоз из РФ в Украину нефтяного сырья, нефтепродуктов и нефтехимии.
“Это создает риски относительно ограничения конкуренции на рынке оптовой торговли нефтепродуктами и может обусловить рост цен на топливо в розничной сети, в том числе в связи с необходимостью диверсификации источников поставок”, – говорится в сообщении АМКУ.
Антимонопольный комитет предупредил, что будет мониторить ситуацию на рынке топлива и не допустит, чтобы не нарушилось законодательство о защите экономической конкуренции. Понимать это нужно так, что как только цены на топливо вырастут, АМКУ тут же начнет изучать, нет ли здесь сговора поставщиков.
В свою очередь 16 мая украинское правительство нанесло симметричный удар, направленный против российских нефтепродуктов. В частности, на дизельное топливо была введена пошлина в размере 2%, что составляет около 350 грн./т, или 30 коп. на литре. Эти пошлины были установлены на объем в 2,5 млн. т дизеля, а все, что сверху, должно облагаться пошлиной в размере 25%. Эксперты рынка отмечали, что введенная квота практически соответствует годовому импорту дизеля из России (2,7 млн. т – в 2018 г.). Украинское правительство также причислило бензин и сжиженный газ к категории “чувствительного” импорта, но ни квот, ни пошлин не вводило. При этом бензин из России в Украину не поставляется, но доля поставок сжиженного газа из РФ на украинском рынке занимает около 40%.
По данным Консалтинговой группы “А-95”, с момента объявления Россией санкций розничные цены на топливо в Украине выросли. В частности, если литр бензина А-95 19 апреля стоил 28,8 грн., то по состоянию на 30 мая – 30,32 грн. Дизельное топливо 19 апреля было в рознице по 28,4 грн./л, а уже 29 мая – 29,85 грн.
Директор “А-95” Сергей Куюн отметил, что цены на топливо значительно выросли с 18 апреля не только на новостях о санкциях со стороны России, но также и на информации о последствиях от прокачки Россией “грязной” нефти, из-за которой был остановлен Мозырский нефтеперерабатывающий завод.
Однако эксперт считает, что для подорожания не было оснований, – цены выросли только на ожиданиях и панике. Поэтому, по его мнению, недавнее заявление АМКУ – попытка предотвратить повторение панической ситуации.
В то же время Сергей Куюн отметил, что для паники и роста цен пока нет никаких оснований: поставщики российского топлива заверяют, что министерство экономического развития РФ выдало экспортерам все разрешения, правда, документов пока никто не видел. Это подтверждает и сообщение профильного информресурса Argus Media, которое ссылается на представителей украинских и российских компаний.
Цены на нефтепродукты также зависят и от стоимости нефти, и падение цен на сырье может потянуть вниз и топливо. Однако, по слова Сергея Куюна, пока что цены на нефть колеблются в диапазоне, который не оказывает влияние на стоимость бензина на АЗС. “Пока нет особых перепадов: нефть была $73-75, сейчас – $70. И в этом диапазоне она колеблется последние месяцы, и особых перепадов нет”, – сказал он. (Александр Суков, Деловая столица/Энергетика Украины и мира)