Реформировать систему контроля над оборотом нефтепродуктов в Украине не спешат. Тому есть несколько причин. Масштабы проблемы – миллиарды гривен.
Украинцы очень хотят перемен – недавно дружно за них проголосовали. Хотят, чтобы все было, “как в Европе”. Но когда реформы приходят, многие выступают против. Начинать с себя никто не хочет.
Ярчайший пример такого странного подхода – реформирование системы контроля над оборотом нефтепродуктов.
Масштабы проблемы – десятки миллиардов гривен, пролетающих мимо госбюджета. Страдают и граждане: нарекания на качество топлива не утихают (речь о фальсификате).
К тому же, то здесь, то там слышатся взрывы складов, автоцистерн и заправок, которые на поверку оказываются нелегальными.
Безусловно, сложно работать в таких условиях и белому бизнесу: уплачивая все налоги и соблюдая стандарты, ты просто не можешь конкурировать с нелегалом. Собственно, масштабы проблемы объясняют сопротивлением, с которым сталкиваются попытки изменить ситуацию. Это огромная теневая сфера, которая уходить не собирается.
В 2016 году впервые была введена система электронного администрирования реализации топлива (СЭАРТ). Она призвана следить за уплатой акцизного сбора по аналогии с НДС, который начали “электронно” контролировать в 2015 г.
Тогда СЭАРТ чудом не “сбили” в парламенте за месяц до начала реформы, был подготовлен законопроект об отсрочке. Но программа стартовала, и в 2016 году уплата акциза выросла на 20%, а в 2017 году – на 40%. Еще одна наша особенность – результаты реформ никому не интересны и освещаются слабо. Куда охотнее СМИ и блогеры пишут о проблемах. Если кто не знает, “топливные” акцизы – основной источник наполнения Дорожного фонда, из которого финансируется строительство и ремонт дорог.
В конце 2018 г. парламент принял изменения в Налоговый кодекс, которыми ужесточил контроль над целевым использованием авиационного керосина. Его массово начали смешивать с дизтопливом, играя на разнице акцизов: на керосин он составляет 20 евро за 1000 л, а на ДТ – 139 евро.
Ожидаемо поднялся шум. “Так закрутили гайки, что останемся без топлива, самолеты не взлетят!” – такой была риторика, в том числе и легального сектора.
Действительно, некоторые шероховатости в первые два месяца были, но спустя полгода о том дискомфорте никто не вспоминает. Ни один самолет не пострадал. А импорт авиатоплива упал вдвое и бюджет, по моим расчетам, получит в этом году дополнительно 1 млрд. грн.
Выпавшие объемы керосина будут заменены дизтопливом, налоги на которое выше. Но об этом тоже не очень говорят. (Директор “Консалтинговой группы А-95” Сергей Куюн, ЛIГА.Бизнес/Энергетика Украины и мира)