Российские санкции и инцидент с “грязной” нефтью в Беларуси не повлияли на ресурсное наполнение украинского рынка, однако это не помешало сетям АЗС получить сверхприбыли.
В середине апреля украинский топливный рынок потрясли две новости. Сначала Россия заявила о введении ограничений на поставки нефтепродуктов, а через день стало известно об инциденте с “грязной” нефтью, которая нарушила работу местных НПЗ.
Поскольку около 80% нефтепродуктов от общего объема импорта ввозится в Украину из Беларуси и РФ, последствия для ресурсного наполнения рынка могли быть плачевными.
Страхуя риски, отечественные операторы рынка за две недели повысили цены на бензины и “дизель” в среднем на 1,5 гривны. Учитывая сложность ситуации, в то время такой шаг выглядел более или менее оправданным. О возможном росте цен предупреждал даже Антимонопольный комитет.
Впрочем, сейчас рынок работает в обычном режиме, дефицита топлива нет, Беларусь сняла все ограничения, а санкции России оказались не такими страшными, как их рисовали. При этом цены на стелах АЗС до сих пор держатся на постсанкционном уровне, обеспечивая владельцев сетей сверхприбылями.
Как санкции России и скандал с загрязненной нефтью повлияли на украинский рынок нефтепродуктов и почему цены на заправках не двигаются вниз уже второй месяц, в материале ЭП.
Страшные санкции
18 мая премьер России Дмитрий Медведев сообщил о расширении санкций в отношении Украины, которые касаются, среди прочего, рынка. Предполагалось, что ограничения вступят в силу с 1 июня.
С самого начала украинские СМИ начали распространять информационные месседжи, которые не совсем соответствовали сути введенных санкций. В частности, речь шла о том, что с 1 июня Москва вроде бы вводит запрет на ввоз в Украину бензина, дизельного топлива и пропана.
На самом деле назвать запретом все это нельзя, ведь речь шла о специальных разрешениях от Министерства экономического развития Российской Федерации на поставку таких товаров. Фактически – о дополнительном лицензирования.
Опрошенные ЭП эксперты топливного рынка предполагали, что проблем с разрешениями возникнуть не должно. Причина – крупнейшими поставщиками нефтепродуктов со стороны России является топливные гиганты “Роснефть” и “Лукойл”.
Забегая вперед отметим, что в итоге все поставщики разрешения получили, хотя не обошлось в этой истории и без точечных ограничений, которые распространялись на июнь. Дело в том, что Москва оставила за собой право пересматривать квоты на поставку нефтепродуктов каждого месяца.
Важно знать, что ни бензины, ни нефть, которые также попали в санкционного списка, Украина с РФ не импортирует. Поэтому “русские” ограничения распространялись только на дизтопливо и сжиженный газ, которые в топливном балансе Украины занимают 42,7% и 30% соответственно.
Это означало, что проблем с бензином возникнуть не должно. Однако уже через день после объявления Россией о новых санкциях, произошел другой неприятный инцидент – Беларусь заявила о поступлении “загрязненной” нефти со стороны РФ.
19 апреля концерн “Белнефтехим” пожаловался на ухудшение качества экспортной нефти марки Urals. Отдельные пробы показывали превышение допустимой нормы хлоридов в 100 раз.
Проблемы с нефтью заставили белорусскую сторону 22 апреля заявить об ограничении экспорта бензина и дизеля. В том числе – в Украине. На решение проблем и возобновления поставок ушел месяц.
Точка невозврата
Именно в этот период цены на стелах АЗС начали стремительно расти, однако откатиться к апрельским показателей так и не смогли. Несмотря на то, что форс-мажорные обстоятельства уже давно позади и ситуация на рынке более или менее стабильна.
Итак, в начале апреля литр бензина А-95 стоил на украинских АЗС в среднем 28,65 грн., литр А-95 премиум – 29,79 грн. Такие показатели сохранялись до середины месяца.
Первый незначительный скачок состоялся 19 апреля после объявления Россией о новых санкциях и новости из Беларуси.
Такая же ситуация в рознице была на рынке дизельного топлива. В начале месяца литр ДТ в среднем стоил 28,34 грн., после 19 апреля – 28,51 грн.
Впрочем, уже в начале мая цены на АЗС были существенно выше. Так, бензин А-95 стоил 30,34 грн. за литр, А-95 премиум – 31,46 за литр, а дизтопливо – 29,92 грн. за литр.
Динамика цен на рынке автомобильного газа (LPG) в течение этого периода была несколько иной. Его стоимость также выросла примерно на 1 грн., но это повышение было более равномерным.
Оно началось еще в начале апреля и после новостей из России и Беларуси стремительного скачка цен не произошло. В начале апреля литр сжиженного газа стоил 12,61 грн., 22 апреля – в среднем 13,4 грн.
Таким образом всего за две недели рост цен на бензины и дизтопливо в розничном сегменте составило в среднем 1,5 гривны. Что стало причиной такого роста и почему цены не возвращаются на апрельские позиции?
Прибыль превыше всего
Опрошенные ЭП эксперты разошлись в своих оценках причин роста стоимости нефтепродуктов. Так, аналитик консалтинговой группы Upeco считает, что цены повысились на фоне роста котировок на нефтепродукты на иностранных биржах.
“Котировки по базисах в Нидерландах и Италии формируют ту цену, по которой рассчитываются наши операторы с производителями и поставщиками зарубежного топлива на границе с Украиной”, – говорит эксперт.
Не соглашается с ним Сергей Сапегин, директор Научно-технического центра “Психея”: В независимости от того, какая была цена на внешних рынках, оптовый внутренний рынок в то время показало, что он стабилен и демонстрировал тенденцию к снижению “, – заявил эксперт.
Такого же мнения придерживается и директор EXPRO Consulting Геннадий Кобаль. “На европейском рынке, откуда мы берем котировки, цена на нефтепродукты в тот период даже немного снизилась. Все выглядит как спланированная акция по содержанию высоких цен”, – утверждает Кобаль.
При этом все без исключения эксперты сошлись во мнении, что цены на розничном рынке нефтепродуктов пока завышены.
“После снижения котировок цены на АЗС остались на старых показателях. Мы видим эту разницу, сейчас она составляет примерно 1,5 грн. на литре, и она не является рыночной. Нет такого игрока, который бы сегодня первым пошел вниз”, – заявил Сиренко.
По его словам, обычно таким драйвером была группа “Приват”, но сейчас даже они торгуют с необычной для себя маржой. “Сегодня маржа отличается на 30-40% от той, которую обычно зарабатывают розничные операторы”, – говорит он.
Повышение цен операторами в апреле-мае Сапегин объясняет рисковыми факторами.
“Был риск нарушения топливного баланса в связи с” грязной “нефтью и санкциями России.
Этот риск был заложен операторами в цену. В результате, несмотря на то, что оптовые цены пошли вниз, розница остался на апрельском уровне “, – заявил он.
Почему же операторы не спешат снижать цены? “Обычно на них влиял Кабмин или АМКУ. У нас страна уже полгода находится в состоянии выборов. Им не до этих мелочей. А на этих мелочах украинские семьи могли бы экономить миллионы грн.”, – заявляет Сиренко.
На самом деле реакцию от власти украинцы дождались, хотя и с опозданием. Накануне представитель президента в Кабмине Андрей Герус призвал операторов снизить цены на дизтопливо в ответ на снижение цен в оптовом сегменте.
Герус сообщил, что в течение последнего месяца на рынке “дизеля” наблюдается существенное снижение цены в оптовом сегменте.
За последние 2 месяца такое снижение составило 18% или почти 5 грн./литр. Он добавил, что сейчас розничная маржа составляет 7,5 грн./литр, хотя составляла 5 грн.
Первыми на призыв представителя президента отреагировали в компании ОККО. Уже на следующий день сеть АЗС снизила цены на дизтопливо сразу на 1 гривну, а бензины подешевели на 50 копеек. После этого стоимость “дизеля” на ОККО сравнялась с ценой сети “Приват” Игоря Коломойского, которая позиционирует себя как эконом-сегмент.
Другие операторы пока не спешат следовать примеру коллег, хотя все рыночные предпосылки для этого есть. Возможно, это произойдет в ближайшее время.
Перед публикацией материала появилась информация, что как минимум еще 7 крупных сетей АЗС также начали снижать розничные цены на бензин и дизтопливо. В частности, кроме ОККО цены снизили такие сети: WOG -1 грн./литр, Shell -0,7 грн./литр, UPG -0,7 грн./литр, Glusco 0,5 грн./литр, КЛО -0,6 грн./литр, Parallel 0,5 грн./литр и БРСМ -0,2 грн./литр. (Николай Топалов, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)