Предыдущая неделя началась под аккомпанемент шахтерских протестов. Украинские шахтеры в До-нецкой области вышли на массовые акции из-за задолженности по зарплате.
Около двухсот горняков шахты “Кураховская” прошли протестным шествием из города Горняк в со-седнее Селидово на митинг под зданием госпредприятия “Селидовуголь”. Шахтеры требуют погаше-ния многомесячных долгов по зарплаты и выделение средств на модернизацию и оснащение шахт. Требование совершенно понятное, если вспомнить, что только недавно президент Владимир Зелен-ский ездил во Львовскую область на другую государственную шахту “Лесная” в Сокальском районе, где в результате аварии погибли два горняка. В ГП “Львовуголь” те же проблемы – задержки с выпла-той заработной платы и пустой бюджет предприятия, что не позволяет выделять достаточно денег на обеспечение безопасности.
Угольщики снова не получают денег за поставленный уголь. И, что примечательно, не платят госу-дарственные же энергетические предприятия. В чем дело? Почему ситуация обострилась именно сейчас?
Причина проста и банальна – дело в том, что в стране “междувластие”, нового правительства пока нет, а старое “сдает дела”. И “сдает” их традиционным для украинских чиновников способом – отда-вая временный контроль над госпредприятиями всевозможным дельцам, способным за это хорошо заплатить. В июле чиновники “продали” схемщикам крупнейшие энергетические государственные предприятия. И именно в этом одна из главных причин того, что украинские угольщики сидят сейчас без денег.
Как писала «Экономическая правда», после смены власти роль “смотрящего” над государственной угольной отраслью получил одиозный донецкий бизнесмен – Виталий Беляков. Широкой публике это имя ничего не скажет, но на рынке оно очень хорошо известно. Это человек из ближайшего окруже-ния Януковича – с 2010 г. вплоть до бегства семьи экс-президента в Ростов он возглавлял ассоциацию “Донбасский рассчетно-финансовый центр” (ДРФЦ). Именно через эту структуру Александр Янукович контролировал группу углеобогатительных фабрик на Донбассе.
Кроме того, по данным СМИ, именно Беляков возглавил реализацию угля на оккупированных терри-ториях Донецкой области еще в 2015 г., организовав соответствующую схему вместе с “экс-вице-премьером” по социальной политике в “правительстве ДНР” Александром Калюжским, а также со своим племянником Максимом Эккертом, который отвечал за продажу угля на территорию России и в оккупированный Крым через ТД “Угли Донбасса”. Местные СМИ в “ДНР” также сокрушались по этому поводу.
Последние несколько лет Беляков прятался в Крыму и вот внезапно очутился во главе угольной от-расли. Свою историю успеха новый куратор отрасли начал писать с традиционной страницы – с кад-ровых зачисток глав государственных компаний.
Как уже писал Капитал, с июня Беляков начал принимать в своем киевском офисе на ул. Ирининской, 5/24 руководителей государственных угольных объединений.
Часть из них после разговора с Беляковым сохранила свои должности. Остальных поменяли. Приме-чательно, что покрывает кадровую вакханалию Белякова пока еще министр Игорь Насалик. Так, не-давно на сайте Минэнергоугля была опубликована пачка приказов, которыми были заменены “несго-ворчивые” руководители угольных объединений.
И здесь важно то, что шахтами дело не ограничилось – под контроль Белякова попало госпредприя-тие “Центрэнерго”. Его гендиректором поставили Виталия Потапенко, а ключевую должность дирек-тора по материально-техническому обеспечению отдали куму Белякова – Александру Уварову. И, как выяснили журналисты, люди Белякова начали восстанавливать схемы поставок угля с неподкон-трольных правительству территорий. Уголь из копанок боевиков банально дешевле, чем уголь укра-инских шахтеров. Ничего личного – просто бизнес.
По данным издания 368.media, Уваров пообещал представителю президента в Кабмине Андрею Ге-русу и олигарху Игорю Коломойскому, что за “помощь” в организации новой схемы работы – через ок-купированные территории и Беларусь, а также за политическую поддержку процесса – он будет готов ежемесячно перечислять 20 млн. долларов. Планировалось, что перегрузочной базой будет белорус-ский Ельск, но после скандала в СМИ схему решили подкорректировать.
Журналисты обнародовали договор “Центрэнерго” и украинской фирмы “Нафта Форс” о поставках уг-ля марки Т 0-50 (ТОМСШ). Официально их отгружают из Кемеровской области РФ с баз ООО “ГОФ Прокопьевская”. Конечная станция выгрузки теперь стала “Лиман” в Донецкой области на украинской территории.
Формально все чисто – вот и документы, и таможенные накладные на груз. Однако реально уголь от-гружают вовсе не из России, а из сепаратистского города Шахтерск. Все документы оформляют рос-сияне, а украинская таможня особо к накладным не придирается, как и СБУ.
В начале июня крупное российское экономическое издание “КоммерсантЪ” в обзоре угольного рынка подчеркивало, что положение отрасли осложнило закрытие рынка Украины. По данным департамента угольной промышленности Кемеровской области, в 2018 году Кузбасс экспортировал в Украину 8,27 млн. т энергетических и коксующихся углей, за четыре месяца 2019 года – 2,06 млн. т. Никакой информации в местных СМИ о новом важном контракте украинского бизнеса по поставкам угля из РФ нет.
“Центрэнерго” в лице первого замдиректора Ярослава Громко подписало контракт с неизвестной бориспольской фирмой “Нафта Форс”, основанной в августе прошлого года с одним директором-учредителем, на 400 млн. грн.!
И здесь самое время вспомнить, что “Центрэнерго”, в первую очередь, обязано сохранять производственную цепочку государственной угольной промышленности, а именно своевременно проводить оплату ГП “Госуглепостав” за транспортировку угля с обогатительных фабрик на ТЭС. Сейчас этого не происходит – ведь деньги уходят боевикам. У поставщика накапливаются долги перед фабриками, а те, в свою очередь не платят шахтам за добычу угля. В итоге, как у шахт, так и у фабрик не остается расчетных средств на оплату электроэнергии, которая занимает солидную долю в расходах. Закономерный итог – предприятия останавливаются, а шахтеры остаются без зарплат. Те самые украинские шахтеры, которые сейчас выходят на акции протеста.
По состоянию на август общая задолженность по зарплатам на государственных шахтах приблизилась к 1 млрд. грн. Шахтеры стучат касками, “смотрящий” получает миллиардные прибыли, а госу-дарство… безмолвствует.
В СНБО уже второй месяц не могут взять ситуацию в отрасли под свой контроль, а президент до сих пор не обратил внимание на вопиющие случаи коррупции в “Центрэнерго”. У угольщиков остается лишь надежда на то, что с появлением нового правительства и новых правоохранительных органов “смотрящих” все-таки выкинут с государственных предприятий, а люди начнут получать деньги. В противном случае выжатая как лимон отрасль просто умрет, и этого уже нельзя будет не заметить. (Капитал/Энергетика Украины и мира)