То, чего мы боялись – просто не произошло. Первого июля в Украине начал действовать новый рынок электроэнергии. Скептики паниковали: правовая база еще не готова, потребители не готовы, поставщики обречены на провал, необходимое программное обеспечение для ежедневных торгов и обмена данными между игроками рынка – даст сбой.
Генеральный директор ООО “Д.Трейдинг” в Киеве провел экспресс-проверку: что работает, а что – нет в новой модели энергорынка.
Миф №1. Цены вырастут в полтора, а то и в три раза
Они не выросли. Рынок электроэнергии запущен в безопасном режиме. Были внедрены ценовые ограничения на 9 месяцев (т. н. price caps), чтобы избежать возможного роста цен. Цены были ограничены во всех сегментах биржевого рынка. В первую неделю торгов средневзвешенная стоимость составила 1,62 грн. за кВт час. Такой же была оптовая цена в июне. Однако, предлагаемые цены варьировались от 1,51 грн. за кВт-ч до 1,63 грн. за кВ-ч, что вполне соответствует мировым рыночным практикам.
Но это только начало. Конечная цена для промышленных потребителей может быть снижена благодаря тарифу на передачу Оператора системы передачи (НЭК “Укрэнерго”). Если рассматривать лишь компенсации по публичным спецобязательствам (PSO) для производителей возобновляемой электроэнергии в связи с новыми объемами производства на второе полугодие, то тариф может быть снижен с 0,3474 грн. (0,3121 грн. в августе) до около 0,23 грн. за кВт-ч.
Миф №2. Только частные производители выиграют от новой модели рынка
Государственные производители атомной и гидроэлектроэнергии начали зарабатывать больше. За первый месяц на рынке они продали электричества по более высокой цене: “Энергоатом” – на 25%, и “Укргидроэнерго” – на 56%. В свою очередь, в первом полугодии тариф “Укргидроэнерго” был 0,704 грн. за кВт-ч. Согласно подсчетам регулирующего органа и экспертов, цена продажи электроэнергии “Укргидроэнерго” на новом рынке составит более 1,10 грн. за кВт час. Кабинет Министров уже оценил увеличение прибыли на более чем 800 млн. грн. до конца года. Несмотря на обязательства, налагаемые на “Энергоатом” и “Укргидроэнерго” в рамках PSO, которые сохранили самый низкий тариф на электроэнергию для населения в Европе.
Однако цена на электричество ТЭС частной компании ДТЭК снизилась на 12% сравнительно с первым полугодием. Конкуренция на рынке обострилась.
МИФ 3. Новая модель рынка не создаст предпосылок для конкурентного рынка
Каждый ищет лучшее предложение. Показательную ситуацию можно было наблюдать в первый день торгов. Государственная компания “Центрэнерго” (в состав которой входят Углегорская, Змиевская и Трипольская ТЭС) предложила цену в 2,3 грн. за кВт-ч на рынке двусторонних договоров, тогда как цена на рынке “на сутки вперед” была 1,59 грн. за кВт-ч. В итоге по лоту, предложенному “Центрэнерго”, просто не было покупателей.
День 1 июля вошел в историю отрасли. В этот день впервые в истории Украины были совершены поставки электроэнергии из Европы (Словакии) через Бурштынский энергоостров.
По официальным данным в течение первых 17 дней импортировали почти 97 млн. кВт час электроэнергии, из которых 92,675 млн. кВт час – из Словакии, и 4,241 млн. кВт час – из Венгрии.
Фактически, Бурштынский энергоостров – уже стал частью европейского энергорынка, где проходят международные торги. Отсюда электроэнергию экспортируют в страны, где цены в определенные часы выше, чем в Украине. Также, Украина уже осуществляет транзит электроэнергии из Словакии в Венгрию и Румынию. И Оператор системы передачи получает доход за использование магистральных сетей.
Что еще важнее, Единая энергетическая система Украины получает стабильные поставки электроэнергии из Беларуси, а именно – 6,8 млн. кВт час за период.
Миф 4. Программное обеспечение и игроки рынка не готовы
Все сработало. С 30 июня госпредприятие Оператор рынка начало регистрацию и выполнение сделок между независимыми покупателями и продавцами электроэнергии на своей электронной платформе на рынке “на сутки вперед”. Это главный и наиболее ликвидный сегмент рынка. Компании-производители, коммерческие и промышленные потребители, трейдеры покупают и продают электроэнергию на конкурсной основе. Внутрисуточный и балансирующий рынки функционируют схожим образом.
Другие сегменты рынка также начали работать без сбоев. Государственные производители продают электроэнергию по двусторонним договорам на Украинской Энергетической Бирже.
Расчеты производятся беспрерывно. Не было никаких перебоев в поставках электроэнергии с момента запуска нового рынка. Скептики и противники вернулись к своим фейсбук-блогам с пустыми руками. Новый Рынок пришел в Украину, и здесь он уже и останется.
Миф 5. Украина не сможет выполнить обязательства перед Европейскими партнерами
Международные финансовые партнеры Украины, также, как и многие другие местные лидеры мнений, продемонстрировали идеальный пример ситуации с “котом Шредингера”. Запуск нового рынка был одновременно и возможным, и невозможным, в зависимости от того, кого спрашивать – “Теория квантовой суперпозиции” во всей своей красе.
Непоколебимая уверенность в новом рынке снова воцарилась через неделю после его запуска. Доноры Европейского союза объявили о предоставлении нового транша макрофинансовой помощи от ЕС на сумму в 500 млн. евро.
Об украинской приверженности реформе четко сказано в Соглашении об Ассоциации между Украиной и ЕС, а также в соглашении об имплементации Третьего энергетического пакета ЕС. Новый рынок будет и далее развиваться, и улучшаться. Многие моменты до сих пор остаются нерешенными. Например, один из важных вопросов, который необходимо решить, касается ситуации со старыми долгами за электроэнергию перед производителями электроэнергии и НЭК “Укрэнерго”, накопленными за многие годы неэффективного управления старой рыночной системы. Еще одним нежелательным последствием реформ энергорынка являются необоснованные судебные иски и судебные решения на местах, которые угрожают поставить под сомнения правомерность нормативных актов в новом рынке. Это все добавляет опасений и неуверенности инвесторам и участникам рынка насчет будущего рыночной реформы в Украине.
Сражение между старым и новым продолжается. Украина не отличается от многих других стран и рынков на запад от своих кордонов. Важно понимать, что реформа рынка электроэнергии уже давно назрела в энергетическом секторе Украины, и она следует вдогонку реформе газового рынка, запущенной несколькими годами ранее. Это не государственный переворот меньшинства, но, скорее, сознательный выбор украинского народа присоединится к Европейскому рынку. Реформа – единственная дверь, ведущая нас туда. (Виталий Бутенко, Кyiv Рost/Энергетика Украины и мира)