Смена власти в Украине охватывает все новые и новые сферы, докатившись до топливного рынка.
Центральным событием этого рынка стало введение с 1 августа 2019 г. пошлины на трубопроводный импорт дизельного топлива из России – 40% поставок в страну. Это автоматически привело к трансформации рынка, который ищет новые источники поставок.
Внимание ожидаемо пало на Беларусь, которая быстро вернула себе рыночное лидерство, и на море – дремлющий бронепоезд, изрядно поржавевший на своем запасном пути. Моделирование новой системы поставок указывает на высокую вероятность того, что уже осенью морским терминалам предстоит перевалить рекордный для них объем нефтепродуктов.
В это время в южных широтах наблюдается череда интересных событий, затрагивающих не только сферу морских перевалок, но и расстановку сил на рынке в целом. Речь о неприятностях сразу нескольких видных “морских” поставщиков – “Трейд Коммодити”, “Маддокс Украина” и “Предприятие по обеспечению нефтепродуктами” (ПОНП), которые оказались под ударом разномастных силовиков. Особенность переходного периода, звенья одной цепи или совпадение?
Подкоп под “комод”
Первым был Николаев. За последние три года здешний нефтеперевалочный комплекс стал настоящей южной столицей на “нефтяной” карте Украины. Правда, славу он заслужил весьма своеобразную. Как ранее неоднократно сообщало ZN.UA, именно в Николаев заходили огромные объемы авиационного керосина, который потом непонятным образом растворялся в неизвестном направлении. А точнее, в дизельном топливе. Весь секрет в разнице акцизов: на керосин они в семь раз ниже, чем на дизтопливо.
Схема закрылась с 1 января 2019 г., когда вступили в силу изменения в законодательство, вводящие контроль над целевым использованием авиатоплива. Если вкратце, принцип следующий: хочешь платить низкий акциз на авиатопливо, покажи справку о его заправке в крыло. А на время от таможни/завода до самолета создай финансовое обеспечение в десятикратном размере на случай, если со справкой что-то пойдет не так.
В итоге импорт керосина в 2019-м сократился вдвое, хотя летать меньше не стали, даже наоборот.
Но появилась другая позиция – моторное масло. С одной стороны, его можно использовать по прямому назначению, тем более здесь мы на 100% импортозависимы, с другой – можно добавлять в смесь дизтоплива и керосина, повышая ее качество. Как раз большую партию базового масла в июне заблокировали сначала таможенники, а затем налоговики. Из Днепра.
Чуть позже стало ясно, почему топливо прилетело издалека. Источники в Днепре говорят, что сразу после президентских выборов свои позиции здесь начала возвращать группа “Приват”. В частности, одним из первых “трофеев” стала областная фискальная служба, активно взявшаяся за группу “Трейд Коммодити”, неосмотрительно приписанную в Каменском (Днепропетровская обл.) и выступающую оператором Николаевской нефтеперевалки. Как водится, основной медиаактив группы “Приват” – телеканал “1+1” начал активно освещать “николаевскую” ситуацию.
Днепровские налоговики провели несколько командировок в Николаев, опечатали резервуары и отобрали пробы, намереваясь доказать, что на терминале находится фальсификат, а не товарные нефтепродукты. (В то же время суды и международные сюрвейеры подтверждают соответствие груза характеристикам базового масла.) Параллельно принципиальные фискалы добились отбора проб топлива в воинских частях, куда фирмы группы “Трейд Коммодити” активно поставляли дизельное топливо и авиакеросин в последние годы.
Все указывает на то, что “Приват” хочет деклассировать “Трейд Коммодити” как таковую на основании устоявшейся информации о причастности к ней Александра Грановского – одного из влиятельных членов команды Петра Порошенко. (К задаче “догнать” по всем фронтам бизнес-окружение Порошенко многие относят и введение пошлины на трубопроводные поставки дизтоплива.)
И хотя “комоды” на каждом углу клянутся, что Грановского никогда в глаза не видели, им, похоже, мало кто верит. Дошло до того, что в судах уже находятся иски о незаконности выделения “комодовской” сети SKY земельных участков под АЗС, и уже начат демонтаж одной из таких станций в Днепре.
Могут быть и другие резоны, а скорее, приятные побочные бонусы. “Приват” – крупнейший игрок на рынке нефтеперевалки, у него мощнейшие комплексы в Одессе и Черноморске. Нейтрализация Николаева как одного из двух конкурентов (наряду с терминалом “Стивидоринг-К” в “Пивденном”) может стать неплохой прибавкой “к пенсии”. Как бы там ни было, уже два месяца Николаевский нефтеперевалочный порт стоит без судозаходов.
Воспитание “Маддокса”
“Дочка” компании MADDOX, международного трейдера с азербайджанскими корнями, в Украине работает с 2017 г. и за этот небольшой период экстерном прошла обучение в школе выживания. Уже на первых поставках произошло столкновение с таможней, а летом 2018-го СБУ и погранслужба арестовали российское судно “Механик Погодин”, которое привезло в Херсон дизельное топливо для “Маддокс Украина” (оно по сей день стоит у причала Херсонской нефтегавани, хотя топливо этой весной удалось растаможить и продать).
Несмотря на сложности,MADDOX стал одним из крупнейших поставщиков по морю. В 2018 г. компания привезла 170 тыс. т нефтепродуктов и уступила по этому направлению только коллегам из Coral Energy, обеспечивающим вышеупомянутый Николаевский порт.
Новая беда пришла в начале июля. Печерский суд г. Киева 8 июля 2019 г. удовлетворил ходатайство ГПУ и наложил арест на банковские счета и суммы НДС в системе электронного администрирования НДС (лимиты НДС) около 20 различных юридических лиц, в том числе ООО “Маддокс Украина”.
Проявились и отдельные личности: несмотря на оперативное обжалование в апелляции, прокурор ГПУ А.Мазур повторно подал в суд ходатайство об аресте имущества ООО “Маддокс Украина”, которое было удовлетворено. По данным трейдера, на июля 2019 г. на территории Украины в его распоряжении находилось 38,4 тыс. т дизтоплива рыночной стоимостью под 1 млрд. грн. Работа остановилась.
Использованная силовиками схема является достаточно распространенной: в цепочке “фиктарей” и фигурантов оптимизационных схем находят первоисточник поставки топлива, – как правило, это один из крупных трейдеров (где-то же топливо для схем надо брать), на основании чего причисляют его к преступной группировке. Дальше надо ждать, когда жертва придет “решать”. Во всяком случае, как пишет в своем письме руководству страны доведенное до отчаяния “Маддокс Украина”, единственным документом, которым правоохранительные органы обосновали отношение ООО “Маддокс Украина” к уголовному производству, стал рапорт старшего оперуполномоченного в ОВД ДЗЭ Национальной полиции Украины Дмитрия Слободянюка, в котором указано, что деятельность ООО “Маддокс Украина” направлена на предоставление противоправных услуг субъектам хозяйствования реального сектора экономики. Компания также поименно перечислила судей, которые были задействованы в процессе блокирования работы.
Предание огласке очередного беспредела сдвинуло дело с мертвой точки. На момент написания этого материала НДС-счета были разблокированы, и со дня на день ожидается решение по банковским счетам и имуществу.
Источники на рынке также не исключают, что проблемы “Маддокса” могут быть и следствием противостояния в среде азербайджанских нефтетрейдеров, отдельные из которых имеют влиятельных представителей и даже родственников в правоохранительных органах Украины.
Херсон больше не спит
Под вечер субботы, 10 августа, сотрудники управления СБУ в АР Крым заблокировали работу одного из причалов Херсонского нефтеперевалочного комплекса.
В своем пресс-релизе государственное “Предприятие по обеспечению нефтепродуктами”, управляющее нефтеперевалкой, сообщило, что сотрудники СБУ в АР Крым в сопровождении неустановленных лиц в масках незаконно проникли на его территорию и препятствовали выгрузке топлива в резервуары предприятия. Немногим позже СБУ объяснила свой визит необходимостью проведения обыска на танкере Mriya: по данным открытых источников, этот танкер, тогда еще под именем Vilga, был замечен в порту Севастополя в 2015 г. Но за прошедшие четыре года многое изменилось: в 2018 г. судно приобрела украинская компания “Тефин”, поставив его под украинский флаг.
“Ни действующий судовладелец, ни команда судна не имеют никакого отношения к событиям 2015 г. Они не могут нести ответственность за действия предыдущих собственников. В соответствии со статьями Уголовного кодекса, указанными в определении следственного судьи, танкер не может быть объектом преступления. Ответственность могут нести исключительно лица, которые по состоянию на 2015 г. владели судном”, – подчеркнули в “Тефине”.
В итоге 13 августа Херсонский городской суд отклонил ходатайство СБУ об аресте танкера Mriya.
Повышенное внимание крымско-херсонских силовиков к Херсонской перевалке – уже давно не новость. Регион нищий, поживиться негде, а тут целый терминал с нефтепродуктами. Но августовский случай из другой оперы, и вот почему.
На сайте прокуратуры АР Крым, базирующейся в Херсоне, можно найти сообщение от 6 августа об установлении нарушений судами RANI и ALIANCA (оба под флагами Республики Того) порядка въезда/выезда из Крыма. Так вот, прокуроры обратились в Морскую администрацию Украины и МИД, после чего судно ALIANCA было исключено из Регистра судоходства (аннулирование права ходить под флагом Того), и на него был наложен штраф 15 тыс. долл. А RANI в связи со сменой владельца отделалось предупреждением. Странная политика крымской прокуратуры: иностранным судам и их владельцам – штраф и предупреждение, а украинскому судну под украинским флагом – арест и угроза конфискации.
Но последние события происходили на фоне другого, более глубокого процесса.
В 2015 г. Херсонская перевалка стала вещдоком в расследовании дела Курченко. Под прикрытием бойцов МВД и подконтрольных ему добробатов из Херсона, Василькова и Одесского НПЗ было захвачено, а затем продано 19 тыс. т бензина, 10 тыс. т дизельного топлива и около 80 тыс. т нефти и нефтепродуктов общей стоимостью около 1,5 млрд. грн. В ранге вещдока Херсонский комплекс был передан в управление “Предприятию по обеспечению нефтепродуктами”, ранее более известному как Феодосийская нефтебаза, входящему в орбиту Минэнергоугольпрома.
В конце июля стало известно, что следователь в деле Курченко инициировал передачу Херсонской перевалки от Минэнерго в АРМА – Нацагентство по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений. То, что такие решения не появляются просто так, на рынке понятно всем. Это означает, что вскоре в Херсоне будет смена менеджмента, так как АРМА должна определить нового управляющего. Не является ли визит СБУ новым звеном в этой цепи? Только теперь сигнал был передан судовладельцам и клиентам терминала.
Перемен после выборов ждали, и они наступили. Многие наблюдатели считают, что вышеперечисленных совпадений и случайных последовательностей не бывает, и процесс управляется из единого центра. Если же смотреть на факты, то пока лишь в Николаеве можно провести четкую идентификацию инициатора “праздника”. Но главный вопрос в том, как будут работать нефтеперевалки после перезагрузки. Будет это усиление нефтеперевалочной монополии группы “Приват”, смена действующих лиц или наведение порядка? (Директор “Консалтинговой группы А-95” Сергей Куюн, Зеркало недели/Энергетика Украины и мира)