В конфликт между “Нафтогазом” и ОСМД относительно претензий за недобор газа вмешалось НКРЭКУ. Регулятор разработал постановление, которым планирует исключить такие конфликты в будущем. «ЭП» узнала, как это может повлиять на прохождение нового отопительного сезона.
О чем идет речь
Ранее “ЭП” рассказывала о том, как в июле 2019 г. “Нафтогаз” выставил претензии ОСМД, с которыми государственная компания заключила прямые контракты на поставку газа. Суть претензии – ОСМД потребили меньше газа, чем заказали.
Как известно, в Украине ОСМД, имеющие собственные котельные, все чаще заключают прямые договоры с “Нафтогазом” на поставку топлива в течение отопительного сезона.
Для совладельцев ОСМД это выгодно, ведь постановлением Кабмина на НАК положены “специальные обязанности” (ПСО – Public Service Obligation), которые предусматривают существенное снижение цены на газ.
Другие поставщики предлагают газ по значительно более высокой цене, а также часто работают с предоплатой 30-40%. Из-за этого “Нафтогаз” для многих ОСМД становится безальтернативным вариантом.
Однако что-то в их отношениях пошло не так. НАК выставил претензии по договорам и обосновал их убытками, возникшими из-за недобора газа. Большинство ОСМД назвали такие “убытки” “Нафтогаза” недоказанными и платить отказались.
При этом размер претензий к одному ОСМД варьировался от нескольких тысяч гривен до 50-80 тыс. грн. в месяц.
В этих договорах ОСМД, как и другие потребители, указывают заказанный объем газа на каждый месяц действия договора, и имеют право его корректировать до конца месяца. В договоре содержится и норма о возмещении убытков поставщику в случае отклонения более чем на 5% от заказанного объема.
Когда в марте 2019 произошли изменения на рынке газа, в частности, введение суточного балансировки, норма о компенсации убытков за недобор или перебор топлива актуализировалась. В мае “Нафтогаз” разослал акты-претензии тем ОСМД, которые в марте потребили меньше заказанного объема газа, но не скорректировали эти объемы дополнительным соглашением.
Однако в начале июля лишь 10% ОСМД, которым поступили акты-претензии, оплатили финансовые требования “Нафтогаза”. Другие, считая убытки НАК необоснованными, решили защищать свои права и обратились, в том числе, в Национальной комиссии по вопросам энергетики и коммунальных услуг.
Комиссия разработала постановление, которым планирует исключить такие конфликты.
Шаги ОСМД
Председатель правления ОСМД “Демеевская слобода” Влада Русина, которая также получила акт-претензию от “Нафтогаза”, прислала ответ на выставленный акт в НАК, обосновывая несогласие, как по сути претензии, так и по расчетам размера убытков.
“Нафтогаз” никак не отреагировал на наше письмо. Впрочем, с их стороны тоже никакой активности нет “, – говорит Русина.
Она обратилась к другим председателей ОСМД, сообщества ОСМД и общественного объединения “Всеукраинский совет председателей ОСМД” с просьбой помочь организовать встречу с представителями “Нафтогаза” для переговоров.
В конце концов, в июле встреча представителей “Нафтогаза” и ОСМД таки состоялась благодаря Минрегиона, которое откликнулось на просьбу ОСМД-сообщества. На встрече были и представители НКРЭКУ.
По мнению Русиной, разработанное регулятором постановление, опубликованное 1 августа, является следствием, в частности, обсуждение проблемы сторонами. Еще одним фактором были письма от председателей ОСМД регулятора. Таким образом, гражданская активность дала свои плоды.
Что предлагает НКРЭКУ
Проект постановления предусматривает внесение изменений в “Правила поставки природного газа”. В частности, дополняется категория потребителей, к которым поставщик газа не может обратиться с претензией о компенсации убытков, если фактическое потребление отклонялось от заказанного объема.
Сейчас такое исключение распространяется только на бытовых потребителей. НКРЭКУ предлагает дополнить этот перечень всеми потребителями, получают газ на условиях ПСО. К таким относятся, например, ОСМД и ЖСК с собственными котельными, заключающие прямые договоры с “Нафтогазом”.
Таким образом, если проект будет принят до начала нового отопительного сезона, то юридических оснований для таких финансовых претензий со стороны НАК в ОСМД и других потребителей за ПСО уже не будет.
Симптоматично, что и сам “Нафтогаз” поддержал указанные изменения, призвав регулятора принять их максимально быстро. В официальном заявлении НАК отметил, что штрафы являются обременительными для самой компании, которая вынуждена отвлекать значительные ресурсы на их администрирование.
Более того, в компании настаивали, что вопрос решения конфликта с ОСМД является для нее первоочередной, поэтому она сама обращалась к НКРЭКУ с предложением разрешить ситуацию на законодательном уровне.
Среди причин – планы компании на выход в “розницу”, где ОСМД могут быть “адвокатами влияния”.
В то же время, до принятия постановления, отмечают в компании, она будет вынуждена и дальше выписывать штрафы, ведь этого требует законодательство.
Действительно НАК должен направлять акты-претензии, однозначного ответа нет. Русина приводит официальный ответ НКРЭКУ на свой запрос. Там регулятор подчеркивает, что взыскание убытков в этой ситуации – не обязанность, а право поставщика.
Так или иначе, а проект НКРЭКУ со сдержанным оптимизмом воспринимают обе стороны. Текст документа обнародовали для общественного обсуждения до 2 сентября, поэтому уже вскоре его могут принять.
“В юридической плоскости это постановление решает проблему. В практической – при условии ее выполнения НАК”, – говорит правозащитник Антон Троян, работающий с ОСМД.
Он утверждает, что конечным результатом будет не постановление, а новый договор, “Нафтогаз” предложит ОСМД на следующий отопительный сезон. Именно договор должен содержать изменения, предложенные НКРЭКУ.
Впрочем, вопрос о выставленных претензиях, постановление не решает. Троян отмечает, что по условиям договоров НАК применяет увеличенный исковой срок – пять лет. Хотя сейчас НАК в суд на ОСМД не обращается, но на предстоящие пять лет ход событий прогнозировать сложно.
В любом случае такая ситуация должна стать хорошим уроком для всех стейкхолдеров. В первую очередь – для государственных органов, формирующих законодательство и прогнозирующих последствия от его изменений.
Понятно, что все последствия от перехода на рыночные условия в газовой сфере предусмотреть было невозможно. Ситуация, возникшая между ОСМД и “Нафтогазом”, является, скорее, именно таким неожиданным исходом, к которому были не готовы не только ОСМД, но и сам “Нафтогаз”.
Вместе с тем, быстрая реакция НКРЭКУ и обеих сторон конфликта показывает, что государство может исправлять собственные ошибки и идти навстречу общественности.
В конце концов, нормативные акты часто нуждаются в корректировке, учитывая практику, поэтому описанный кейс вполне может служить примером, как государство смогла это сделать довольно оперативно. (Роман Скляров, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)