Все годы независимости власти РК делают ставку на экспорт минерального сырья, в котором безраздельно доминирует нефть. Советский потенциал, который обеспечивал диверсификацию экономики, исчерпан. Республика практически лишилась собственного производства во многих отраслях обрабатывающей промышленности. Попытки провести реиндустриализацию оказываются безуспешными: все работает лишь на развитие нефтесектора и увеличение экспортных поставок сырья.
Сегодня страна экспортирует около 80% произведенной нефти, что составляет 2/3 доходов от зарубежных продаж и формирует почти три четверти ВВП. Подобная структура экспорта и высокая доля нефтяных доходов в бюджете являются причиной макроэкономических трудностей, периодически захлестывающих страну при падении цен на нефть. Таким образом, почти вся казахстанская экономика зависит от экспорта нефти, и сократить эту зависимость не удается.
На прошедшем в конце сентября XII Евразийском форуме KAZENRGY министр энергетики РК Канат Бозумбаев заявил, что “объем экспорта будет стабильным в ближайшие 2-3 года. С 2023 года экспорт вырастает на 10-12 млн. т в год. Это в первую очередь связано с месторождением Тенгиз. Сейчас в этой местности продолжает свою работу большой инвестиционный проект. Здесь реализуются проекты за 38 млрд. долларов”.
Добычу нефти в стране осуществляют 97 недропользователей. Объем добычи, в 1992 году составлявший 25,8 млн. т, продолжает расти и по прогнозу Министерства энергетики РК к 2025 году выйдет на уровень в 104 млн. т/год. Драйверами в нефтедобыче страны остаются три крупных нефтегазовых проекта – Тенгиз, Карачаганак и Кашаган, на которые приходится больше половины объема добычи.
На всех трех месторождениях реализуются проекты дальнейшего расширения и продления добычи. На Кашагане к 2024 г. по проекту дальнейшего расширения ожидается увеличение добычи с 13 млн. до 16 млн. т в год. Вместе с тем высокое содержание сероводорода в кашаганской нефти затрудняет ее переработку на европейских НПЗ. Планом будущего освоения Карачаганака предусмотрена реализация проектов по поддержанию текущего уровня добычи. На Тенгизе после 2022 года ежегодная добыча нефти возрастет с текущих 27 до 39 млн. т.
В стране в 2018 году добыто 90,4 млн. т нефти и газового конденсата (в текущем году прогноз составляет 90,5 млн. т), что является рекордом для страны (на 4,8% больше, чем в 2017 году), столь же рекордными являются и объемы, отправляемые за рубеж. В частности, если в 1992 году на экспорт, по официальным статданным, было отправлено 4,4 млн. т, то в 2018 году республика экспортировала уже 72,5 млн. т сырой нефти и газового конденсата. За 10 месяцев текущего года при добыче в 74,8 млн. т на экспорт ушло 59,6 млн. На долю черного золота в структуре экспорта страны в сентябре текущего года пришлось 64,2% всех зарубежных продаж, что генерирует наибольший приток иностранной валюты.
По данным Комитета государственных доходов МНЭ РК, в 2018 году казахстанская нефть поставлялась почти в 30 стран мира. Ее традиционными рынками сбыта являются Европа и Юго-Восточная Азия. Главные покупатели сосредоточены в Европе, где по объемам поставок нефти лидирует Италия – 21,03 млн. т (30,2%), далее следуют Нидерланды – 9,52 млн. (13,7%), Франция – 6,66 млн. (9,6%), Швейцария – 5,2 млн. (7,5%).
Однако карта экспорта казахстанской нефти меняется. Так, если в 2017 году доля западных потребителей составила 81%, то в 2018 году на них пришлось 75,4% всех продаж. Их место занимают покупатели из Азии, чья доля увеличилась с 11 до 17,7%. И это понятно. Азиатское направление более перспективно по объему и структуре спроса. В итоге объемы импортированной в 2018 году казахстанской нефти по отношению к 2017 году составили в Корее 205,8%, Японии – 193,1%, Сингапуре – 374,5%, Турции – 174,1%, Израиле – 231,3%, Малайзии – 1752,3%.
В прошлом году объем поставок сырья в Китай составил 11,4 млн. т, в том числе 10 млн. – транзит российской нефти и 1,4 млн. – экспорт казахстанского сырья. Казахстан намерен увеличить поставки нефти в КНР. Увеличение объемов ее экспорта произойдет после завершения реверса нефтепровода Кенкияк – Атырау. Этот проект планируют завершить в 2020 году.
Продолжает проявлять заинтересованность в импорте казахстанской нефти Белоруссия. Об этом в ходе официального визита в Казахстан 24-25 октября с. г. объявил Александр Лукашенко. Было заявлено, что Казахстан планирует поставлять в РБ от 1 до 3,5 млн. т нефти и нефтепродуктов в год. По словам министра энергетики РК Канатата Бозумбаева, “основные принципы все готовы. Мы внутригосударственные процедуры пройдем, потом кого-то уполномочим, то есть мы подпишем, они подпишут, дальше на ратификацию отправим”.
Следует, однако, отметить, что Белоруссия давно ищет возможность получать нефть из Казахстана и даже закупала опытные партии (например, 6,7 тыс. т в 2018 году). Тем не менее, ничего выгоднее по стоимости и логистике, чем поставки российского сырья, Минск найти так и не смог. Большинство аналитиков полагают, что ряд экономических, политических и правовых факторов не позволят Минску в обозримом будущем начать масштабный экспорт нефти из РК.
Отгрузка нефти на экспорт осуществляется в основном трубопроводным транспортом. Свыше 70% всего экспорта казахстанской нефти транспортируется “Каспийским трубопроводным консорциумом” (КТК), через который сырье с месторождений Западного Казахстана поступает в черноморский порт Новороссийск (Россия), где заливается в танкеры. Не случайно именно со стороны Казахстана постоянно появляются инициативы по дальнейшему увеличению пропускных мощностей КТК.
Объем отгрузки нефти через эту магистраль (при пропускной способности до 67 млн. т нефти в год) за 2018 год составил 61,1 млн. (в т. ч. 54,3 млн. казахстанской нефти). Наибольшие объемы нефти поступили с месторождений Тенгиз, Карачаганак, Кашаган – 28,7 млн., 10,3 млн. и 13,2 млн. т нефти соответственно.
Трубопровод Узень – Атырау – Самара (проектная мощность 17,5 млн. т) введен в строй еще в 1970 году. По нему добываемая в Мангыстауской области тяжелая, низкокачественная нефть идет в Россию, где смешивается с более качественной российской и по системе нефтепроводов “Транснефти” экспортируется в Европу. Объем транспортировки по данному трубопроводу за 2018 год составил 14,8 млн. т.
Магистраль Атасу – Алашанькоу предназначена для транспортировки нефти Западно-Казахстанских, Актюбинских и Кумкольских месторождений, а также транзитной российской нефти в Китай. Для полной загрузки этой трубы добываемой нефти пока недостаточно, и надежды на ее заполнение связываются с российской нефтью. Объем перевалки нефти в нефтепровод Атасу – Алашанькоу за прошлый год составил 11,4 млн. т с учетом транзита российской нефти. Эти три маршрута могут обеспечить экспорт до 90-100 млн. т казахстанской нефти в год.
Нефть на экспорт также отгружается через морской порт Актау. Его пропускная способность – 10 млн. т. Однако в 2018 году объем экспорта составил 2 млн. т нефти против 9 млн. в 2008 году и 5,5 млн. в 2014 году. Основным морским перевозчиком является созданное в 1998 г. ТОО “НМСК “Казмортрансфлот” (КМТФ). Флот располагает 8 танкерами общим тоннажем 305 тыс. т.
Незначительная часть казахстанской нефти (менее 1 млн. т) экспортируется по железной дороге. Ожидаемый рост перевозок по железной дороге прогнозируется за счет увеличения экспорта нефти через порт Актау, станции Аксарайская и Озинки (в порты Украины и Европу), Достык (в Китай).
Согласно отчетности АО “КазТрансОйл”, “порядка 95% экспорта казахстанской нефти идет транзитом через территорию Российской Федерации по нефтепроводам “КТК” и Атырау – Самара, а также железнодорожным транспортом”.
Планы по увеличению экспорта заставляют задуматься о развитии транспортной инфраструктуры. Однако в обозримом будущем серьезно изменить маршруты экспорта казахстанской нефти практически невозможно. Вместо диверсификации путей, обеспечивающих вывод добываемого сырья на мировой рынок, Казахстану целесообразнее переориентироваться на замещение его поставок продажами за рубеж высококачественных продуктов глубокой переработки. (Сергей Смирнов, Ритм Евразии/Энергетика Украины и мира)