В 2019 г. в Европе электроавтобусы заняли 10% от всего объема закупок городских автобусов, в 2020 г. доля вырастет до 20%. Индия объявила о закупках более тысячи городских автобусов на электрической тяге.
Недавно исследовательская группа Bloomberg New Energy Finance опубликовала сенсационный прогноз: через 20 лет две трети городских автобусов в мире будут на электрической трансмиссии. В конце 2018 г. в эксплуатации находилось 385 тыс. городских электроавтобусов – всего 13% от мирового парка городских автобусов. Еще два года назад 98% локализации мирового рынка электробусов приходилось на Китай. К наиболее развитым в электрификации общественного транспорта странам также относятся Нидерланды, Финляндия и Великобритания.
Казахстан на гребне мирового тренда. В 2019 г. городские акиматы реализовали ряд крупных проектов по внедрению электроавтобусов в транспортную инфраструктуру. В Актау курсируют 5 электробусов, в Павлодаре – 10. В ноябре в Алматы запустили в эксплуатацию 10 электробусов по маршруту № 206. Алматинский электроавтобусный парк № 1 намерен до конца года поставить на маршруты еще 40 электроавтобусов.
Акимат Нур-Султана в октябре объявил о намерении закупить за ближайший год 100 электробусов, первая партия из которых уже поступила в столичный автопарк. При реализации проекта автобусный парк Нур-Султана станет самым электромобильным среди городов ЕАЭС. К примеру, Москва намерена до конца 2020 года довести парк электрических автобусов до 600 единиц. Уровень проникновения там составит 1 электроавтобус на 21 тыс. жителей. В Нур-Султане – 1 электроавтобус на 11 тыс. горожан.
Вспышка спроса на электроавтобусы закономерна. Этот вид транспорта как технология фактически ежемесячно повышает эксплуатационные преимущества перед автобусами на ДВС. Энергоэффективность высока: уже сегодня электробус в 5-6 раз экономичнее. На 1 км в Казахстане он тратит 18 тенге, дизельный аналог – порядка 90-100 тенге. В среднем на 1 км пути электроавтобус затрачивает 1 кВт электроэнергии. Автобус на дизеле – 400 мл топлива.
В разы дешевле эксплуатация. У электроавтобуса нет сложных механизмов, не нужно менять масла, фильтры, приводные ремни. Нет процессов по обслуживанию и ремонту топливной аппаратуры, системы пуска-выпуска, коробки передач.
Фактически электрический автобус является гаджет-платформой для интеграции всевозможных интернет-технологий. Еще одно тотальное преимущество: электроавтобусы максимально соответствуют современной модели развития урбанистической экономики: ноль вредных выбросов, низкий уровень шума и высокая адаптация под концепцию Smart City.
Для крупнейших мегаполисов Казахстана критичной проблемой является повышенная загазованность атмосферы. Согласно “Национальному докладу о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов РК за 2018 г.”, Алматы и Нур-Султан – аутсайдеры по индексу загрязнения атмосферы среди казахстанских городов. В метриках экологов обе столицы попадают в группу самых “грязных населенных пунктов Казахстана”. Транспорт является основным источником загрязнения. В Нур-Султане на долю транспорта приходится 54,2% выхлопных газов, в Алматы удельный вес вредных выбросов от транспорта составляет 65%.
Госсектор подготовил базу для интенсивного роста рынка электроавтобусов в стране. Разработана системная программа обновления автобусных парков Казахстана. По данным Министерства индустрии и инфраструктурного развития, только в текущем году было приобретено более 1000 городских автобусов. За два года критический износ парка городских автобусов снизился с 65% до 55%. Всего по городским маршрутам курсирует более 12 тыс. автобусов. К 2025 году, по планам правительства, уровень критического износа снизится до 28% (за 5 лет казахстанские города закупят свыше 5000 новых автобусов). Сформирован эффективный механизм софинансирования проектов в формате ГЧП. Средства уже предоставлены перевозчикам через АО “БРК-Лизинг” на выгодных условиях: 15% первоначального взноса, на 7 лет с процентной ставкой в 7%. До 2022 г. на обновление автобусного парка планируется выделить из республиканского бюджета средства в размере 128,5 млрд. тг.
Не менее важно то, что госзаказ на обновление автобусных парков будет полностью обеспечен за счет местных производителей. В 2019 г. казахстанский автопром произвел 966 автобусов – в 3 раза больше, чем в 2018 г.
Основной производитель электроавтобусов в Казахстане – ТОО “СарыаркаАвтоПром”. Предприятие производит более 50% автобусов местного производства, а в рамках программы по обновлению автобусных парков городов доля “СарыаркаАвтоПром” достигает 70%. На текущий момент предприятие локализовало производство двух марок электрических автобусов от мировых лидеров этого сегмента: Yutong и Ankai. Примечательно, что Yutong – мировой лидер в производстве автобусов, в том числе на электрической тяге.
Прорывной рост производства электрических автобусов в Казахстане может обеспечить и созданная инфраструктура привлечения иностранных инвестиций под экологические проекты. Через площадку МФЦА акиматы смогут размещать инфраструктурные облигации под проекты, повышающие качество окружающей среды региона.
Перевод городских автобусных парков на электробусы – привлекательный инвестиционный проект. Есть стабильный и высокопрогнозируемый платежеспособный спрос, есть местные производители, проект полностью соответствует современным экономическим стандартам международной системы устойчивого развития. (energyprom.kz/Энергетика Украины и мира)