Многовековая сеть, которая когда-то делала Шелковый путь незаменимым для мировой торговли, возвращается. В значительной степени незамеченные, страны Центральной и Южной Азии начинают реализовывать концепцию совместной работы над чем-то столь же важным для их экономик – совместным использованием энергии.

Расширение сотрудничества может обеспечить более чистое и безопасное энергетическое будущее, а также большее процветание в регионе, простирающемся от покрытых льдами отдаленных районов Монголии до Грузии и берегов Каспийского моря.

В то время как страны Центральной Азии богаты ископаемыми и гидроресурсами, другие страны, особенно на юге, сталкиваются с проблемами удовлетворения растущего спроса на энергию только за счет внутренних ресурсов. Неравномерное распределение энергоресурсов в Центральной Азии и их сезонная взаимодополняемость были движущей силой торговли энергией между этими странами. Гористая Кыргызская Республика и Таджикистан служат водным зеркалом региона со значительной гидроэнергетикой, в то время как соседние Казахстан, Туркменистан и Узбекистан имеют обширные запасы нефти и газа. Однако торговля электроэнергией в Центральной Азии была ограничена из-за относительно небольшого размера рынка и умеренного роста спроса.

В последнее время страны Центральной Азии изучают связи с более крупными рынками в Южной Азии, в частности, с Афганистаном и Пакистаном. Это послужило серьезным императивом для распространения и расширения традиционной энергосистемы Центральной Азии в эти страны. Встраивание в более крупную электросеть и газопроводную систему позволит продавать энергию по конкурентным ценам, обеспечить диверсификацию источников энергии и более надежное обслуживание потребителей.

Это также поможет в решении вопроса изменения климата, что необходимо делать одновременно.

Энергетический сектор, в котором преобладают ископаемые виды топлива, является основным источником выбросов углекислого газа в регионе. Таким образом, изменение структуры энергопотребления в регионе с целью включения большей доли возобновляемой энергии является важным фактором при принятии инвестиционных решений, особенно с учетом того, что в настоящее время они являются конкурентоспособными по стоимости в сравнении с традиционными электростанциями, работающими на ископаемом топливе. Несмотря на то, что Центральная Азия является домом для большого количества солнечных и ветровых ресурсов, установленная мощность солнечной и ветровой энергии в Центральной Азии в настоящее время составляет менее 1% от общей производственной мощности.

Большее использование солнечной и ветровой энергии традиционно рассматривается негативно из-за прерывистого характера данных источников, которые требуют адекватного накопления энергии. Однако более тесное региональное сотрудничество в вопросах использования крупных гидрорезервуаров в некоторых странах в качестве недорогих региональных хранилищ может способствовать большему использованию солнечной и ветровой энергии в регионе.

В современной экономике надежные энергетические системы являются основой процветания и благополучия людей. Устойчивое “поддержание света” является общей фундаментальной задачей для региона. Это побудило 11 стран, входящих в Центральноазиатскую программу регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС), подписать в ноябре 2019 г. историческую декларацию, предполагающую более тесное региональное сотрудничество в трех ключевых областях энергетической политики.

Во-первых, страны взяли на себя обязательство по-новому взглянуть на планирование развития сети. Пока что страны сосредоточены на планировании и эксплуатации энергосистем в пределах своих границ. Тем не менее, на заре нового десятилетия, сетевые операторы изъявляют желание на более регулярной основе собираться вместе, стремясь поднять работу энергосистемы и планирование с сугубо национального на региональный уровень. Например, население в приграничных городах зачастую лучше и экономически эффективнее обслуживается соседними странами, чем за счет расширения национальной сети.

Во-вторых, страны ЦАРЭС стремятся создать более ориентированные на рынок структуры с государственными предприятиями, работающими на принципах, приближенных к тем, которые движут частными компаниями. Это заложит основу для конкуренции и должно привести к более высокому качеству обслуживания пользователей по ценам, в большей степени отражающим затраты. Последнее может быть достигнуто только путем пересмотра политики щедрых субсидий, которая по-прежнему удерживает цены для конечных пользователей на одном из самых низких уровней в мире. Энергетические субсидии сильно истощают государственные бюджеты и создают порочный круг: искусственно заниженные субсидируемые цены способствуют расточительному использованию энергии, что ведет к еще большему потреблению и субсидиям.

Для сокращения энергопотребления страны ЦАРЭС приняли на себя обязательство совместно работать над повышением энергоэффективности. Соответствующие меры по повышению энергоэффективности и кампании для потребителей должны повысить осведомленность в вопросах энергосбережения и способствовать потоку инвестиций в данную сферу. С этой целью планируется новый региональный механизм финансирования с целью привлечения проектов в области зеленой энергии, в том числе в области возобновляемых источников энергии, на всей территории Центральной Азии.

Энергетические системы являются одними из самых сложных и чувствительных секторов экономики любой страны. Они обеспечивают электричеством и газом миллионы домов, офисов, промышленных комплексов, а также многие другие необходимые сервисы. Для удовлетворения энергетического спроса к 2030 году региону (исключая Китайскую Народную Республику) потребуются инвестиции в энергетическую инфраструктуру на сумму около $400 млрд. Только региональное сотрудничество, более широкое участие частного сектора и доступ к финансированию могут позволить заполнить этот пробел и привести к более устойчивому и безопасному энергетическому будущему.

В целом, регион принимает новое мировоззрение. Он начинает все больше смотреть за пределы своих национальных границ. Это относится не только к энергетическому сектору, но также проявилось в улучшении политических отношений. Например, более мягкая визовая политика позволила упростить поездки и товарообмен внутри региона.

Несмотря на сохраняющиеся проблемы, в настоящее время существует сильный исторический импульс для достижения большей региональной связности, которая обеспечит долгосрочную экономическую конкурентоспособность. Для региона, страны которого по большей части не имеют выхода к морю и не так давно стали независимыми государствами, это замечательная поворотная точка, возрождающая дух трансграничной торговли вдоль старого Шелкового пути. (Ашок Бхаргава, директор управления энергетики Департамента Центральной и Западной Азии Азиатского банка развития, Eenergy.media/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий