Олег Диденко – директор ДК “Газ Украины”, директор по проблемной задолженности, газораспределительных систем и розничного газоснабжения НАК “Нафтогаз Украины” в 2014-2020 гг.
Недавно я уволился из “Нафтогаза”. Запись в трудовой книжке – “по согласию сторон”.
Шесть лет работы в НАК – пожалуй, небольшой, но и не малый период времени, который позволяет оценить достижения и недостатки в деятельности государственной компании.
Ниже я приведу несколько примеров из жизни ключевого игрока на рынке природного газа, монополиста и бюджетообразующего предприятия, которым является “Нафтогаз”.
Начнем с позитива.
“Коррупционная рента” для химиков дешевле, чем банковские проценты
Для химических предприятий газ – основное сырье для производства удобрений.
В 2014 году, когда я начал работать в ДК “Газ Украины”, именно они были основными должниками “Нафтогаза”. Наибольшим был долг группы Ostchem Дмитрия Фирташа – около 3 млрд. грн.
Позже с помощью правительства, народных депутатов и благодаря высокопрофессиональной работе команды ДУ на активы должников удалось наложить арест. По решению судов 3 млрд. грн вернули компании – “живыми” деньгами на счета компании.
Эти средства стали существенной поддержкой не только для НАК, но и для госбюджета в то непростое для страны время. То есть произошло то, чего никому и никогда в истории Украины не удавалось сделать: заставить олигарха вернуть государству долги.
Более того, взимаемые 56 квартир в верхнем Плавнях и Киеве были переданы МВД для потребностей участников АТО, часть получили сотрудники Нацполиции.
“Нафтогаз” фактически не контролировал свою компанию
НАК как акционер “облгазов” – операторов газораспределительных сетей, к сожалению, всегда был неэффективным. Пример – ОАО “Кировоградгаз”. Хотя у “Нафтогаза” и был контрольный пакет компании, 51%, ее госкомпания не контролировала.
Более десяти лет должности высшего менеджмента здесь занимали исключительно представители миноритарных акционеров. Общее собрание не проводились с 2005 года. Результаты деятельности общества были не лучшими.
Однако это уже в прошлом. За короткое время нам удалось организовать и провести общее собрание “Кировоградгаза”, изменить состав наблюдательного совета и правления общества, взять предприятие под полный контроль.
Новая команда ПАО обнаружила немало злоупотреблений. Чего только стоят “схемы” с несколько сотнями “мертвых душ”, то есть несуществующими потребителями природного газа, благодаря которым определенным дельцам “Кировоградгаза” и их покровителям удавалось воровать у государства десятки тысяч кубометров природного газа.
Как доля государства в “Черкассыгаз” “похудела” до 10%
До сих пор не решен вопрос о возвращении под контроль “Нафтогаза” ПАО “Черкассыгаз”, в котором ранее НАК имел контрольный пакет. Из-за коррупции и злоупотребления, в том числе предыдущего менеджмента, долю “Нафтогаза” в предприятии “размыли” с 51% до менее чем 10% акций.
Мы инициировали служебное расследование. О результатах сообщили Кабинета министров как акционеру, а также обратились в правоохранительные органы. Сейчас соответствующее досудебное производство осуществляет НАБУ.
При этом дважды делалась попытка закрыть уголовное производство. Команде и патриотически настроенным депутатам удалось отменить эти решения. Надеюсь, НАК восстановит контроль над этим предприятием.
О новой модели реализации газа
Долги облгазов и связанных с ними сбытовых предприятий перед “Нафтогазом” постоянно росли. Компания стремительно теряла позиции на рынке реализации газа промышленным потребителям и не поставляла газ населению. Так было раньше.
С участием ДК “Газ Украины” рекордно быстро были созданы три газоснабжающие компании. Они успешно вышли на рынок поставки газа населению в Кировоградской области. За два месяца работы ООО “Газоснабжающая компания” Нафтогаз трейдинг “резко увеличила свое присутствие на рынке реализации природного газа промышленным потребителям – с 2-3% до 17%.
Основным источником коррупции в “Нафтогазе” были госзакупки
С этим, как минимум, удалось разобраться в так называемом верхнем эшелоне. Коррупция на среднем и низшем уровнях, к сожалению, оставалась.
Так, в “Укртрансгаз” и “Укргаздобыча” научились успешно обходить требования технических процедур, подгоняя под “нужных” поставщиков или продавцов тендерные условия. Все выглядело почти безупречно с точки зрения соответствия законодательству. Впрочем, с этим также удалось справиться.
В группе “Нафтогаз” мы создали “систему конфликтных комиссий”. В аппарате “Нафтогаза” это была Центральная конфликтная комиссия (ЦКК), которая работала на общественных началах. ЦКК стала авторитетным органом среди поставщиков и продавцов товаров и услуг для нужд группы “Нафтогаз”, поскольку оперативно и объективно рассматривала их жалобы и предложения и главное – принимала меры.
По заключению независимых авторитетных исследований, проведенных, в частности, GfK Ukraine по методике GfK BBR (Business-Brand Relationship), именно ЦКК получила самый высокий рейтинг доверия в группе “Нафтогаз” (43%).
О “кулуарных договоренностях” между “Нафтогазом” и облгазами
В НАК был создан отдельное подразделение для работы по взысканию “проблемной” задолженности не только в рамках “Нафтогаза”, но и в целом по группе предприятий. Он укомплектован лучшими юристами-адвокатами.
На счету департамента десятки выигранных дел и сотни миллионов. Для понимания: юридическое подразделение “Нафтогаза” за 2016-2017 годы и девять месяцев 2018 года в принудительном порядке взыскал 21 млн. грн, а новообразованный департамент – 331 млн. грн только за 2019 год. Однако это не все.
Сейчас сумма долга облгазов перед “Нафтогазом” составляет 4 млрд. грн, перед АО “Укртрансгаз” – около 44 млрд. грн. Именно поэтому облгазы сейчас ведут переговоры по заключению мировых соглашений с “Нафтогазом” и “Укртрансгазом”.
Предполагается, что задолженность облгазов перед НАК, 2200000000 грн, планируется рассрочить на пять лет и заплатить с сумм возмещения, которые заложены в конце 2019 НКРЭКУ в новых тарифах на распределение газа операторам ГРМ (“потери за прошедший период”), то есть за счет населения.
Суммы штрафов и пени, которые должны быть оплачены “Нафтогаза”, около 1300000000 грн, планируется списать, очевидно, по решению правления или наблюдательного совета.
В отношениях с “Укртрансгазом” облгазам выгодно вернуть долг путем передачи соответствующих объемов природного газа вместо расчетов “живыми” деньгами. Однако цена природного газа сейчас не та, за которой должны были рассчитаться облгазы на момент, когда такие долги возникли.
Кроме того, реализация такой “схемы” расчетов приведет к тому, что все штрафы и начисленная облгазам пеня вообще будут “прощены”.
Следовательно, такие “кулуарные договоренности” между “Нафтогазом” и облгазами могут иметь крайне негативные последствия не только для НАК как прямые убытки, но и для госбюджета, поскольку львиная доля этих средств могла бы пойти в бюджет. Эти средства можно было бы использовать, в том числе, для борьбы с пандемией.
Вопрос о мировые соглашения должен взять на контроль правительство как акционер компании.
Государство несет убытки, а облгазы бесплатно используют сети
Речь идет о газораспределительных системы или их составляющие, которые принадлежат государству. Долгое время они находились в пользовании “Нафтогаза”, а фактически – в бесплатном пользовании облгазов, собственниками которых являются преимущественно олигархи.
Я инициировал отмену постановления правительства №707, которая передавала государственные сети в бесплатное пользование частным операторам. Затем с депутатом Александром Ксенжуком удалось внести в закон “О рынке природного газа” изменения, которые отменили возможность бесплатного использования государственных ГРС.
Позже мы инициировали подготовку проекту решения правительства о порядке использования частными операторами государственных газораспределительных систем. Только через полтора года после вступления закона “О рынке природного газа” в силу (1 октября 2015 г.) Кабмин смог принять указанное постановление.
Правда, сейчас это постановление выполняется только тремя облгазами, и госбюджет продолжает терпеть убытки в виде недополученных доходов.
В 2019 году рассматривался проект закона “Об аренде государственного и коммунального имущества”. В нем удалось провести поправки ко второму чтению, которые определяют особенности передачи в аренду соответствующих сетей.
Речь идет о государственных газораспределительные системы и сети, находящиеся на балансе НАК “Нафтогаз Украины” и ее дочерних предприятий. При суммарной остаточной стоимости активов более 5 млрд. грн государство может получить от передачи в аренду указанных ГРС более 500 млн. грн.
Как более 350 тыс. украинцев могут получить доступ к газу
Речь идет о недостроенных подводных газопроводах, которые могут обеспечить доступ 350 тыс. граждан к газу.
Еще в 2009 г. правительство поручило “Нафтогазу” профинансировать достройку газопроводов в большинстве областей, однако более 100 объектов до сих пор недостроенные, из них около 20 – с высокой степенью готовности.
Есть немало сел, в которых граждане за собственные средства или средства территориальных общин построили внутренние газовые сети, но из-за отсутствия 3-7 км недостроенного подводного газопровода к селу не могут получить газ.
При отсутствии политической воли, прежде всего, на правительственном уровне и уровне профильного министерства, это важный вопрос остается нерешенным.
Почему заблокировали Метрологический центр
В Боярке должен был появиться метрологический центр “Нафтогаза”. Этот уникальный объект должен был стать центром европейского уровня, который бы измерял природный газ на всех уровнях распределения и потребления от магистрального газопровода до конечного потребителя.
“Нафтогаз” выделил на его строительство более 60 млн. евро. Частично строительство финансировалось за счет Еврокомиссии, объем гранта – 9 млн. евро. Проект учел опыт ведущих метрологических центров стран Евросоюза. К сожалению, Госархстройинспекция блокирует ввод объекта в эксплуатацию.
Метрологический центр для Украины – это не только сотни миллионов сэкономленных средств на поверке и калибровке счетчиков природного газа. Это еще базовая учреждение для формирования баланса природного газа в Украине.
Жаль, что некоторым чиновникам не хватает государственного понимания этой проблемы. А может, кому-то выгодно, чтобы ситуация не менялась. (Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)