На долю белорусских нефтепереработчиков приходятся 40% украинского рынка бензина и около 25% – рынка дизтоплива. Что будет, если заводы остановятся? Есть ли у Украины план “Б”?
После выборов президента Беларуси люди стали массово выходить на протесты против фальсификации результатов голосования.
К забастовкам присоединились работники крупнейших предприятий страны – МАЗа, БелАЗа, Беларуськалия, Белорусского металлургического завода.
Не остались в стороне и рабочие нефтеперерабатывающего завода “Нафтан” и Мозырского НПЗ, которые поставляли топливо в Украине.
Украинское правительство внимательно следит за ситуацией в Беларуси, поскольку нефтепродуктовая зависимость от белорусов существенная.
Три дня назад по этому поводу в Кабмине состоялось заседание. На нем белорусские контрагенты заверили, что никаких сбоев с поставками не будет.
Сейчас угрозы остановки технологического процесса на заводах нет, однако какими будут настроения завтра – не знает никто.
На этом фоне алогичным выглядит недавнее решение Кабмина повторно ввести пошлины на трубопроводный дизель из России, которое суд признал незаконным.
Отмена спецпошлины, по словам участников рынка, давало уверенность, что потенциальные потери белорусских объемов горючего можно будет заменить поставками по трубе. Однако решение принято.
“В наших политиков есть одна характерная черта: они сначала делают, потом говорят и только потом, если повезет, начинают думать”, – возмущается директор специальных программ НТЦ “Психея” Геннадий Рябцев.
Какова зависимость Украины от белорусских нефтепродуктов? Что будет с ценами и ресурсным наполнением рынка в случае обострения ситуации? Как правительство реагирует на актуальные вызовы?
“Братская” зависимость
Украина давно “подсела” на импортное топливо. Завоевание российского рынка началось более десяти лет назад, когда менеджмент Кременчугского НПЗ “побил горшки” с русскими и не договорился о поставках сырья на свое предприятие.
Белорусы за этот период захватили до 40% рынка бензина и около 25% рынка дизельного топлива. Цены были привлекательными, а логистика удобной: Мозырский НПЗ расположен ближе к Киеву, чем контролируемый группой “Приват” завод в Кременчуге.
“Столичный регион – лидер по потреблению, здесь продаются нефтепродукты для промышленного потребителя и для АЗС. Потребители ценят продукцию за высокое качество, поэтому премия на белорусский ресурс постоянно росла”, – отмечает аналитик UPECO Александр Сиренко.
По его словам, Украина зависит не только от белорусских бензина и дизеля, но и от их сжиженного газа, на который приходится 15-20% отечественного рынка.
В случае прекращения поставок нефтепродуктов из Беларуси на украинском рынке может возникнуть хаос. На начальном этапе – контролируемый.
“У трейдеров есть запас ресурса примерно на две недели. На переориентация маршрута поставок нужно три-четыре недели. Может возникнуть небольшая паника, но тут на цены это, скорее всего, не повлияет”, – объясняет Рябцев.
Среди первоочередных задач – обеспечение быстрого растаможивания нефтепродуктов на морском направлении, оперативное разгрузки танкеров и развозки нефтепродуктов по железной дороге.
“Заканчиваются полевые работы и вскоре зерно пойдет на экспорт. УЗ не сможет обеспечить поставки зерна в порты и одновременно развозить нефтепродукты. Кременчугский НПЗ может увеличить производство, но структура его корзины нефтепродуктов такова, что существенно нарастить производство он не может”, – отметил Рябцев.
По его словам, в Минэнерго на днях состоялось совещание, на котором обсуждалась возможность проведения консультаций и разработки мер на случай кризисного развития событий.
Сейчас ситуация с поставками стабильна: Украина не выбирает даже зарезервированы объемы, а цены стабильны. Все так и останется ли это затишье перед бурей?
Украинская дипломатия и белорусский бензин
Факты свидетельствуют, что украинские трейдеры не планируют терять дешевый ресурс, а белорусы крепко держаться за важный рынок сбыта. Однако когда в экономические отношения вмешивается политика, все планы быстро обесцениваются.
С дипломатической точки зрения, адекватная реакция представителей Украины на острые выпады Александра Лукашенко в сторону Киева вопросов не вызывает, однако обострение отношений между государствами точно не добавляет оптимизма трейдерам.
Последние надеются, что политика не приведет к прекращению импорта из Беларуси, на которую приходится более трети поставок от общего баланса рынка.
“Кто-то забывает, что из-за кризиса у трейдеров осталось запасов где-то на две недели, а полная переориентация на другие маршруты требует не менее месяца”, – отмечает Рябцев.
Если никто не может точно спрогнозировать, что будет с белорусскими поставками через две-три недели, то что говорить о долгосрочной перспективе?
Украина долгое время сквозь пальцы смотрела на массовое увлечение своих рынков, а теперь вынуждена внимательно следить за тем, что происходит в других странах.
В случае полного прекращения поставок из Беларуси участники рынка предполагают рост цен на 5% – на 0,5-1 грн. за литр.
Можем повторить
На этом фоне трейдеров беспокоит инициатива повторного введения специальной пошлины на трубопроводный дизель из России.
Прошлогоднее решение, за которое из своего кармана заплатил каждый украинец, и которое суд признал незаконным, накануне было принято повторно.
Согласно постановлению правительства, на импорт ГП из России трубопроводным транспортом будет применяться спецпошлины 4% от таможенной стоимости товара, на сжиженный газ – 3%. Речь идет о так называемом налоге на трубу, о котором ЭП уже писала.
Выиграли от этого решения “понятны” люди.
По словам директора консалтинговой группы “А-95” Сергея Куюна, после введения пошлин Кременчугский НПЗ Игоря Коломойского увеличил производство дизеля почти на половину, а контролируемая группой “Приват” Одесская перевалка нарастила объемы в 3,5 раза. При этом импорт из России снизился незначительно – на 11%, а рыночная доля – с 44% до 37%.
В Нефтегазовой ассоциации Украины, которая выражает консолидированную позицию крупнейших поставщиков нефтепродуктов и сетей АЗС Украины (OKKO, WOG, Shell, Socar, KLO), уже проанализировали эффективность этого решения и дали такую оценку .
- С точки зрения конечного потребителя – повышение цен на топливо от всех поставщиков.
- С точки зрения национального производителя (завод Игоря Коломойского) – повышение цены и больший заработок.
- С точки зрения импортеров топлива – увеличение себестоимости закупки и повышение оптовых цен.
- С точки зрения диверсификации поставок существенных изменений не произошло.
- С точки зрения влияния на рынок введение пошлин не является естественным рыночным инструментом, способным развивать сектор эволюционным путем.
Таким образом, получается классическая для Украины ситуация, когда “в плюсе” – отдельный олигарх и, возможно, определенные чиновники.
Конечно, можно предположить, что в ответственных за это решение лиц являются расчеты, в которых говорится о кратное повышение энергонезависимости Украины и снижение цен для потребителей. Однако до сих пор этих расчетов никто не видел. (Николай Топалов, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)