Летом на рынке электроэнергии вопрос долгов перед производителями по “зеленому” тарифу приобрело особую остроту, для его решения был подписан меморандум между Кабмином и инвесторами, в результате принят закон о реструктуризации “зеленых” тарифов.
Государство сделало еще ряд шагов, но они оказались далеко неполными, и финансовый дефицит на рынке был не только не преодолен, но и продолжает нарастать “лавинообразно” с каждым месяцем и уже превысил 20 млрд. грн. Ситуация обостряется еще и на фоне предоставления привилегий для отдельных игроков рынка. Для решения вопроса необходимо применить комплексный подход и солидарно соблюдать финансовые выплаты. Об особенностях долгов на рынке электроэнергии и возможных путях их преодоления – в материале агентства ExPro.
После длительного периода неконструктивного диалога с участием экс-министра энергетики Алексея Оржеля и со сменой руководства Министерства энергетики, в конце концов, инвесторы в ВИЭ и Кабинет министров нашли общую точку зрения и в середине июня подписали Меморандум. Инвесторы согласились на снижение “зеленых” тарифов, а государство взяло на себя обязательства улучшить финансовое состояние ГП “Гарантированный покупатель” и наладить выплаты “зеленой” генерации. Во исполнение меморандума, парламент в конце июля внес изменения в законодательство и закрепил в нем основные положения меморандума. Хотя часть инвесторов и не согласились с внесенными поправками, принятие законодательных изменений и начало их имплементации характеризовалось как шаг вперед.
Однако, принятие закона не стало панацеей, ведь в его тексте уже был заложен ряд будущих проблем. Согласно закону, деньги для выплаты инвесторам в ВИЭ должна собирать НЭК “Укрэнерго” через тариф на передачу, но народные депутаты сразу предусмотрели исключение – группа металлургических предприятий, имеющих низкие выбросы СО2 и являющихся крупными потребителями (так называемая “зеленая электрометаллургия”). Кроме того, закон позволил покрывать часть финансового дефицита “Гарантированного покупателя” из государственного бюджета (в размере не менее 20% “зеленой” электроэнергии), но для того, чтобы эта норма заработала необходимые изменения в закон о госбюджете, которые еще не внесены и только планируются на 2021.
Летом могло сложиться впечатление, что значительный пул проблем на рынке электроэнергии решен, но это совсем не так: до сих пор не удалось восстановить финансовый баланс перед инвесторами в ВИЭ (“Гарантированный покупатель” рассчитывается со значительной задержкой, он смог оплатить 100% счетов за август лишь 1 октября, а за сентябрь уровень расчетов доходит лишь до 30%. “Укрэнерго” по состоянию на 22 сентября должно ему 28500000000 грн. в рамках ПСО для нужд ВИЭ, а также населения), кроме того, “Гарантированный покупатель” задолжало миллиарды грн. ” Энергоатома” и сотни миллионов “Укргидроэнерго”. В этот же период, “Энергоатом” отчитывается о невозможности расчетов с подрядными организациями, а европейские и украинские банки не спешат кредитовать “Укрэнерго” из-за проваленного депутатами законопроекта о госгарантии и так далее. Ряд проблем можно еще смело продолжать,
Долги перед “зелеными”
Крупнейшей финансовой проблемой на рынке электроэнергии сегодня является долг со стороны “Гарантированного покупателя” перед производителями электроэнергии по “зеленому” тарифу. По состоянию на 1 октября, “Гарантированный покупатель” в течение 2020 выплатил производителям из ВИЭ 13820000000 грн., но это всего лишь 38,9% от суммы, которая должна быть оплачена. Таким образом, “Гарантированный покупатель” задолжало “зеленым” производителям 21700000000 грн. Предприятие говорит, что источник для погашения долгов – “Укрэнерго” (21700000000 грн.). В предприятии уже заявили, что по состоянию на конец 2020г финансовая ситуация вряд ли будет выровнена и озвучили возможные суммы дефицита средств.
“В целом дефицит средств, который предусмотрен меморандумом к концу 2020 г., составляет 18800000000 грн.”, – сказал 17 сентября директор “Гарантированного покупателя” Константин Петриковец.
Он уточнил, что 9800000000 грн. – это дефицит оплаты текущих счетов и 9 млрд. грн. – дефицит для погашения 40% долга, накопившегося к подписанию Меморандума между инвесторами в ВИЭ и Правительством. При этом, из упомянутых 9800000000 грн., 1 млрд. грн. – вообще не имеют источники покрытия.
Следующий год, по оценкам Петриковца, будет еще хуже: производство электроэнергии из ВИЭ прогнозируется на уровне 15600000000 кВт-ч (на 37% больше прогноза на 2020 г.), стоимость этой электроэнергии будет составлять 61 млрд. грн., а сумма, которой будет не хватать “Гарантированному покупателю” и которую он перевыставит на “Укрэнерго” составляет около 41 млрд. грн.
Согласно действующему законодательству, как нынешние, так и будущие долги перед “зелеными” имеют два источника покрытия – тариф на передачу системного оператора и прибыль “Гарантированного покупателя” от торговли на свободном рынке. Сразу отметим, что эти источники неравноценны, особенно в свете последних изменений в механизм ПСО. В результате этих изменений “Гарантированный покупателю” оставили для перепродажи только “зеленую” электроэнергию, средняя закупочная цена которой составляет 4,2 грн./кВт-ч, по данным НКРЭКУ за 2 кв. 2020 г., а цена на рынке “на сутки вперед” сегодня колеблется в диапазоне 1,3-1,5 грн. / кВт-ч.
Таким образом, основным источником выплат для инвесторов в ВИЭ средства заложены в тарифе на передачу “Укрэнерго”. Системный оператор вел переговоры с ЕБРР и Европейским инвестиционным банком по привлечению кредитов для погашения долга, сформировавшегося перед “зеленой” генерацией до принятия закона о реструктуризации. Сегодня, переговоры пока не увенчались успехом, поскольку общая финансовая ситуация не стабилизирована, долги продолжают нарастать.
“Сегодня мы понимаем, что он (Меморандум – ред.) Не выполняется. Уровень платежей не полный … Очень низкая вероятность того, что уровень платежей будет улучшено в сентябре и в последующие месяцы “, – именно так 18 сентября прокомментировала причины отказа кредитовать” Укрэнерго “ассоциированный директор, старший банкир Департамента энергетики ЕБРР Ольга Еремина.
17 сентября Верховная Рада не приняла законопроект, который позволил бы Кабмину предоставить “Укрэнерго” государственные гарантии для получения кредита. К сожалению, в сессионном зале не нашлось достаточно голосов в поддержку этой инициативы, более того во время голосования в зале отсутствовал народный депутат от фракции “Слуга народа”, председатель комитета по вопросам энергетики и ЖКХ Андрей Герус, который должен быть основным лоббистом этого закона.
Тушение пожара за счет бытовых потребителей
Если кредитование “Укрэнерго” пока остается под вопросом, самостоятельный трейдинг “Гарантированного покупателя” тоже не решает проблему, остается положить все расходы на приобретение “зеленых” киловатт-часов в структуру тарифа на передачу. После обсуждения с участниками рынка, в системном операторе рассчитали который должен быть тариф в 2021г. Согласно последним расчетов “Укрэнерго” тариф надо увеличить в 2 раза – до 501,03 грн. / МВт-ч, при этом для недавно созданной категории предприятий “зеленой электрометаллургии” (4 завода) предлагается тариф в размере 91,73 грн. / МВт-ч. Также в “Укрэнерго” озвучивались предложения поднять тариф на передачу уже с ноября этого года для исправления крайне сложного финансового положения компании (кредиторская задолженность превышает 20 млрд. грн.).
Вместе с тем, исполнительная власть не оставляет возможности исправить долговую ситуацию нетарифными методами. В частности, 29 сентября в. и. о. министра энергетики Ольга Буславец призвала парламент в ближайшее время вернуться к вопросу возможности предоставления госгарантий для “Укрэнерго”. Также несколько нардепов от фракции “Слуга народа” предложили осуществить эмиссию ОВГЗ уже в этом году на 19600000000 грн. для финансирования дефицита системного оператора.
Тариф на передачу очевидно придется поднимать. Решение о новых ставках тарифа на передачу принимает Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг. Последняя должна приложить максимум усилий, чтобы минимизировать рост тарифа. Это можно было бы сделать, например, с помощью уменьшения обязательства “Укрэнерго” покупать технические потери на рынке “на сутки вперед”, где в последнее время подросли цены, или инициировать увеличении цен для населения. Вообще, довольно часто комиссия принимает решение в режиме “тушения пожара”. Например, регулятор установил price caps на балансирующем рынке на уровне минус 45% от рынка “на сутки вперед”, чтобы усилить ответственность тех, кто на него “выпадает”. В результате это решение затронуло интересы поставщиков балансирующих услуг, в частности, компании “Донбассэнерго”, которая защитила свои бизнес-интересы в судебном порядке и временно отменила такое решение регулятора. Примеров таковой не сбалансированной политики регулятора достаточно много, хотя и постепенное движение к финансовой модели ПСО, которую задекларировала комиссия, стоит поддержать.
“Удачный” трейдинг
С начала сентября “Энергоатом-Трейдинг” начал продавать электроэнергию (очень большими лотами – 1000 МВт-ч каждый) по двусторонним договорам частным компаниям, которые связывают со сферой влияния бизнесмена Игоря Коломойского. При этом, продажи осуществлялись по цене ниже рыночной, о чем сообщало Министерство энергетики, на 25% меньше стартового значения. Самыми яркими торгами стал аукцион 11 сентября, когда двухмесячный объем работы одного атомного блока был продан одному игроку – компании “Юнайтед Энерджи”.
Мало того, “Энергоатом” сделал такие условия аукциона, все остальные малые и средние трейдеры, которые предлагали даже более высокую цену, все равно не имели возможности приобрести его электроэнергию, ведь необходимо было внести авансовый платеж – в размере сотни миллионов гривен, что является неподъемной суммой для компании “средней руки”. Трейдеры массово призывают “Энергоатом” уменьшить объем лотов.
Объясняя целесообразность своих действий, “Энергоатом” позже сообщал, что сделал такие условия, для того, чтобы покупатели не перепродавали его электроэнергию на рынке “на сутки вперед”. Вместе с тем, в ответ на запрос агентства ExPro , компания признала, что условия двустороннего договора для всех ее покупателей не содержат требования по ограничению возможности дальнейшей перепродажи. Возникает вопрос, а для чего тогда компания вела такую торговую политику?
После аукциона 11 сентября сразу следовала реакция со стороны Минэнерго, в частности, в. И. о. министра Ольга Буславец поручил своему заместителю Юрию Бойко собрать аукционный комитет для внесения изменений в регламент аукционов, чтобы устранить возможность “абсурдных действий участников”.
В свою очередь нардеп Андрей Герус, написал пост в социальной сети Facebook, в котором осудил такие продажи государственной компании и отметил, что он готов перейти к дискуссии по этому вопросу. Такую реакцию Геруса на события на рынке можно назвать классической, однако, находясь на властной должности, следовало бы предлагать более радикальные шаги, вместо поста в соцсети.
особые потребители
Для решения перечисленных финансовых проблем на рынке необходимо разработать определенный механизм, но разработав последний, где гарантия, что все участники рынка будут его выполнять? Яркий пример тому – поведение ферросплавных предприятий, входящих в состав бизнес-группы “Приват”. Например, “Никопольский завод ферросплавов” и “Запорожский завод ферросплавов” во второй половине 2019р отказались платить тариф на передачу, который утвердила НКРЕКП после запуска новой модели рынка и который должен финансово помочь сбалансировать рынок и финансировать “зеленую” генерацию. Эти предприятия обжаловали в суде соответствующие постановления регулятора (судебная волокита продолжается до сих пор).
По данным источников агентства ExPro на рынке, Никопольский завод ферросплавов в течение июля-декабря 2019 г. недоплатил “Укрэнерго” (если использовать для расчета установлены в соответствующий период НКРЕКП тарифы) у 238 млн. грн., а коллеги-металлурги из Запорожья – около 95 млн. грн. Это только два отдельно взятых предприятия. Как сообщили источники в системном операторе, в течение 2020г ферросплавная группа уже платит полный тариф на передачу, а именно, действующую ставку 240,23 грн. / МВт-час. Однако, недавно предложен, в очередной раз повышен тариф на передачу, вероятно, снова станет предметом интереса юристов ферросплавных предприятий. Бизнес-интересы этих предприятий понятны – их суммарное потребление достигает 6% в общем балансе Украины, а поэтому они любыми путями стараются минимизировать свои расходы, но это делается за счет других потребителей электроэнергии, которые не имеют таких инструментов защиты своих интересов. В защиту последних должны активнее выступить НКРЭКУ и парламент в лице председателя энергокомитета Андрея Геруса, основателя Ассоциации потребителей энергетики и коммунальных услуг.
Еще одним интересным фактом является то, что во время голосования во втором чтении закона о реструктуризации “зеленого” тарифа, господин Герус одной из первых поправок вынес на голосование поправки, согласно которым, для сталеплавильных предприятий, осуществляющих выбросы до 250 кг углекислого газа при выплавке электродуговой методом 1 тонны готовой продукции, будет применяться тариф на передачу, не учитывать расходы “Укрэнерго” на выплаты по “зеленому” тарифу (большая часть от тарифа, в структуре тарифа на передачу на 2021г составит – 77%). Под термин “зеленая электрометаллургия” подпадает только 4 завода (“Днепроспецсталь”, “Днепросталь”, “Азовэлектросталь”, “Электросталь”), годовой объем потребления последних составляет 878,4 тыс. МВт-ч. Благодаря такому прецеденту, возникает возможность запуска цепной реакции в виде отказов от уплаты полного тарифа среди других потребителей, продукция которых не вызывает значительные СО2 выбросы. Для этого необходимо будет внести некоторые изменения в текущее законодательство, но может помешать другим бизнес-группам это сделать. По информации источников на рынке, ферросплавные предприятия уже высказывали подобные мысли на рабочих группах в Минэкономики.
В одном из своих интервью, председатель правления “Укрэнерго” Владимир Кудрицкий сообщил, что через “зеленую” металлургию системный оператор недополучит около 100 млн. грн. в 2020 (всего за 4 месяца после принятия закона). Таким образом, кризис неплатежей производителям по “зеленому” тарифу, будет только усиливаться, что будет тормозить развитие возобновляемых источников в Украине. Кудрицкий при этом подчеркнул, что сама норма закона является несправедливой.
“Я считаю эту норму глубоко несправедливой, такой, что, по сути, ставит в неравные условия различных потребителей … Поскольку тот объем расходов, который есть в нашем тарифе, он должен быть так или иначе все равно оплачен. Это означает, что эта льгота будет бременем для других потребителей, среди которых не только другие производственные промышленные предприятия, а также школы, детсады, больницы, малый и средний бизнес”, – сказал председатель правления” Укрэнерго “в интервью изданию” БизнесЦензор”.
Вместе с тем, “Укрэнерго” должен выполнять принятое законодательство и в части выплат возобновляемым источникам, и в части привилегий для “зеленой” металлургии. Поэтому компания предложила проект тарифа на передачу на 2021г, в котором тариф для всех обычных потребителей предлагается увеличить более чем в 2 раза – до 501,03 грн. / МВт-ч, а для предприятий “зеленой” металлургии предлагается снизить тариф – до 91,73 грн. / МВт-час.
Комплексное лечение болезни
Приведенные расчеты далеко не окончательные, ведь они должны согласовываться с другими мерами для преодоления финансового кризиса на энергорынке. Лишний раз говорить, что масштабность финансового кризиса (в течение 2020 было накоплено свыше 20 млрд. грн. долгов) требует комплексного подхода – это и выделение средств из государственного бюджета в 2021г, уже предусмотрено законодательством, и повышение тарифа для населения, и в качестве конечного элемента – повышение тарифа на передачу. О необходимости поднятия тарифа для населения (хотя бы тех категорий граждан, которые могут заплатить рыночную стоимость электроэнергии), говорит тот факт, что по данным НКРЕКП, 13 из более чем 30 поставщиков универсальных услуг продают электроэнергию гражданам в ущерб, покупая в “Гарантированного покупателя” по цене,
Также надо не забывать о долгах “старого рынка”, который действовал до 1 июля 2019 г., для этого Рада уже приняла законодательство, обязывающее Кабмин провести эмиссию ОВГЗ на сумму около 30 млрд. грн. и наполнить ими уставный капитал “Энергоатома” и “Укргидроэнерго”. Но, как сообщил в комментарии для агентства ExPro глава Департамента аналитики инвестиционной компании Concorde Capital Александр Паращий, даже если госкомпании получат ОВГЗ, им еще предстоит продать эти бумаги на свободном рынке. Скорее всего, это удастся сделать только по дисконтной ставке, поскольку спрос среди инвесторов на такие облигации заметно упал по сравнению с 2019р, а потому, вероятно, что эти компании получат меньше номинала.
Таким образом, все государственные органы и участники должны приобщиться к решению финансового кризиса, который является острым вопросом на рынке электроэнергии. Объединение усилий и ответственности необходимое для запуска комплексных финансовых механизмов (выплаты из госбюджета, выпуск ОВГЗ, издание государственных гарантий, повышение тарифов, привлечение кредитов от международных и украинских банков). Однако, любой предложенный план действий сможет полноценно заработать только тогда, когда все государственные органы (в том числе НКРЕКП и энергетический комитет ВРУ) будут принимать профессиональные и слаженные решения, равноценные для всех участников рынка без исключения. (Дмитрий Сидоров, Виталий Корниенко, ExPro/Энергетика Украины и мира)