За последний месяц интерес к приватизации объектов украинской энергетики проявили инвесторы из Польши и Турции. Может ли это закончиться чем-нибудь полезным для страны?
После визита Владимира Зеленского в Турцию его офис сообщил, что турецкая компания Aksoy Ventures рассматривает возможность приватизации украинских энергетических предприятий. А неделей ранее во время визита Зеленского в Польшу Фонд госимущества Украины и польская компания PGNiG подписали договор, касающийся приватизации украинских предприятий, в частности прошла информация, что поляки могут быть заинтересованы в приватизации в Украине ТЭЦ и облэнерго.
Такие информационные поводы всячески поддерживают украинские власти, чтобы создать впечатление грядущей большой распродажи энергокомпаний. dsnews.ua разбиралась, действительно ли иностранные инвесторы выстраиваются в очередь за украинскими энергетическими активами.
Старшие партнеры турок
В сообщении о заинтересованности Aksoy Ventures в покупке украинских энергокомпаний не сказано, какие именно предприятия рассматривает турецкая компания. Поэтому рассмотрим ее поближе.
На сегодня Aksoy Ventures работает в энергетике по нескольким направлениям, действуя через компанию Turcas. Первое направление – розничная продажа топлива, производство и сбыт смазочных материалов. Здесь у Turcas совместное предприятие с Shell. Это крупный бизнес, который контролирует более 1 тыс. автозаправок по всей стране, располагает 12 терминалами для хранения топлива и смешивания машинных масел, часть из которых идет на экспорт. Совместное предприятие Shell и Turcas входит в десятку крупнейших компаний Турции, его оборот в 2018 г. достиг 33 млрд. турецких лир (около $6 млрд.).
Также Turcas вместе с немецкой компанией RWE владеет и эксплуатирует парогазовую электростанцию Denizli мощностью 800 МВт. Электростанция обеспечивает около 2% потребности Турции в электроэнергии.
Что характерно, в обоих видах бизнеса – и по продаже нефтепродуктов, и по производству электроэнергии – партнеры Aksoy Ventures, компании Shell и RWE, играют первую скрипку. Так, в СП по производству электроэнергии RWE владеет 70% акций, а Turcas – 30%, такое же распределение долей и в бизнесе по генерации электроэнергии с немецкой RWE.
Поэтому очень сомнительно, что Aksoy Ventures, играющая в энергетических бизнесах в собственной стране вторые роли, готова самостоятельно инвестировать в рынки других стран, в частности в Украине.
Энергетика никому не нужна
Если говорить о том, что Украина может предложить иностранным инвесторам в сфере электроэнергетики, то в госсобственности еще осталась одна генерирующая компания “Центрэнерго”, а также пакеты акций в облэнерго.
Однако управляющий директор Центра исследования энергетики Александр Харченко считает, что перспектива приватизации “Центрэнерго” в следующем году с привлечением иностранных инвесторов за приемлемую цену стремится к нулю. Он пояснил, что соглашение Украины с ЕС об ассоциации содержит требование к Украине в части выбросов электростанций, в том числе угольных. И устаревшее оборудование украинских угольных станций уже не может соответствовать европейским экологическим требованиям. “Сегодня в Европе кроме Green Deal (“Зеленый курс” – комплекс политических инициатив Еврокомиссии, цель которого – сделать Европу нейтральной в отношении климата к 2050 г., – ред.) ничего не звучит. Это – главная тема, и ею все занимаются. А наши угольные станции – это металлолом, модернизировать который до состояния, когда станции будут хоть как-то отвечать требованиям ЕС, будет стоить тех же, сколько и строительство новых генерирующих мощностей”, – сказал он.
Кроме того, ответил Александр Харченко, после синхронизации украинской энергосистемы с европейской, электроэнергия с украинских угольных станций не получит сбыта в Европе именно из-за несоответствия экологическим требованиям. “Поэтому я считаю, что ни один вменяемый инвестор на этом этапе интересоваться “Центрэнерго” уже не будет. А повыводить оттуда деньги и порезать на металлолом – это и наши инвесторы могут. Но что придет кто-то, кто будет играть роль стратегического инвестора, и модернизировать эту компанию – я в это не верю”, – сказал он.
Сомнительным выглядит и интерес польской PGNiG к облэнерго и ТЭЦ – польская компания работает в нефтегазовой сфере, и активы в электроэнергетике – это не ее профиль. Что касается ТЭЦ, то сегодня тарифы на тепло в Украине далеки от рыночных, жестко регулируются центральными и местными властями, и по итогу эти компании испытывают хронический дефицит денег даже для расчетов за газ. В таком виде ТЭЦ, большинство из которых были построены еще во времена СССР, вряд ли интересны инвесторам.
Кусочки облэнерго
Что же касается облэнерго, то большинство контрольных пакетов акций этих компаний уже распроданы, и остаточные пакеты акций будут интересны лишь их нынешним владельцам, которые могут выкупить их с целью консолидировать полный контроль и избежать возможных рейдерских атак. Для других целей они не интересны никому, особенно в отсутствие фондового рынка в Украине.
Единственный интерес могут вызвать облэнерго, в которых государству принадлежит контрольные пакеты акций: 51% “Тернопольоблэнерго”, 60,5% “Запорожьеоблэнерго”, 65% “Харьковоблэнерго”, 70% “Хмельницкоблэнерго”, 70% “Николаевоблэнерго”.
Эти компании на сегодня стабильно работают с прибылью, хотя степень прибыльности очень сильно отличается. Например, за 2019 г. прибыль “Хмельницкоблэнерго” составила 85,7 млн. грн., что намного превышает прибыльность остальных государственных облэнерго, вместе взятых: “Харьковоблэнерго” – 1,1 млн. грн., “Запорожьеоблэнерго” – 0,7 млн. грн., “Николаевоблэнерго” – 30,4 млн. грн., “Тернопольоблэнерго” – 0,6 млн. грн.
Интерес к облэнерго может вырасти после введения стимулирующего тарифообразования (так называемые RAB-тарифы), однако этот процесс только в начале запуска.
Итак, исходя из всей имеющейся у нас информации можно сделать вывод, что заявления о возможной приватизации украинских энергетических предприятий поляками или турками – преувеличены. Пока что нет четких официальных сообщений от инвесторов, что конкретно им нужно. Возможно, они появятся после введения RAB-тарифов.
Чего ждать потребителям
И еще один важный вопрос – как возможная приватизация иностранцами энергетических предприятий, принадлежащих государству, повлияет на цену электроэнергии. Для украинских бытовых потребителей, даже если остатки облэнерго раскупят инвесторы, практически ничего не поменяется – тарифы на электроэнергию для населения четко установлены на уровне 1,68 грн. за 1 кВт-ч. Хотя для промышленных потребителей тарифы на передачу электроэнергии могут вырасти. (Александр Суков, dsnews.ua/Энергетика Украины и мира)