1. “Нафтогаз” готовится к переводу в 2021 г. учета газа в ПХГ в кВт-ч

АО “Укртрансгаз”, выступающее оператором подземных хранилищ (ПХГ) страны, начало испытания программного комплекса для автоматического сбора и анализа данных приборов учета и качества природного газа в единицах энергии кВт-ч.

Так, до конца 2020 г. этот программный комплекс будет введен в промышленную эксплуатацию на 11 ПХГ Украины, чтобы уже в следующем году хранилища были готовы к переводу системы учета газа с кубометров в кВт-ч в соответствии с принятыми в странах ЕС стандартами.

В УТГ отмечают, что программный комплекс является внутренней разработкой Института транспорта газа, также входящего в состав группы “Нафтогаз”.

Кроме того, в течение 2021-2025 гг. на девяти украинских ПХГ будут установлены современные узлы замера газа с потоковыми хроматографами и влагомерами, которые в соответствии с Кодексом газохранилищ должны быть установлены на границе балансовой ответственности ПХГ и ГТС. Это даст возможность в онлайн-режиме отслеживать качественные и физико-химические характеристики природного газа, учитывать его как в физических, так и энергетических единицах.

  1. Минэнерго настаивает на создании Фонда декарбонизации за счет налога на выбросы СО2

Министерство энергетики инициирует создание фонда декарбонизации с финансированием за счет части налога на выбросы углекислого газа, который сейчас направляется в общий фонд бюджета, и надеется на поддержку этой инициативы парламентом.

Как сообщило министерство 2 октября, средства фонда будут направляться исключительно на проекты, направленные на сокращение выбросов СО2 и имеющие энергоэффективный, экологический и социальный эффекты.

Среди таких проектов – экомодернизация генерирующих предприятий, теплосетей, водоканалов, уличного освещения, удешевление утилизации бытовых отходов, развитие экотранспорта и стимулирование использования электромобилей.

Кроме того, предусматривается, что средства фонда могут выделяться на проекты по замещению традиционных видов топлива в бюджетной сфере и развитию производства и использования биоэтанола и биогаза.

По словам врио министра энергетики Ольги Буславец, создать фонд планируется по аналогии с Госфондом регионального развития и Государственным дорожным фондом, то есть без создания отдельного юридического лица, что не требует дополнительных затрат госбюджета.

Планируется, что его администрированием будет заниматься Госэнергоэффективности, при участии которого, а также Украино-Датского энергетического центра разработана инициатива по его созданию.

  1. Кабмин отказался назначать члена НКРЭКУ по представлению конкурсной Комиссии

Кабинет министров Украины протокольным решением заседания от 28 октября отклонил предложение конкурсной комиссии по отбору членов энергорегулятора (НКРЭКУ) по кандидатам на эту должность Руслану Машляковскому и Константину Ущаповскому.

“Конкурсная комиссия НКРЭКУ сегодня провела рабочее совещание и рассмотрела протокольное решение Кабмина, которым отклонены предложения относительно кандидатов на должность члена НКРЭКУ Руслана Машляковского и Константина Ущаповского”, – написала секретарь комиссии Светлана Голикова на своей Facebook-странице, отметив, что конкурсная комиссия обратится в Кабмин за дополнительной информацией по этому вопросу

При этом Голикова не назвала причины, по которым Кабмин отклонил предложения конкурсной комиссии.

“От себя добавлю, что меня беспокоят правовые последствия этого решения, потому что законом о НКРЭКУ такая ситуация не предусмотрена”, – подчеркнула Голикова.

При этом она отметила, что никаких судебных решений относительно деятельности комиссии или нарушений голосования нет.

Тогда же стало известно, что в Конституционный суд Украины поступило представление о несоответствии Конституции Украины президентских указов о назначении членов энергорегулятора (НКРЭКУ).

Под распространенным текстом представления стоят подписи 50 народных депутатов Украины, среди которых лидер фракции “Батькивщина” Юлия Тимошенко, а также народные депутаты этой фракции, фракций “Слуга народа”, ОПЗЖ и Евросолидарность, группы “Доверие” и внефракционные.

В представлении парламентарии просят признать неконституционными указы 2018-2019 годов о назначении семи членов НКРЭКУ: Елены Антоновой, Дмитрия Коваленко, Оксаны Кривенко, Руслана Кайдаша, Ольги Бабий, Валерия Тарасюка и Алексея Магды.

Депутаты также просят признать неконституционными норму переходных положений закона “О НКРЭКУ” №1540-VIII от 2016 года о полномочиях президента обеспечивать устойчивую деятельность НКРЭКУ, а также два пункта из переходных положений закона №394-IX об изменениях в закон об обеспечении конституционных принципов в сфере энергетики и коммунальных услуг от 2019 года, которые касаются деятельности указанных членов НКРЭКУ.

  1. Украина планирует привлечь в развитие энергосистемы $40 млрд. до 2030 года

Одной из стратегических целей развития экономики Украины до 2030 года является привлечение в развитие энергетической системы $40 млрд., в том числе на генерацию – $23 млрд., на передачу и распределение – $17 млрд., закреплено в документе “Векторы экономического развития 2030”.

Документ был представлен в рамках презентации результатов финансового аудита Украины в Киеве 6 ноября.

Наряду с этим отмечается необходимость формирования свободной цены на энергоносители для всех категорий потребителей с применением эффективных механизмов незащищенных слоев населения и разрешения проблемы задолженностей, возникших в энергосистеме.

Что касается повышения экологичности энергосектора, то по расчетам, приведенным в документе, предусматривается привлечение $10 млрд. инвестиций в возобновляемую энергетику и формирование доли ВИЭ в общем производстве электроэнергии на уровне 25%. При этом предлагается рассмотреть возможность производства водорода с использованием лишней электроэнергии в системе с целью его дальнейшего экспорта в ЕС.

Наряду с этим планируется сокращение доли угольной генерации, а также рост доли биомассы в производстве тепловой энергии до 30%.

Кроме того, в документе отмечается необходимость проведения сертифицированного аудита энергоэффективности 100% промышленных предприятий

Среди мер, необходимых для достижения стратегических целей, указывается необходимость пересмотра энергетической стратегии до 2035 года с учетом замещения выбывающих мощностей и наращиванием объемов накопительных мощностей.

Предлагается также ускорить ответственность за небалансы и компенсации за ограничения выработки для ВИЭ для чего утвердить схему компенсаций и определить квоты поддержки ВИЭ-генерации с целью проведения зеленых аукционов.

Одним из вопросов, на котором акцентируется внимание на документе, является также необходимость отмены искусственных ограничений по заявкам на продажу на рынке “на сутки вперед” для ГП “Гарантированный покупатель”, обязав его продавать ресурс по экономически обоснованным ценам, что в результате позволит обеспечить АЭС и ТЭС оборотными средствами.

Помимо этого, в документе также отмечается потребность в урегулировании работы локализованной ВИЭ-генерации, которая бы присоединялась непосредственно к сетям потребителя, без платы за передачу и распределение электроэнергии

Согласно аудиту украинской экономики, около 64% энергоблоков ТЭС находятся на грани исчерпания ресурса и физического износа (170 и 200 тыс. часов), а 92% энергоблоков отработали свой расчетный ресурс (100 тыс. часов). Кроме того, 15 реакторов четырех АЭС изношены на 80%. Уровень износа электросетей составляет 60-70%.

  1. Минэнерго прогнозирует в 2021 году увеличение производства э/э на 5,5%

Министерство энергетики Украины представило прогнозный баланс производства электроэнергии на 2021 год с увеличением выработки на 5,5% по сравнению с ожидаемым показателем текущего года – до 151,023 млрд. кВт-ч.

Согласно сообщению министерства, прогнозный баланс предусматривает увеличение производства АЭС в следующем году на 2,1% – с ожидаемых в 2020-м 73,7 млрд. кВт-ч до 75,233 млрд. кВт-ч.

Увеличение выработки ГК ТЭС ожидается на 5,8% – с 38,872 млрд. кВт-ч до 41,14 млрд. кВт-ч, ТЭЦ и когенерационными установками – на 15,1%, с 11,108 млрд. кВт-ч до 12,79 млрд. кВт-ч, ГЭС (включая “зеленый” тариф)- на 9,1%, с 4,846 млрд. кВт-ч до 5,287 млрд. кВт-ч, ГАЭС – на 16,3%, с 1,503 млрд. кВт-ч до 1,748 млрд. кВт-ч, ВИЭ – на 15,3%, с 11,375 млрд. кВт-ч до 13,12 млрд. кВт-ч, блок-станциями – на 1,1%, с 1,686 млрд. кВт-ч до 1,705 млрд. кВт-ч.

В министерстве отметили, что объемы производства ГЭС после завершения зимы могут быть пересмотрены с учетом водности в сторону увеличения. При этом прогнозируемые объемы выработки ВИЭ учитывают возможные ограничения генерации СЭС и ВЭС на уровне 1,5 млрд. кВт-ч.

Импорт электроэнергии из РФ и Беларуси, а также экспорт в эти страны балансом на 2021 год не предусмотрены.

Напомним, что последняя версия прогнозного баланса выработки э/э на этот год была утверждена в конце апреля 2020 г., с ожидаемым показателем 143,09 млрд. кВтч (или 141,404 млрд. кВт-ч без учета неказанных объемов расположенных на территории ОСР производителей).

Производство электроэнергии в объединенной энергосистеме (ОЭС) Украины в январе-сентябре 2020 года сократилось на 5,9% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года – до 107 млрд. 614,8 млн. кВт-ч. АЭС произвели 56 млрд. 771,3 млн. кВт-ч (-6,3%), ГК ТЭС – 26 млрд. 117,9 млн. кВт-ч (-24,6%), ТЭЦ и КУ – 8 млрд. 903,2 млн. кВт-ч (+18,4%), ГЭС – 4 млрд. 434,3 млн. кВт-ч (-14,4%), ГАЭС – 1 млрд. 160,4 млн. кВт-ч (+18,7%), блок-станции – 1 млрд. 452,9 млн. кВт-ч (+10,5%), ВИЭ – 8 млрд. 774,8 млн. кВт-ч (+2,1 раза).

  1. АМКУ оштрафовал три компании на 53 млн. грн. за сговор на тендерах облэнерго

Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) оштрафовал ООО “Энерджи Сервис”, ООО “ИК “Энергетические ресурсы” и ООО “Энерджи Инжиниринг” на общую сумму 53 млн. грн. за сговор на тендерах облэнерго.

Согласно сообщению комитета, эти компании “не конкурировали честно, а наоборот, будучи тесно связанными между собой, согласовали поведение во время тендеров и таким образом исказили конкуренцию”.

По данным комитета, на протяжении 2017-18 гг. компании приняли участие в 14 публичных торгах на техническое переоснащение, реконструкцию и строительство трансформаторных станций для “Чернигов-“, “Винница-“, “Сумыоблэнерго”, “Луганское энергетическое объединение” и “Центральная энергетическая компания”. Помимо наложенных штрафов нарушители не смогут участвовать в публичных закупках в течение следующих трех лет. (Reform.energy/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий