Как не допустить тарифного кризиса следующей зимой?
Как минимум, до 31 марта в Украине будет продолжаться государственное регулирование цен на газ. С февраля “голубое топливо” для населения должно стоить не выше 6,99 грн. за кубометр.
Это предельная цена, которую ввело правительство. Поставщики же могут установить и более низкие цены. Большинство компаний уже их анонсировали. По данным “ГазПравды”, на февраль цены стартуют от 6,79.
С августа прошлого года, когда полноценно заработал рынок газа для населения, потребители столкнулись со злоупотреблениями со стороны облгазов и аффилированных с ними газсбытов. Кроме того, людям просто не хватало информации об изменениях. Но изменения произошли.
Газ, тепло и электроэнергия – огромные розничные энергетические рынки, которые еще несут на себе колоссальный груз прошлого. Исторически в сознании поколений украинцев они ассоциируются с государством и командно-административной экономикой.
Там все решали за потребителя – кто ему продавать газ, на каких условиях и по какой цене. Мир же изменился и показал, что конкуренция приносит потребителям лучшие цены и лучший уровень сервиса.
По моему мнению, неправильно считать, что открытие розничного рынка газа для населения – это событие значимое исключительно в газовой отрасли. Это эпохальное событие, которое принципиально меняет восприятие людьми энергетики в целом и газового ее сегмента, в частности.
Теперь люди сами выбирают, у кого и по какой цене покупать энергию – природный газ. Такого в Украине не было никогда, – с тех пор как газ появился в домах украинский.
Глядя на полгода, когда заработал рынок для населения, конечно, хотелось бы, чтобы он начал работать раньше – еще с мая. Это дало бы людям больше времени для адаптации к новым условиям и ситуация была бы более прогнозируемой для поставщиков.
Введение же рынка перед отопительным сезоном оставило меньше времени на это. Также оно совпало с традиционным сезонным подорожанием газа, что, к сожалению, многие потребители связали с самой реформой.
Само же подорожание газа было разным у разных поставщиков. Региональные газсбыты, которые исторически имеют наибольшую долю потребителей, продавали газ по одной из самых высоких цен на рынке. Новые же игроки зашли на рынок с существенно более низким ценам.
Так, в январе разница между предложениями поставщиков превысила 3 грн. в кубометре.
Здесь просматривается очевидное злоупотребление со стороны исторических поставщиков – газсбытов. И это тот случай, когда государство имеет инструменты антимонопольного законодательства и обязано вмешаться.
Потребители же могли по-своему противодействовать – “голосовать ногами” – перейти к другому поставщику с привлекательной ценой. Но потребители не всегда свободно могли реализовать свое право на выбор поставщика – были недостаточно информированы.
Кроме того, им противодействовали, их запугивали, дезинформировали и тому подобное. Украинцы очень болезненно воспринимают притеснения и ограничения. Особенно тогда, когда государство, должна была их защищать от произвола, самоустраняется от решения проблем, не хочет их замечать или не имеет действенных инструментов противодействия.
“Тарифные протесты”
Недовольство, которое было осенью только на бумаге в жалобах людей в госорганы, зимой выплеснулось на улицы. И началось оно не с цен на газ, а с беспредела облгазов и ощущения несправедливости, безысходности и отсутствия надлежащей реакции со стороны государства.
Яркий пример, о котором много позже услышала вся страна – Лубны Полтавской области, где местный оператор ГРМ не только “отличился” одним из самых высоких тарифов на распределение газа, но и совместно с аффилированными газсбытами незаконно противодействовал смене поставщика.
Лишь впоследствии тематика протестов расширилась и на завышенные цены на газ от региональных газсбытов и набрала яркую политическую окраску.
Напряжение в обществе, хорошо подогретое политиками, росло, и правительство было вынуждено прибегнуть к экстренным мерам, которые вылились в установление предельной цены на газ.
Как не допустить повторения кризиса?
Время с ограничением цены на уровне 6,99 грн. нужно использовать для того, чтобы навести порядок с соблюдением правил рынка всеми участниками и улучшением защиты уязвимых потребителей.
Первое – решить проблему со злоупотреблением доминирующего положения газсбытов, аффилированных с облгазами. Они получили в наследство почти всех бытовых потребителей и упорно хотят получать сверхприбыли с этого достояния.
К сожалению, часто методы такого “сдерживания” потребителей является репрессивными: тех, кто сменил поставщика, запугивают проверками облгазов, людям выставляют незаконные долги и даже перекрывают трубу, или же снимают на поверку счетчик и долгое время не возвращают его.
Это откровенными нарушениями законов, прав потребителей и принципов конкуренции. Поэтому Антимонопольный комитет, Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) и правоохранительные органы должны тщательно разобраться в ситуации.
Наконец, надо выяснить, кому государство действительно должно помогать, а кто вполне в состоянии сам платить рыночные цены на газ, тепло и т. д.
Потому несправедливо устанавливать единую, заниженную цену и для условной пенсионерки с небольшим помещением, и для владельца дома в сотни и тысячи квадратных метров где-то в Конча-Заспе.
Урегулировать ситуацию имеет совершенствование адресных жилищных субсидий, а также, возможно, введение дополнительных инструментов социальной защиты уязвимых потребителей.
Именно таким потребителям и нужно предоставлять целевую денежную помощь. У государства сегодня отсутствует персонифицированная информация, сколько фактически потребляют газа люди, которых можно отнести к категории уязвимых, и которые не являются субсидиантами, кто они, какое их количество и сколько они платили за газ, для того, чтобы оперативно предоставить им целевую адресную помощь.
Адресная помощь – это самый эффективный вариант защиты уязвимых потребителей.
Потому заботиться нужно не только об уязвимых потребителях, но и об эффективном расходовании денег налогоплательщиков. Государство не должно давать людям оснований для нерационального поведения.
Например, когда субсидиант не имеет мотивации менять поставщика с высокой ценой на поставщика с более низкой, потому что ему государство все равно покроет все расходы. Налогоплательщики этого не поймут.
Поэтому люди должны получать начисления субсидии только по определенной государством предельной цене на газ, которая равна справедливой рыночной цене. И если потребитель и в дальнейшем будет хотеть, чтобы субсидии хватило для обогрева дома, ему придется искать поставщика с более низкими ценами на газ, чем у исторического поставщика.
Это будет справедливо по отношению к налогоплательщикам и стимулировать людей становиться более рациональными.
Такие изменения будут способствовать увеличению доверия к государству со стороны налогоплательщиков, а также экономии государственных финансов, которые могут быть направлены на дополнительную социальную поддержку большего количества потребителей, а не на вымывание средств из бюджета в виде компенсаций газсбытам, которые завысили цену с целью получения сверхприбылей. Кроме того, это также не искажать рыночные сигналы для остальных потребителей.
Еще один важный урок для рынка – это правильная информационно-просветительская кампания.
К сожалению, до сих пор украинцы недостаточно знают о возможностях рынка газа и преимущества смены поставщика. И этим моментально пользуются политики-популисты.
Ситуацию нужно исправлять. Украинцам стоит донести суть и необходимость рыночных реформ. Люди должны понять: чтобы жить, как в Европе, нам нужно менять постсоветские подходы в экономике и политике. Адекватной альтернативы европейскому рыночному вектору просто не существует!
Что будет, если не сделать выводы и не усовершенствовать рынок?
Сейчас в отрасли сложилась недопустимая ситуация, когда определенные компании нарушают правила, но наказание за это не несут. Правила должны быть одни для всех, и они должны выполняться.
А профильные органы должны следить, чтобы некоторые игроки не злоупотребляли своим положением – не завышали цены, не совершали сговор и тому подобное.
Если же этих и других уроков кризиса мы не усвоим и не сделаем домашнюю работу, – во время следующего отопительного сезона рискуем снова столкнуться с теми же проблемами. (Виталий Щербинка, председатель Федерации работодателей нефтегазовой отрасли, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)