Рост цен на нефтепродукты в марте заставил власти прибегнуть к уже проверенному методу воздействия на игроков этого рынка – договориться на взаимовыгодных условиях.
В начале апреля чиновники и нефтетрейдеры подписали меморандум, выполнение которого обязывает первых активизировать борьбу с нелегальными АЗС, а вторых – снизить цены на топливо. По крайней мере, на месяц.
Похожая договоренность существовала и во времена правительства Алексея Гончарука. В декабре 2019 г., во исполнение поручения президента Зеленского, премьер объявил войну нелегальным АЗС и пообещал в считанные недели положить конец “подзаборного” заправкам. Однако реализовать задуманное не получилось.
Будет ли удачной вторая попытка? Цены на топливо уже опустились ниже психологических 30 грн. за литр, а под проверки попали и добросовестные операторы. Окончательные результаты борьбы с теневым рынком власти обещают показать уже в начале мая.
Тогда же украинский рынок столкнется с дефицитом нефтепродуктов, в частности дизтоплива и сжиженного газа. На сколько в таких условиях могут вырасти цены на топливо и сдержит ли их правительственный меморандум?
Меморандум трейдеров и правительства
В начале апреля “Нефтегазовая ассоциация Украины” (участниками, в частности есть сети АЗС OKKO, WOG, Shell, Socar, KLO) и Кабинет министров подписали очередной меморандум о создании “благоприятной среды на рынке нефтепродуктов”.
Обе стороны интересовали хорошо известны проблемы,
Представители власти просили, чтобы на период карантина и введение ограничений через COVID-19 на стелах АЗС стоимость горючего опустились ниже отметки в 30 грн. за литр.
Цены на топливо в Украине начали стремительно расти в феврале-марте. Это произошло в первую очередь из-за роста мировых цен на нефть, которые с ноября 2020 по февраль 2021 повысились более чем на половину – с 40 долл. до 65 долл. за баррель.
“Повод для подписания меморандума и смешной и грустный одновременно. Цена более 30 грн. была только в премиальных сетях, которых на рынке лишь тысяча из более 7500 станций. При этом на рынке достаточно предложений по 28 грн. за литр, но мозолили именно эти 30 грн.”, – отмечает директор Консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн.
По его словам, стороны меморандума договорились опустить цены ниже 30 грн. и держать их на таком уровне весь апрель.
Просмотр достигнутой договоренности возможен только после дополнительных консультаций в случае резкого изменения внешней конъюнктуры. Совещания по топливного вопрос происходят еженедельно.
Власть в свою очередь снова пообещала разобраться с нелегалами.
“Для выполнения этого меморандума Кабинет министров примет меры по противодействию нелегальному производству и обороту топлива (в том числе нелегальной деятельности предприятий, осуществляющих не полный цикл нефтепереработки”, – говорится в документе за подписью министра экономического развития Игоря Петрашко.
Обещание правительства не нова: бывший премьер Алексей Гончарук в декабря 2019 года уверяло, что к 9 января 2020 все “черные” АЗС будут ликвидированы. Тогда Служба безопасности Украины и налоговики отчитались о закрытии сотен “подзаборного” станций.
“Всего совершили 2,2 тысячи проверок силами ДФС, Нацполиции и СБУ. Проверили информацию о 1,399 тысячи нелегальных АЗС: 377 – остановили деятельность, 316 – демонтированы ранее или отсутствуют по адресам, 243 – демонтированы за отчетный период, 463 – оформили лицензию”, – отчитался 11 января Гончарук.
Важность борьбы с теневым рынком нефтепродуктов не вызывает сомнений. По данным Консалтинговой группы “А-95”, потери бюджета от нелегального оборота нефтепродуктов в 2020 году составили около 19 млрд. грн., а в 2021 году,
Несмотря на такие красноречивые цифры, которые свидетельствуют о существовании масштабных схем на рынке, представители власти снова взялись устанавливать дедлайны и обещать быстрый результат.
В частности, министр развития общин Алексей Чернышев уже заявил, что рабочие группы по борьбе с нелегалами должны завершить проверки всех АЗС до конца апреля.
“До конца месяца необходимо проверить все имеющиеся станции. Все нелегальные АЗС нужно закрыть, контрафактное топливо изъять и выяснить источники его происхождения”, – сказал министр.
Желание за месяц разобраться с “подпарканными” АЗС заслуживает уважения, однако есть и другая сторона медали: в погоне за быстрым результатом власть полностью “развязала руки” контролирующим органам.
Из-за этого страдают не только нелегалы, но и представители “белого”
От постановки задачи на самом высоком уровне в его прикладного исполнения на местах проходит достаточно времени. И не обязательно то, как борьбу с незаконными АЗС видят в высоких кабинетах, происходит на практике.
Участники рынка в разговоре с журналистом ЭП не под запись отмечают, что 70% апрельских проверок нефтетрейдеров заканчиваются взятками.
“Тот уровень проверок, которые сейчас натравили на АЗС, не совсем способствует созданию благоприятных условий для развития рынка”, – говорит владелец одной из сетей заправочных станций.
Кто сейчас проверяет нефтетрейдеров? “Это и Антимонопольный комитет, и пожарные, охрана труда, экологи, защита прав потребителей, какой рыночный контроль…”, – жалуется владелец сети Prime Дмитрий Леушкин.
“Я понимаю, когда проверяют, выдается чек, соответствует топливо качества, но я не понимаю, зачем штрафовать за отсутствие топоры или заставлять рубить деревья. Это не имеет никакого отношения к борьбе с нелегальными АЗС”, – добавляет он.
“У нас законодательная база 70-го года прошлого века. Ей уже 50 лет. Нет ни одной АЗС, которая отвечает всем этим критериям. Естественно, это создает фон для различных предписаний, со всеми”, – говорит другой трейдер.
Возникают вопросы и к подходам контролирующих органов при осуществлении проверок станций.
“С кем правительство подписало меморандум? С одной ассоциацией, в которую входит 1500 АЗС. А что с другими? Будут ли они соблюдать обязательства по снижению цен?
Будут проверять членов “Нефтегазовой ассоциации Украины” или меморандум – это индульгенция от проверок? Это важные вопросы, на которые я для себя не нахожу ответа”, – спрашивает директор научно-технического центра” Психея “Сергей Сапегин.
По мнению опрошенных ЭП профильных экспертов, набеги “контролирующих органов могут стать еще одним фактором, который в ближайшее время потянет цены на нефтепродукты вверх.
Впрочем, существуют и другие факторы.
Что с ценами и чего ожидать
Сразу после подписания меморандума (2 апреля) крупные сети АЗС начали опускать цены на стелах ниже отметки в 30 грн. за литр.
Так, на станциях ОККО и WOG бензины марки а-92 снизились на 1 гривну, а “девяносто пятый” – сразу на 1,5 гривны. Снизилась и стоимость дизтоплива.
С 6 апреля розничные сети продолжили корректировать цены на топливо. По данным “А-95”, через неделю после подписания меморандума выше 30 грн. бензин стоил только на заправках Socar.
Впрочем, как отмечают участники рынка, по факту цены изменились только с улицы, так как премиальные сети и к этому редко продавали топливо дороже 30 грн.
“Вы же понимаете, что по ценам на стелах ОККО и WOG топливо особо никто не покупает. Когда заходишь на такую заправку, то у тебя сразу спрашивают о дисконтную карту, которая дает скидку 3-5 грн. на литре”, – говорит Леушкин.
“То есть цены на стелах снизили, чтобы с улицы все подешевело, но по факту ничего не изменилось. Сейчас просто не дают такой уровень скидок, который был раньше”, – добавляет он.
Как бы там ни было, но договоренность по снижению цен действует только в апреле. А чего ждать дальше?
Опрошенные ЭП участники рынка сходятся на том, что Украина в мае имеет большие шансы столкнуться с дефицитом горючего. И это в большей степени касается дизтоплива и сжиженного газа, а не бензинов.
Дефицит могут спровоцировать неопределенность с новым поставщиком нефтепродуктов “Роснефти” и остановка в мае на плановый ремонт Мозырского НПЗ – ключевого белорусского поставщика в Украине.
“До мая запасы дизтоплива, которых якобы много и они обязательно помогут пройти апрель, иссякнут. И рынку необходимо будет найти 300 000 т дизтоплива (почти 50% баланса) и минимум 40 000 т сжиженного газа (25% рынка)”, – отмечает Куюн.
Заместить весь этот объем импортом по морю вряд ли получится.
По мнению экспертов Консалтинговой группы “А-95”, в мае не удастся в полной мере перекрыть и объемы сжиженного газа, рынок потеряет из-за остановки поставок “Роснефти”, что в свою очередь приведет к росту цен на него.
“Всех интересует, на сколько цены могут возрасти. Не берусь прогнозировать. Это невозможно, когда есть дефицит. Летом 2017 цена на автогаз выросла с 12 до 17 грн. за литр из-за нехватки всего 10% в балансе. В мае она, очевидно, будет выше”, – напоминает Куюн.
Леушкин соглашается, что с ценами в мае может произойти “большая неприятность”: “На дефиците цены растут очень быстро и никаким меморандумом эту ситуацию не исправить”.
“Создавать антикризисный штаб надо уже сегодня. Как в старые добрые времена, брать листочек А4, ручку и моделировать балансы. Если есть возможность, надо привезти больше еще в апреле, когда нагрузка на порты будет меньше, чем в пиковом мае. Есть хороший шанс подготовиться к этому шторма, а не как обычно потом тушить пожар. Тем более, что делать это будет особо нечем”, – резюмировал эксперт. (Николай Топалов, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)