АО “Укртранснафта” обязуется обеспечить от 1,1 до 2,5 млн. грн. ежемесячного дохода государства от управления украинской частью нефтепродуктопровода “Самара-Западное направление”. С таким условием компания планирует подписать с Агентством по розыску и менеджменту активов (АРМА) договор на управление.
Для управления нефтепродуктопроводом Укртранснафта уже создала в своей организационной структуре отдельный департамент. В его состав вошли работники Укртранснафты и ООО “ПрикарпатЗападтранс” – ведущие специалисты по транспортировке нефтепродуктов магистральными трубопроводами.
Новый департамент подотчетен лично генеральному директору Укртранснафты – Николаю Гавриленко. Такая структура позволит эффективно развивать новое направление деятельности компании благодаря оперативности принятия решений.
Также структура нового департамента полностью соответствует принципам корпоративного управления, внедренным в Группе Нафтогаз и уставу Укртранснафты, а именно в части единоличной ответственности генерального директора за результаты работы компании.
Укртранснафта обращает внимание, что для полноценного возобновления транспортировки нефтепродуктов магистральным трубопроводом необходимо урегулировать ряд вопросов нормативно-правового характера, в частности:
– урегулировать на законодательном уровне возможность Управляющего оформить разрешение на право пользования земельными участками, на которых расположены объекты части магистрального нефтепродуктопровода “Самара – Западное направление”, поскольку сейчас все документы на право пользования земельными участками оформлены на ООО “ПрикарпатЗападтранс”;
– получить разрешение от АМКУ на концентрацию и согласованные действия для управления трубопроводом;
– получить от НКРЭКУ Лицензию на право осуществления хозяйственной деятельности по транспортировке нефтепродуктов, для чего совместно с НКРЭКУ необходимо урегулировать возможность отдельного порядка получения Управляющим арестованных активов такой лицензии;
– получить от Гостаможслужбы решение об открытии двух таможенных складов открытого типа для хранения нефтепродуктов, для чего необходима разработка и утверждение Министерством финансов Украины совместно с Государственной таможенной службой Украины изменений в Порядок предоставления складским объектам статуса “таможенный склад” и лишения такого статуса, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 16.07.2012 №835, в части оснований, процедуры и перечня документов, необходимых для принятия решения о регистрации Управляющим арестованных активов таможенного склада для хранения нефтепродуктов для объектов магистрального нефтепродуктопровода “Самара – Западное направление”;
– получить решение НКРЭКУ об установлении для АО “Укртранснафта” тарифов на транспортировку нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, для чего НКРЭКУ должна пересмотреть и утвердить отдельным постановлением тарифы на транспортировку нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
– необходимо безотлагательно получить от Гоструда разрешения на эксплуатацию машин, механизмов, оборудования повышенной опасности и разрешения на выполнение работ повышенной опасности для Управляющего арестованного имущества, для чего необходимо Государственной службе Украины по вопросам труда и Кабинету Министров утвердить отдельный порядок представления, рассмотрения документов и выдачи разрешений на выполнение работ повышенной опасности и разрешений на эксплуатацию машин, механизмов, оборудования повышенной опасности, для обеспечения возможности Управителю арестованного имущества осуществлять безопасную эксплуатацию объектов магистрального нефтепродуктопровода “Самара – Западное направление”;
– получить от НКРЭКУ Лицензию на право осуществления хозяйственной деятельности по централизованному водоснабжению и водоотведению Управляющим арестованного имущества, для чего НКРЭКУ должна разработать и утвердить отдельный порядок представления, рассмотрения документов и выдачи лицензии на право осуществления хозяйственной деятельности по централизованному водоснабжению и водоотведения для объектов магистрального нефтепродуктопровода “Самара – Западное направление”;
– получить от Госводагентства разрешения на специальное водопользование для Управляющего арестованного имущества.
Также необходимо заключить договора на поставку и транспортировку электрической энергии для объектов магистрального нефтепродуктопровода. Для этого нужно определить объем необходимой электроэнергии на основании плана транспортировки дизельного топлива и провести торги в системе ProZorro для выбора поставщика. Чтобы сформировать такой план транспортировки Укртранснафта планирует провести ряд переговоров с владельцами ресурса со стороны Республики Беларусь и Российской Федерации и заключить договорные отношения о предоставлении АО “Укртранснафта” услуг по транспортировке дизельного топлива. Без наличия договорных отношений с владельцами ресурса, возобновление работы переданного в управление нефтепродуктопровода будет невозможным.
“Транспортировка – наш профильный бизнес. Тем более, часть нефтепродуктопровода проходит в коридоре нефтепровода, и некоторые наши операционные расходы покрывают и дизельную трубу.
Я уверен в высокой квалификации наших работников и что нам удастся урегулировать и нормативные вопросы для скорейшего восстановления работы нефтепродуктопровода и создания стабильного источника доходов для бюджета Украины”, – отметил Николай Гавриленко, генеральный директор АО “Укртранснафта”.
16 апреля 2021 г. Укртранснафта победила в конкурсе АРМА на управляющего частью нефтепродуктопровода “Самара – Западное направление”.
Укртранснафта – второй по величине в Европе оператор нефтетранспортной системы, обеспечивающей транспортировку нефти на украинские нефтеперерабатывающие заводы и ее транзит в страны Восточной и Центральной Европы.
Укртранснафта является исправным плательщиком налогов и дивидендов. В 2019 г. компания выплатила 1,463 млрд. грн. дивидендов своему акционеру – НАК “Нафтогаз Украины”, в 2018 – 2,139 млрд. грн., а в 2017 выплатила рекордный объем дивидендов – 4,182 млрд. грн.
По итогам 2020 г. компания увеличила чистую прибыль на 15%. Несмотря на спад спроса на нефть и энергоносители из-за пандемии COVID-19 Укртранснафта обеспечила дополнительную загрузку нефтетранспортной системы Украины: благодаря договору с BNK (UK) Limited (дочерняя компания ЗАО “Белорусская нефтяная компания”) начался транзит нефти в Республику Беларусь по маршруту “Одесса – Броды – Мозырь”. Договор продлен на 2021 г.
Укртранснафта имеет опыт решения проблемных вопросов с украинскими и иностранными контрагентами.
Осенью 2018 г. компания окончательно урегулировала вопрос возврата всего объема своей нефти из хранилищ НПЗ группы “Приват” и предотвратила ущерб государству на сумму почти 2 млрд. грн. После ряда судебных заседаний Укртранснафта и частные НПЗ заключили мировые соглашения, по итогам которых тариф на хранение сырья был снижен в три раза – вместо 9,6 грн. (с НДС) за тонну до 3,08 грн. (с НДС) за тонну.
В 2019 г. продолжено действие соглашение на транзит нефти по территории Украины до 2030 г., что гарантирует загрузку системы магистральных нефтепроводов и стабильный источник доходов в госбюджет и рабочие места для тысяч украинцев.
В начале 2020 г. компания максимально эффективно решила вопрос некондиционной российской нефти и получила более 4 млн. евро компенсации. (Департамент интегрированных коммуникаций НАК “Нафтогаз Украины”/Энергетика Украины и мира)