Борьба с нелегальным оборотом нефтепродуктов в Украине активно велась до начала карантина в первом квартале 2020 г. Карантинные мероприятия и ограничения на проверки создали лазейки для восстановления деятельности недобросовестных игроков рынка. Поэтому в начале этого года государство начало второй этап борьбы с нелегальными АЗС.
Kosatka.Media обсудила с экспертами – чего удалось достичь за три месяца этого года и как окончательно преодолеть теневой рынок топлива.
Какие нелегальные схемы есть на рынке горючего
Ежегодно в Украине реализуется около 2 миллионов тонн незаконного топлива. По подсчетам экспертов, госбюджет теряет от этого миллиарды гривен.
Нелегалы пользуются несколькими схемами, которые позволяют производить и продавать топливо в обход бюджетных и акцизных платежей.
Наибольшая налоговая махинация – оптимизация НДС и неуплата налога на прибыль. Согласно исследованию специалистов, это более 15 млрд. грн. бюджетных потерь.
Топливо продают за наличные мимо кассы. Таким образом, нечестные АЗС показывают меньше прибыли, а, следовательно, – платят меньше налогов. А на наличные могут вновь закупить нелегальное топливо. Это второй незаконный способом торговли горючим.
Как рассказал в интервью Kosatka.Media глава Государственной фискальной службы Вадим Мельник, все начинается еще на стадии ввоза горючего в Украину. В частности, нечестные предприниматели занижают количество ввозимого топлива, чтобы платить меньше пошлины.
Затем это нерастаможенное горючее попадает на нелегальные мини-НПЗ (и это третья схема), где из него делают бензин, не обложенный акцизным налогом, который продают дешевле, чем “белые” АЗС. Таким образом, честный бизнес несет потери, а государство – снова недополучает платежи в бюджет. И поскольку сейчас горючее дорожает на мировом рынке, то эксперты ожидают, что вырастет спрос на нелегальное топливо. А значит – и вырастут потери бюджета.
Еще одна схема уклонения от налогов – не оформленные или недооформленные АЗС, в результате чего они работают без лицензии, не платя соответствующий сбор.
Также нелегалы активно применяют схему ввоза законного безакцизного продукта, который затем на тех же нелегальных мини-НПЗ незаконно превращают в бензин.
Есть ли результаты борьбы
Член Совета Комитета по вопросам энергетики, нефти и газа Наталья Гутаревич в комментарии для Kosatka.Media обратила внимание, что для борьбы с нелегальным оборотом нефтепродуктов важны два вопроса – качество товара/продукта и источник его происхождения. И если второй вопрос можно проверить путем проведения документальных и камеральных (анализ документов), а также фактических (сверка данных и информации с указанными в документах) проверок, то проверка продукта требует специальных лабораторных исследований. О возможности проведения таких исследований заявляет Государственная экологическая инспекция, которая в 2021 году получила соответствующее финансирование и проводит закупку таких услуг.
“КМУ использует комплексный подход к проведению мероприятий по выявлению нарушений на рынке нефтепродуктов – было дано поручение создать в каждой области рабочие группы для борьбы с нелегальным рынком топлива. Что оправдано, ведь такой подход подразумевает проведение проверок государственными контролирующими и надзорными органами, у каждого из которых свои компетенция и полномочия. Впрочем, нормативное регулирование оснований и порядка проведения мероприятий по контролю и надзору тоже отличные. Однако, этот подход не нов: и у бизнеса, и у государственных органов есть опыт проведения комплексных проверок. При этом, есть возможность исследовать деятельность субъекта по соблюдению норм законодательства в налоговой, экологической, трудовой сферах, в сфере безопасности и т.д.”, – отметила юрист.
Такой подход дал возможность за три месяца 2021, по информации главы ГФС Вадима Мельника, выявить и закрыть семь незаконных производств (мини-НПЗ), остановить деятельность 221 точки продаж нелегального топлива, демонтировать 151 нелегальную АЗС и применить штрафные санкции на сумму 136 млн. грн.
В I полугодии 2020 года совместными усилиями Государственной фискальной службы и региональных межведомственных рабочих групп была проверена деятельность 3206 объектов торговли горюче-смазочными материалами (АЗС/АГЗС). Выявлено и прекращено 833 факта нелегальной торговли топливом. Из незаконного оборота изъято 16200 т топлива на сумму 381 млн. грн. На 538 нелегальных АЗС демонтировано оборудование, что использовалось в противоправной деятельности.
Однако, к сожалению, даже несмотря на готовность и стремление правоохранителей, пока нельзя констатировать, что проблема нелегального оборота топлива в Украине решена.
Что способствует “долголетию” нелегалов
Директор “Консалтинговой группы А-95” Сергей Куюн в комментарии для Kosatka.Media отметил, что существует проблема возвращения закрытых нелегальных АЗС уже на протяжении двух месяцев.
“В прошлом году активисты создали карту нелегальных АЗС. Силовики знали, куда идти. За год все те, кого закрыли – получили те лицензии. За взятки, предоставив фальсифицированные документы. А в полномочиях налоговой нет пункта проверки соответствия тех документов. Нелегальный бизнес тоже адаптируется”, – пояснил он.
Эксперт добавил, что в преодолении теневого рынка топлива очень велика роль местных органов власти.
“Они знают, контролируют. Но зачем им преодолевать эту проблему, если они с нее живут. А проблемы центрального бюджета их мало беспокоят”, – отметил Куюн.
Президент Украинской энергетической ассоциации Юлия Пидкоморна в комментарии для Kosatka.Media отметила, что борьба с теневыми АЗС может продолжаться до того момента, пока такие АЗС будут иметь ресурсы нелегального горючего для продажи. Ведь обустройство теневой АЗС стоит примерно $10 тыс. и три-четыре раза окупает себя за сезон.
Чтобы работа правоохранителей принесла результат, нужно применять рычаги, которые будут влиять на источники поставок нелегального горючего – теневых производителей, пояснила Пидкоморна. Основной базой для удешевления горючего является продукция, изготавливаемая подпольно или даже открыто на так называемых мини-НПЗ, под видом других продуктов нефтепереработки.
Они не попадают под налогообложение акцизом и на бумаге сбываются “фирмам-прокладкам” под видом растворителей или подобного рода реагентов.
Такие низкокачественные продукты нефтепереработки (прошли максимум первичную стадию обработки) не соответствуют действующим ГОСТам. В частности имеют недостаточное октановое число (максимум на уровне бензина А-80) и значительный объем сопутствующих химических соединений, которые являются вредными как для авто, так и окружающей среды. Повышение октанового числа осуществляется с помощью соответствующих присадок типа МТБЭ и метанола, что находятся в легальном обороте в виде смеси растворителей (в 2020 году в Украину импортировано 77,4 тыс.т.). Смешивание реагентов и нефтепродуктов происходит на нефтебазах или непосредственно во время перевозки просто путем добавления в цистерны.
“Поэтому только ограничив производство низкокачественных нефтепродуктов и закрыв “акцизное” окно для растворителей (октаноповышающие смеси не являются подакцизными), борьба с теневыми АЗС будет иметь устойчивый результат”, – отметила Пидкоморна.
Как окончательно преодолеть теневой рынок топлива
Эффект от ликвидации теневого оборота горючего для экономики Украины будет значительный, объяснила Юлия Пидкоморна: вывод в правовое поле работы мини-НПЗ – это дополнительные поступления в бюджет около 3,7 млрд. грн. акцизного налога и НДС. Соблюдение кассовой дисциплины на продажу – это еще дополнительно 10-14 млрд. грн. НДС.
Но преодоление теневого рынка или максимальное его уменьшение возможно при условии добросовестного выполнения работы правоохранительными органами и ликвидации регуляторных и законодательных пробелов, добавила эксперт.
Гостаможня, Государственная налоговая служба совместно с Министерством финансов Украины предложили внести изменения в статью 215 Налогового кодекса Украины относительно установления ставки акцизного налога 245 евро за 1000 литров доле товаров, определенных как подакцизные, и в том случае, если они находятся в составе смесей. Налоговой службой Украины планируется провести проверку целевого использования смесей МТБЭ и метанола в качестве растворителей.
“На заседании Правительства 19 апреля 2021 Минфину поручено подготовить план мероприятий по детенизации экономики, противодействию экономическим угрозам в таможенной и налоговой сферах по нелегальному рынку подакцизных товаров и сельскохозяйственной продукции. Будем надеяться, что там окажутся и меры по законодательным и другим изменениям в борьбе с незаконным оборотом горючего”, – отметила Пидкоморна.
По мнению Натальи Гутаревич, у государства есть соответствующие инструменты для решения проблемы рынка нелегального горючего. Но важно наладить эффективный надзор за самими контролирующими органами, чтобы их действия были четко направлены на достижение поставленных целей, а не превращались в инструмент достижения показателей, когда формальные нарушения являются основанием для привлечения к ответственности и увеличения статистических показателей.
“Что более важно, так это предупредить коррупционный риск, чтобы комплексные меры по борьбе с нелегальным сегментом рынка не превратились в мероприятия по сбору предоплаты за возможность дальнейшего осуществления незаконной деятельности”, – отметила юрист.
Сергей Куюн считает, что проблемой фальсификата “надо заниматься постоянно, а не раз в год: пришли, ликвидировали, побежали. А нелегалы получают “индульгенцию” еще на год. Нужны какие-то постоянно действующие органы, которые будут держать этот вопрос в постоянном поле зрения”.
В самой ДФС работают над усовершенствованием аналитических функций правоохранительных органов, чтобы исключить нелегальные схемы, вместо того, чтобы “ловить за руку” каждую нелегальную АЗС.
Вадим Мельник в интервью Kosatka.Media рассказал, что проблема не столько в законодательстве, сколько в нечеткой регулируемости системы учета на рынке топливных материалов: поступление, переработка, расходы. Нужно, чтобы все работало по единым стандартам.
“Не нужно мешать бизнесу вести легальную деятельность и жестко контролировать его. Мы должны просто получать данные из правильных сертифицированных расходомеров, счетчиков, уровнемеров. Пусть бизнес работает, а мы будем видеть, что баланс совпадает по количеству и уплачиваются налоги. Если будет четкий учет входа, распределения и продажи – проблема будет решена”, – отметил глава ДФС. (Янина Ткачук, Kosatka.media/Энергетика Украины и мира)