Многострадальная система контроля качества нефтепродуктов в Украине все никак не станет на рельсы. И если бензины и ДТ уже перешли на технические регламенты (ТР), то вступление в силу аналогичной системы для сжиженного газа в очередной раз отодвигается. В этот раз на 5 ноября.

Главный камень преткновения все тот же – органы определения соответствия, которые в стране до сих пор отсутствуют. Запуск техрегламента, предполагающего пока что лишь бюрократический контроль, в таких условиях просто приведет к коллапсу.

А пока техрегламент в потугах старается выйти в мир, самое время задуматься, как должен быть организован реальный контроль качества. И тут также больше вопросов, чем ответов.

Технический регламент с перечнем требований к сжиженному газу для автотранспорта, коммунально-бытового потребления и промышленных целей был утвержден летом прошлого года, а заработать должен был в феврале этого. Но Кабмину – из-за отсутствия в Украине органов оценки соответствия (ООС) требованиям ТР – пришлось отсрочить его введение в действие. Для начала на три месяца. По состоянию на конец апреля ситуация не поменялась, и было решено отсрочить вступление в силу документа еще на полгода, до 5 ноября 2021 г.

ООС и ныне там

Почему же снова отсрочка? Чтобы получить полномочия проверять автогаз согласно ТР, органы по оценке соответствия должны пройти процедуру расширения сферы аккредитации на требования данного ТР в Национальном агентстве по аккредитации Украины (НААУ). Потом документы пойдут на согласование в Минэкономразвития, а после – желанное разрешение, удостоверяющее полномочия, должно быть выдано претенденту. И только после этого последний по заказу владельцев ресурса сможет провести экспертизу и выдать документ о соответствии товара требованиям ТР, а сам товар может быть выпущен в оборот на рынок. Действовать именно так требует законодательство о техническом регулировании.

С июля 2020 года, когда был принят техрегламент, прошло почти 10 месяцев, однако ни одного органа соответствия НААУ так и не породило.

“Проблема в органах оценки соответствия, без которых нельзя проверить продукцию на соответствие ТР, – поясняет заместитель директора “Укргаздобычи” по вопросам метрологии и автоматизации Виталий Сологуб. – И если до введения ТР в действие их не будет в достаточном количестве, это может вызвать затруднения при импорте”.

Более категоричен в суждениях директор департамента контроля качества нефтепродуктов сети АЗС WOG Андрей Белянский. “Если для пересечения границы необходим будет сертификат на соответствие ТР, это остановит импорт”, – небезосновательно считает он, напоминая, что на импорт приходится около 80% сжиженного газа в Украине.

Участники рынка отмечают, что важно не только наличие ООС, но и их количество. Но сколько их нужно, чтобы этот процесс проходил слаженно и динамично, точно никто не знает – не подсчитывали.

Хватит ли Нацагентству по аккредитации еще полгода для выполнения своих обязательств – большой вопрос. Его и другие вопросы enkorr отправил в НААУ еще 18 февраля, однако там запрос проигнорировали. Поэтому публикуем свои вопросы, адресованные и.о. директора НААУ Попику С.Д., ниже.

  1. Сколько организаций имеют аккредитацию на проведение оценки соответствия требованиям ТР на СУГ?
  2. Сколько органов в процессе аккредитации? Какие это организации? Когда было подано эти документы и на каком этапе состояние работ по их аккредитации?
  3. Сколько времени нужно НААУ, чтобы рассмотреть эти документы? Установлены ли сроки выполнения таких работ? Если да, то какими законодательными, нормативными актами?
  4. Поскольку ТР на сжиженный газ должен вступить в силу с 5 мая 2021 г., хотим уточнить, какие меры предприняты НААУ для обеспечения работ по аккредитации органов оценки соответствия и обеспечения возможности выполнения требований ТР? И достаточно ли у вас ресурсов, в т. ч. кадровых, для проведения работ по аккредитации до конца марта текущего года органов, подавших заявки?
  5. Также постановлением КМУ № 667 29.07.2020 г. установлено вступление в действие регламента через 6 месяцев с даты его опубликования. Достаточен ли данный термин для приведения в соответствие деятельности предприятий, в т. ч. аккредитации органов оценки соответствия?

Лабораторный вопрос

Рано или поздно ООС в Украине, надеемся, все же появятся. Однако тут возникают новые вопросы. Например, сколько нужно таких компаний? По ранее озвученной информации, сегодня на рассмотрении в НААУ находятся заявки 6 предприятий. Даже если все они будут аккредитованы к очередному новому сроку запуска ТР, хватит ли их для удовлетворения потребностей рынка?

Тут мнения разделились. Так, импортеры считают, что проблем не избежать. “Существующие лаборатории не смогут справиться с огромным потоком проб. Соответственно, будут большие простои цистерн на границе с риском экологической катастрофы”, – говорит Андрей Белянский.

Сами претенденты на ООС считают, что этого количества будет достаточно. “Многие на рынке опасаются, что существующих лабораторий недостаточно, но при грамотно налаженной работе их хватит. Средняя по мощности может обработать до 10 образцов, а мощные, которые могут работать в круглосуточном режиме, намного больше”, – поясняет директор Центра качества продукции “Карат” Валентина Кравчук.

“Многие партии пойдут как серийные, по ним не нужно будет каждый раз оформлять сертификат соответствия. Заявленных имеющихся ресурсов хватит для обработки всех потребностей рынка с запасом”, – говорит представитель одной из компаний, которая ожидает аккредитации в НААУ. Оптимизм спикера можно понять: чем меньше участников процесса, тем меньше конкуренция в этой сфере.

Почему на оформление статуса ООС не подались больше предприятий, ведь в Украине явно больше 6 лабораторий, способных провести качественный анализ автогаза? Разрабатывая законодательство о техническом регулировании, государство сделало ставку на частный бизнес. Но склонить предпринимателя заниматься той или иной деятельностью невозможно (по крайней мере в рамках действующего законодательства), а потому имеем такой кворум – всего 6 заявителей.

Ответ на вопрос, почему государство не завязало процесс оценки соответствия на себя, понятен: создание приличной лаборатории потребует $400-600 тыс. Таких средств в бюджете, разумеется, не предусмотрено.

Где проверять?

В обсуждении тупиков, в которые забрел запуск техрегламента по газу, порой забывается главная цель этой реформы – налаживание эффективной системы контроля качества газа. Пока что весь контроль, который возложили на Государственную экологическую инспекцию, сводится к проверке документов на бензин и дизтопливо. Будь сегодня в силе техрегламент на сжиженный газ – проверяли бы документы еще и на него. О проверках же собственно качества продукции речи пока не идет.

Глава ГЭИ Андрей Малеваный в ответ на запрос enkorr пояснил, что в 2020 г. на проверки качества бензинов и ДТ не были предусмотрены деньги, а на 2021 г. в госбюджете уже появилась такая статья. Все было бы намного быстрее и эффективнее, будь у государства свои лаборатории. А пока их нет, услуги химанализа придется заказывать на рынке. А удовольствие это не из дешевых:

“Проверка только одной пробы бензина на соответствие ДСТУ по всем показателям обойдется в 19 тыс. грн., газа, поскольку проверяется меньше показателей, – 7 тысяч, – говорит главный технолог “Укртатнафты” Юрий Голич. – Стоимость проверки по одному показателю зависит от количества и стоимости реактивов и колеблется в пределах от 100 до 3000 грн.”.

Тем не менее, говорят в ГЭИ, процесс идет. “Сейчас нам поступают коммерческие предложения от испытательных лабораторий по стоимости исследований и идет процедура закупки такой услуги, так как наши лаборатории не имеют таких технических возможностей”, – разъяснил Андрей Малеваный.

Стоимость услуг и количество экспертиз, по словам А. Малеваного, будет определяться по результатам анализа предложений от испытательных лабораторий, а проведения лабораторных исследований – после тендерных процедур и заключения договоров.

Тендеры, о которых говорит А. Малеваный, – процесс небыстрый, да и сами лаборатории можно сосчитать на пальцах рук. Уж понятно, что даже если ГЭИ найдет подрядчиков, охватить весь рынок будет проблематично.

Однако, во-первых, нужно с чего-то начинать, а во-вторых, количество частных лабораторий, способных провести полноценный анализ всех нефтепродуктов, растет с каждым годом. Сегодня таких объектов в Украине около 15. И хотя не все они аккредитованы по необходимым показателям качества, этот процесс продолжается.

Сегодня современная лаборатория – требование времени. “Это необходимо, потому что нужно осуществлять контроль ресурса как на входе, так и на других этапах, – поясняет руководитель Центра топливных исследований TFC Виктор Бутым, – особенно если речь идет о тех, кто занимается производством газа, смешивая СПБТ с разными фракциями”. По его словам, стоимость полного исследования одного образца газа на данном этапе в разных исследовательских лабораториях колеблется в пределах 5-15 тыс. грн.

Чтобы наладить реальный контроль качества СУГ на рынке, подчеркивает Виктор Бутым, нужны не просто аккредитованные лаборатории, но и подготовленные сотрудники.

В чем везти?

Еще один вопрос, который может стать новым шлагбаумом для государственного контроля качества газа, – наличие пробоотборников. Тут все куда труднее, чем с бензином или дизелем, которые можно налить в “стекло”.

С одной стороны, цена вопроса невелика. Интернет предлагает массу вариантов. К примеру, пробоотборник на 4 л, выдерживающий давление в 200 атмосфер, стоит 14 тыс. грн. Он рассчитан на 15 лет бесперебойной работы, или на 5 тыс. заправок. Литровый стоит около 10 тыс. грн., рассчитанный на 7 л – 17 тыс. и 9-литровый – 18 тыс. и т.д.

С другой стороны, ни в одном нормативном документе четко не написано, кто и за какие деньги должен их покупать: Как будет ГЭИ решать этот вопрос, пока неясно.

По всем признакам рынок к запуску техрегламента и контроля качества не готов. Налицо объективные факторы – отсутствие ООС и, как следствие, угроза остановки импорта. Очевидно, что правительство должно выдать “волшебный пендель” Минэкономики и подотчетному ему Агентству по аккредитации, ибо образовавшаяся “пробка” уже явно превосходит все разумные пределы.

Также очевидно, что после решения вопроса с органами соответствия возникнет миллион новых вопросов, главные из которых уже видны. И тем не менее, переносить регламент вечно нельзя. Начало практической работы позволит быстрее обтесать проблемные места и наладить Систему общими усилиями. Дело осталось за малым – запустить процесс. (Лариса Усенко, ОБОЗРЕВАТЕЛЬ Enkorr/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий