Проблему топливных налогов в Украине уже видно из космоса.
Зачем просить деньги у внешних кредиторов, если можно научиться собирать налоги внутри страны? Сами западные партнеры все чаще ставят вопрос о том, как Украина собирается отдавать кредиты в будущем с такими “дырами” в системе сбора налогов, а также их разбалансированными ставками. Все это как будто сказано о рынке нефтепродуктов.
По оценкам экспертов Консалтинговой группы А-95, ренессанс схем нелегального производства нефтепродуктов и махинации при реализации топлива через АЗС вымоет в 2021 г. из госбюджета более 22 млрд. грн. И это только акциз и НДС, тогда как потери на налоге на прибыль, который занижают с помощью фиктивного потребления нефтепродуктов, зарплатных налогах (на нелегальных АЗС “белых” зарплат не платят) и прочих не поддаются исчислению.
В этой связи весьма многообещающим и даже захватывающим обещает стать поединок между главой парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политике Даниилом Гетманцевым и налоговыми службами. Этому обсуждению всего месяц с небольшим, а его градус уже очень высок.
Накануне Пасхи Гетманцев провел в прямом эфире заседание своего комитета, пригласив для обсуждения проблемы топливного рынка представителей Минфина, Налоговой и Фискальной служб, Госбюро расследований, Генпрокуратуры, СБУ, МВД и Нацполиции. В результате это стало публичной демонстрацией беспомощности, а, возможно, и откровенного саботажа силовиков.
Например, весь рынок видит, как ежемесячно в Украину заезжают тысячи тонн октаноповышающих компонентов бензина под видом безакцизных растворителей. Но этого совершенно не могут или не хотят увидеть в Государственной налоговой службе. В 2020 г. компания “Катма груп”, поставляющая топливо в сеть БРСМ, импортировала 2000 т монометиланилина (ММА) – токсичного октаноповышающего компонента, запрещенного не только в Украине, но и в Европе и США. Этого объема достаточно, чтобы в кустарных условиях произвести 200 тыс. тонн высокооктанового бензина, который уже полностью или частично произведен и выпущен в оборот. Но до этого нет дела ни таможне, ни налоговой и фискальной службам, ни Минфину. Удивительная слепота.
Глава Фискальной службы Вадим Мельник отчитался о миллионах арестованных литров, таких же миллионах гривен и сотнях закрытых заправок. Казалось бы, круто. Но самое прекрасное в отчетах силовиков то, что в 99% случае их информацию нельзя проверить. И поэтому все чаще посещает мысль, что классические фотографии с разложенными на полу купюрами и пакетами АТБ, полными печатями фиктивных предприятий – это одни и те же купюры и одни и те же печати, доставаемые с определенной периодичностью для видимости работы. (Есть даже подозрение, что этот реквизит по старой дружбе силовики одалживают друг другу для улучшения отчетности). Как об этом не думать, если крупнейшие мини-НПЗ в Мерефе, Гадяче, Богодухове, Кременчуге и т. д., выпускающие пару десятков тысяч тонн левого бензина, как работали, так и продолжают работать? Если на центральных улицах Днепра продолжают торговать топливом десятки бочек? Если левые чеки при расчете наличными выдаются в Киеве, всего в пяти километрах от центрального офиса ГНС на Львовской площади?
Но, похоже, это уже видят в парламенте, где терпение в отношении налоговиков на пределе. “Вы говорите о процессе, а не о результатах, которые могли бы нас удовлетворить”, – то и дело прерывал отчеты фискалов Гетманцев во время слушаний. Досталось приглашенным на совещание налоговикам и от членов комитета, которые то и дело приводили вопиющие примеры проявлений нелегального рынка: фиктивное потребление, “левые” чеки, работа заправок с явными признаками нарушений.
По словам Гетманцева, и налоговики, и силовики получили все необходимые подробные данные с перечнем конкретных нарушителей и подробным описанием используемых ими схем. Он также напомнил фискалам, что уже несколько лет как действует система сквозного мониторинга контроля за оборотом топлива с помощью электронных акцизных и НДС-накладных, а с прошлого года каждая заправка и нефтебаза должны быть оснащены уровнемерами для отслеживания физического объема топлива. “Каких вам еще реформ не хватает?”, – еле сдерживал эмоции глава “налогового” комитета Рады.
С этим сложно спорить: любой владелец топливного бизнеса подтвердит, что налоговые органы прекрасно осведомлены о принципах работы теневого рынка и отлично умеют выставлять маркеры, на которых нелегальные схемы видны даже без проверок.
Гетманцев сообщил, что по итогам совещания силовики получат соответствующий протокол с четкими дедлайнами, а обсуждения хода борьбы с нелегальным топливным рынком пообещал сделать постоянными. Глава комитета подчеркнул, что тема на жестком контроле и подобные обсуждения будут регулярными.
Обещает фискалам повышенное внимание и Андрей Герус, председатель топливного комитета ВР. “Если вы думаете, что это очередное собрание, где все поговорят и на следующий день забудут, то вы сильно заблуждаетесь”, – предупредил Герус и анонсировал приглашения чиновникам на каждое заседание своей группы.
Сильно озабочены “топливной” темой и в Офисе президента. Еще летом прошлого года довелось быть участником интересного разговора. Нелегальным рынком нефтепродуктов настойчиво интересовался представитель одной из европейских межинституциональных комиссий. Организация в числе других подает свои заключения, на основе которых МВФ принимает решение о предоставлении очередного транша украинскому правительству. Свою заинтересованность столь специфичной темой собеседник объяснил просто – проблему топливных налогов в Украине уже видно из космоса.
Итак, мяч снова на половине поля налоговиков. “Или будет результат или вас не будет на ваших должностях”, – заявил Гетманцев. Судя по всему, нас ждет захватывающий матч. (Артем Куюн, аналитик “Консалтинговой группы А-95”, НВ Бизнес/Энергетика Украины и мира)