Как государство может влиять на стоимость горючего рыночными механизмами и что не так с госрегулированием цен.
Внутренняя нефтепереработка в Украине не соответствует современным потребностям и свидетельствует о низкой результативности государственной политики, а украинский рынок нефтепродуктов имеет нездоровые тенденции, которые несут угрозы как отдельным потребителям, так и экономике страны в целом.
Введение ручного регулирования рынка топлива в Украине намеревалось смягчить значительный рост цен и сдержать их необоснованное повышение в розничных сетях, сделать доступными для конечного потребителя. Но эти изменения не учитывают тот факт, что рыночные цены различаются по регионам.
Европейская ассоциация свободной торговли видит в этом основу для развития теневого рынка и осудила такое решение.
Прежде всего, надо понять, что вызвало рост цен. Действительно на марже компании обогащаются или рост цен был вполне оправдано из-за подорожания ресурса?
Говоря о регулировании внутренних цен на нефтепродукты, надо учитывать наличие двух подходов: рыночное регулирование и государственное регулирование.
Что касается рыночного регулирования, то предлагаемый подход опирается на товарной бирже по реализации нефти и нефтепродуктов, которая в Украине представлена УЭБ.
Часто проводится аналогия между регулированием цен на нефть и нефтепродукты и регулированием курса валют НБУ, но такое сравнение не имеет под собой оснований, ведь товарные биржи, решают другую задачу: минимизация рисков, упрощения операций купли-продажи, балансирования спроса и предложения.
При этом биржи не является инструментом ценового регулирования. В США, например, регулирование розничных цен на нефть осуществляется продажами государством из госрезерва нефти, а не нефтепродуктов позволяет независимым нефтеперерабатывающим компаниям, основным покупателям этой нефти, снижать цены на конечную продукцию.
Это, соответственно, заставляет доминирующие компании снижать цены на рынке. Однако, даже в условиях развитого антимонопольного законодательства и высокоэффективной правовой системы США, этот подход очень небольшое влияние на цену.
Реалиями сегодняшнего дня является то, что наша страна единственная в Европе с такой значительной долей импорта в покрытии спроса на нефтепродукты, поскольку соседние страны основную потребность покрывается за счет внутреннего производства, импортируя нефть вместо нефтепродуктов.
А рынок нефтепродуктов пока недостаточно конкурентный и имеет проявления частичного регионального монополизма с доминирующей долей нескольких участников рынка.
Не теряет своей актуальности вопрос уменьшения доли поставок из России, которая время от времени резко ограничивает экспорт нефтепродуктов в Украину, как было с СПГ в мае – июне 2017, и сегодня, по дизельного топлива, “Роснефть”, которая поставила в Украину в 2020 1750000. тонн и не планирует возобновлять экспорт в мае.
Это создает дефицит на рынке и приводит к существенному росту цен, в то время как российские нефтяные компании извлекают пользу из этой ситуации в виде сверхприбылей.
Рынок бензинов и дизельного топлива в Украине чувствителен к изменениям объемов продаж. Цены на топливо реагируют в первую очередь на спрос.
Традиционные ценовые скачки в апреле-июне ежегодно обусловлены изменением баланса между спросом и предложением. Происходит активизация спроса как следствие увеличение активности автоперевозки и сельскохозяйственных работ, в то же время предложение практически не меняется, а возможно и ее сокращение в случае уменьшения объемов импорта.
Информация об общем дефиците дизельного топлива на рынке в мае 2021 около 45% как следствие уменьшения поставок с Мозырского НПЗ и ее полного отсутствия с заводов российской “Роснефти” имеет чрезвычайно отрицательное влияние.
Все это приводит к спекулятивному завышению цен.
Системным задачей должно быть повышение стабильности ценовой конъюнктуры на внутреннем рынке нефтепродуктов.
Для ее решения регуляторным органам необходимо реализовать комплекс мероприятий, прямо не вмешиваясь в ценообразование на нефтепродукты. Это способствовало формированию конкурентной среды в отрасли, в том числе в определении ценового индикатора.
Рыночным механизмом ценообразования является товарная биржа. Создание биржевого рынка в Украине уже позволило решить целый ряд важнейших государственных задач, таких как обеспечение относительной устойчивости внутреннего рынка и выявление экономически обоснованного уровня цен на нем.
Сейчас биржевая торговля нефтепродуктами широко не применяется при закупке нефтепродуктов для нужд государственных предприятий, в перспективе должна стать существенным снижением расходов бюджета.
По опыту соседних стран ясно, что результативным фактором для развития внутреннего рынка стало обязательства компаний реализовывать продукцию, используя биржевые площадки.
Безусловно, стимулирование в Украине компаний к реализации части нефтепродуктов на открытых торгах, с использованием биржевых технологий с целью вовлечения в оборот дополнительных объемов нефтепродуктов и обеспечение доступа к ним всех участников рынка на основе прозрачных рыночных процедур должно положительное влияние на состояние рынка.
В Украине уже несколько лет проводятся биржевые торги нефтью и нефтепродуктами в ООО “УЭБ”.
По результатам торгов в открытом доступе публикуются биржевые котировки (в рублях за тонну). Эти котировки внутреннего рынка отличаются по базисам поставки и видами реализованных ресурсов.
Именно эти цены первоисточником рыночной стоимости нефтепродуктов и сжиженного газа в Украине, именно их признало Министерство экономики как ориентир при расчете цены на нефтепродукты и топливо для проведения государственных закупок.
С переходом в Украине на публичные закупки онлайн ProZorro в 2016 г. государственные предприятия уже через несколько месяцев столкнулись со значительным повышением цен, сложившихся в результате тендера, путем заключения дополнительных соглашений.
Именно поэтому для стабилизации ситуации на рынке Минэкономики Украины обнародовало разъяснение, согласно которым корректировки цены публичных закупок рекомендуется осуществлять с использованием формулы, разработанной профильной рабочей группой.
Базовыми составляющими формулы является котировки европейских бирж и ООО “УЭБ” в соответствии с видом полного: дизель, бензин, мазут и сжиженный газ.
Государственные предприятия, закладывают “формулу” в договоры публичных закупок ограждают себя от дальнейшего искривления важнейшего фактора в договоре – цены / стоимости сделки.
Действенным механизмом развития внутреннего рынка Украины могли бы стать государственные закупки нефтепродуктов через биржи, как источник накопления запасов, которые впоследствии можно будет использовать для проведения государственных интервенций.
Но, для осуществления госрегулирования необходима соответствующая нормативно-правовая база. Также имеет место обоснования размера общего государственного запаса или запасов на уровне регионов, сроков покупки и продажи в соответствии с сезонного характера рынка, а также влияние на рыночное ценообразование.
Создание госрезервов позволило бы решить проблему возникновения дефицита нефтепродуктов в случае перебоев с их поставкой или остановки НПЗ на ремонт.
Как и на любом другом рынке, интервенции на рынке нефтепродуктов способны влиять на уровень цен, но это влияние носит краткосрочный характер, в то же время их создание требует значительных средств и хранилищ для хранения.
Проведя интервенции, можно добиться краткосрочного снижения цен, но обеспечить долгосрочную стабильность нельзя без изменения структуры отрасли.
Интервенции – хороший инструмент для сглаживания колебаний цен, когда с они значительно выросли под влиянием краткосрочных факторов.
В мировой практике интервенции лучше всего зарекомендовали себя для сглаживания влияния на рынок стихийных бедствий, военных конфликтов. Влияние на рынок будет, когда страна имеет возможность осуществлять интервенции в значительных объемах.
Целесообразность такого регулирования рынка от чрезмерного “раскачивания” будет зависеть от того, насколько качественно он будет разработан и действительно предоставит доступ к товару для конечного потребителя, будет приспособлен к уровню спроса и к готовности покупателя платить определенную цену, ведь этот способ воздействия на цены сдерживает активность спекулянтов.
Украинский топливный рынок поделен между доминирующими компаниями, которые получают сверхприбыль от любого вида своей деятельности (добыча нефти, переработка, дистрибуция нефтепродуктов).
Вертикальная интеграция топливного рынка привела к ситуации, при которой основные игроки практически не подвержены риску ценовых колебаний.
Для них необходимо применять другие меры воздействия, которые будут носить не рыночный характер: антимонопольное регулирование, подкрепленное развитой законодательной базой, а также штрафы, налоги, ограничения импорта/экспорта, нормирования рентабельности, ограничения вертикальной интеграции в отрасли.
Таким образом, в долгосрочном периоде государственное ручное регулирование цен не является действенным механизмом влияния, ведь может привести к исчезновению товаров и ухудшение экономики в целом.
Опыт развитых стран указывает на то, что оно еще больше углубляет существующие проблемы, например существования теневого рынка, прекращение мотивации к производству, рост цен на товары-заменители и порождает новые негативные последствия в отрасли. (Юлия Чугуевец, специалист-аналитик по исследованию товарного рынка “УЭБ”, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)
(ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ НОВОСТИ. Проголосуйте сами и посмотрите итоги голосования – https://poll.app.do/3204985)