Трое членов наблюдательного совета “Нафтогаза” сложили полномочия. Что это значит и почему важно сформировать новый состав как можно скорее?
7 сентября три независимых члена наблюдательного совета “Нафтогаза” (Бруно Лескуа, Люда ван дер Хейден и Клэр Споттисвуд) сообщили о досрочном прекращении своих полномочий.
Согласно действующему законодательству, член наблюдательного совета подает такое сообщение через две недели – то есть полномочия независимых членов наблюдательного совета “Нафтогаза” будут прекращены 21 сентября.
Вместе с тем, в тот же день премьер-министр Денис Шмыгаль поручил в течение недели (то есть до 14 сентября) обеспечить объявление конкурса по отбору 4 независимых членов наблюдательного совета “Нафтогаза”.
По состоянию на 16 сентября информация об объявлении конкурса отсутствует.
Согласно уставу “Нафтогаза”, наблюдательный совет должен состоять из семи членов. После прекращения полномочий независимых членов наблюдательного совета его фактический состав будет включать трех членов, являющихся представителями государства (Юлия Свириденко, Наталья Бойко и Юлия Кузнецов).
Согласно Закона Украины “Об акционерных обществах”, если количество членов наблюдательного совета, полномочия которых действительны, составляет половину или менее половины количественного состава, наблюдательный совет не может принимать решения, кроме решений по вопросам созыва общего собрания акционерного общества для избрания остальных членов наблюдательного совета.
Таким образом, к моменту назначения хотя бы еще одного члена, наблюдательный совет “Нафтогаза” будет неправомочным и не будет возможности принимать решения, относящиеся к ее компетенции.
Сможет ли Кабмин как акционер принимать решения вместо наблюдательного совета?
В соответствии с тем же Законом Украины “Об акционерных обществах”, общее собрание может осуществлять полномочия наблюдательного совета только в случае его отсутствия.
В случае же “Нафтогаза” наблюдательный совет “присутствует” и продолжает функционировать. Однако, в связи с тем, что ее количественный состав составляет менее половины, она почти не имеет полномочий – значит, по сути, не может принимать решений.
Конечно, по мнению может сразу прийти вариант освободить остальных членов наблюдательного совета, чтобы она стала “отсутствует”, а затем Кабмин мог принимать решения вместо нее. Однако, скорее всего, это также будет противоречить законодательству.
Исходя из комплексного анализа части 2 статьи 51 Закона Украины “Об акционерных обществах”, под “отсутствием наблюдательного совета” следует понимать те случаи, когда для акционерного общества создание наблюдательного совета является обязательным.
В том числе это означает, что создание этого органа не предусмотрено уставом такого акционерного общества.
Для “Нафтогаза” же создание наблюдательного совета является обязательным в соответствии с Законом Украины “Об управлении объектами государственной собственности” и постановления КМУ №142, а потому, де-юре, она не является “недостающим” даже в случае, если в ее состав не избран ни одного члена.
Следовательно, Кабмин в своей роли общего собрания акционеров и в дальнейшем не будет иметь правовых оснований для принятия решения по вопросам, относящимся к компетенции наблюдательного совета “Нафтогаза”.
Таким образом, начиная с 21 сентября и до завершения формирования и назначения новых независимых членов наблюдательного совета, работа этого органа управления будет парализована.
Риски функционирования без наблюдательного совета
В основном к компетенции наблюдательного совета входит решение стратегических вопросов, а также обеспечение контроля над работой правления. Хотя эти функции крайне важны, их отсутствие не должно стать ощутимой в краткосрочной перспективе.
Конечно, в наблюдательный совет есть полномочия, которые влияют на операционную деятельность компании, например согласование различных видов сделок.
Здесь уже сложнее, ведь деятельность “Нафтогаза” часто предполагает заключение большого количество крупных сделок, а затем есть высокая вероятность того, что их заключения может затянуться из-за неправомочности наблюдательного совета.
Еще большим риском было бы принятие решений неправомочным органом – с нарушением действующего законодательства – поскольку это дает основания для признания таких решений недействительными.
Рекомендации
Для минимизации рисков, крайне важно, чтобы формирование нового состава наблюдательного совета “Нафтогаза” прошло без задержек.
Если прогнозы, которые были озвучены премьер-министром, оправдаются, и конкурс на новых независимых членов наблюдательного совета завершится в ноябре, компания не успеет почувствовать критических для себя последствий (при условии, что победителей конкурса назначат сразу после завершения конкурса).
Поэтому, в вопросе формирования нового состава наблюдательного совета “Нафтогаза” точно не стоит выдумывать никаких обходных путей или очередных исключений.
Наоборот, необходимо объединить усилия всех сторон номинационного процесса (Кабмин, Минэкономики и Номинационный комитет), чтобы выбрать новый состав наблюдательного совета в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством. (Александр Лысенко, заместитель председателя Направления корпоративного управления Киевской школы экономики, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)