С начала войны Украина вынуждена спешно переориентировать поставки бензина. Выход найти мож-но, но цены прежними не будут.
С начала войны в Украине резко растет стоимость топлива. На 23 февраля средняя цена одного лит-ра бензина составляла 32,39 грн., дизельного топлива (ДТ) – 29,33 грн. На 3 марта бензин стоил 33,79 грн./л, дизтопливо – 30,92 грн./л. На 13 марта средняя стоимость значительно повысилась: 38,97 грн. за литр бензина и 39,9 грн. за дизтопливо.
Цены на конкретных АЗС могут быть значительно выше, поскольку предельная наценка установлена на уровне 4,55 грн./л для бензинов и 5 грн./л для ДТ. Следовательно, максимальные цены могут со-ставлять 43,52 грн./л бензина и 44,9 грн./л дизельного топлива. Автозаправочные сети стараются их придерживаться.
С начала масштабного нападения на Украину России и Беларуси Украина отказалась от поставок нефтепродуктов из этих стран (около 50% от общего объема потребления). Теперь важно переориен-тировать импорт в чрезвычайных условиях и минимизировать влияние этого процесса на цены.
Новая формула и снижение налогов
Две основные проблемы по топливу сейчас – это чрезмерный рост цен и дефицит. Чтобы избежать такого негативного эффекта, 11 марта на заседании правительства было принято два решения. Каб-мин планирует внести изменение в формулу, по которой он регулирует цены на топливо и устанавли-вает максимально разрешенные цены на заправках. Расходы на внешнюю логистику хотят поднять с 27 $/т до 50 $/т. Также добавят другие расходы по внешнеэкономическому контракту на 150 $/т, чего в формуле, которая действует сейчас, не было.
“Увеличение формулы дает экономический стимул сетям завозить больше топлива (по формуле рас-чета, которая была адекватна до войны, сейчас везти нефтепродукты сетям невыгодно). В то же вре-мя такое решение привело бы к росту цены, чего правительство допустить не может, ведь горючее является социально важным товаром”, – прокомментировала решение министр экономики Юлия Сви-риденко.
Чтобы сбалансировать “подорожание” формулы, правительство подготовило законопроект (№7137) по отмене акциза на топливо и снижению ставки НДС с 20 до 7%. За это должна проголосовать Верхов-ная Рада. “Это существенно уменьшает размер налогов, ранее составлявших более половины цены”, – отметила Юлия Свириденко.
“Реализация акта позволит обеспечить население горючим без увеличение рыночных цен”, – говорит-ся в пояснительной записке к законопроекту №7137.
Оба эти решения – изменение формулы и отмена акциза с понижением НДС – должны будут ввести в действие одновременно.
Кстати, отменить акциз и снизить НДС на топливо ранее предложил президент Украины Владимир Зеленский, так что не приходится сомневаться, что Рада поддержит эту идею. Кстати, в парламенте подготовлен и альтернативный правительственному, более глобальный депутатский законопроект №7137-д, в котором пересматриваются многие налоги и правила их сбора. Однако в части топлива там предлагаются те же ставки: акциз – 0%, НДС – 7%.
Глава “Консалтинговой компании А-95” Сергей Куюн считает, что такие меры остановят рост цен: “Ес-ли брать среднюю котировку с начала марта, предельная стоимость бензина составит около 38 грн./л, ДТ – около 35 грн. Это соответственно на 8 и 5 грн. меньше, чем было бы по действующей формуле. Остается дождаться окончательного одобрения”, – написал эксперт на своей странице в Facebook.
Снижение ставки НДС ведет к уменьшению цены для конечного потребителя, правда, это может быть совсем незаметно, потому что дорожают другие составляющие – рост внешних цен, транспортировки, коммунальных расходов и пр. Чего не скажешь об отмене акциза на топливо. При цене тонны бензина на внешних рынках в $800-1000 отмена акциза в 213,5 евро выглядит значительной скидкой.
Хотя снижение акциза приведет к недополучению доходов в бюджет. По данным Госказначейства Ук-раины, в прошлом году акциз на импортное топливо принес госбюджету 47,8 млрд. грн.
Внутренние возможности
В субботу, 12 марта, премьер-министр Денис Шмыгаль сообщил, что НДС на топливо могут снизить и до 0%, если логистические затраты поставщиков топлива будут расти. “Ведем переговоры с крупней-шими мировыми компаниями по поставке бензина и дизеля, нарабатываем новые логистические цепи поставки этих продуктов в Украину”, – проинформировал глава правительства.
Дело в том, что украинские нефтеперерабатывающие заводы и предприятия, по данным GMK Center, обеспечивают внутренний спрос только на 46% по бензину и на 14% по дизельному топливу. На на-шем рынке топлива преобладал импорт из Беларуси и России – 42% бензина и 63% дизельного топли-ва завозилось оттуда. Если брать показатели 2021 г. (хотя в новых условиях это весьма условная точ-ка отсчета), сейчас Украине нужно заместить 1 млн. т бензина из Беларуси и 5 млн. т ДТ из Беларуси и России.
Для замещения есть несколько вариантов: повышение внутреннего производства, импорт из других стран, в том числе разрешение ввоза топлива более низкого качества (Евро-3, Евро-4).
Как напоминает в своем исследовании Украинский институт будущего, сегодня в стране из шести крупных нефтеперерабатывающих заводов работает один – Кременчугский НПЗ. Херсонский и Одес-ский не подлежат модернизации. Лисичанский – в зоне боевых действий. Сократить зависимость от импорта может работа Надвирнянского и Дрогобычского НПЗ, но их нужно модернизировать. Также есть Шебелинский газоперерабатывающий завод и еще около полутора десятков мини-НПЗ разной мощности. Модернизация украинских НПЗ представляется проблематичной из-за боевых действий, необходимости времени и валютных инвестиций. Поэтому приоритетность выхода из ситуации видит-ся в переориентации импортных поставок.
Поможет Европа
Совсем небольшой импорт топлива (пара десятков тысяч тонн в год) традиционно приходился на Польшу, Румынию, Венгрию и Словакию. Очевидно, на эти направления сейчас будет переориентиро-ваться украинский импорт. Доселе небольшие масштабы импорта объясняются усложненной логисти-кой, которая формирует экономическую нецелесообразность поставок. Теперь только этот момент, по подсчетам аналитика консалтинговой компании “НефтеРынок” Александра Сиренко, может дать на-ценку 1-2 грн. на литре топлива. Это неприятно, но терпимо.
Потребность Украины в топливе может увеличить загрузку НПЗ Евросоюза. По данным BP Statistical Review of World Energy, мощности европейских НПЗ в 2020 г. были загружены на 72,9% и еще могут дополнительно перерабатывать 171 млн. т нефти в год.
“Чтобы удовлетворить потребности Украины в бензине, европейским переработчикам необходимо увеличить переработку нефти всего на 1,8 млн. т в год. Это можно сделать на польских и литовских НПЗ”, – считает аналитик GMK Center Андрей Тарасенко.
Но остается еще дизтопливо. Чтобы удовлетворить потребности Украины, нужно увеличить ежегод-ную переработку в Европе почти на 30 млн. т, как утверждает исследование GMK Center.
Сергей Куюн рассказывает, что внешние цены на энергоресурсы сейчас немного упали: “На европей-ском топливном рынке происходит что-то невероятное, – пишет он в Facebook. – За последние два дня [имеется в виду период 8-9 марта, – “ДС”] котировки бензина в Европе упали на 200 долл./т, на дизель – на 340 долл./т. Или на 15-20%! Похоже, страхи по поводу эмбарго в отношении России исчезли. Мир свыкается с мыслью о будущем без кровавых углеводородов. Сигналом к снижению, очевидно, по-служили заявления Арабских Эмиратов, Венесуэлы и США с призывами увеличить добычу нефти”.
Эксперт считает, что это хорошие новости для украинских потребителей, тем более на фоне инициа-тив правительства по оптимизации цены топлива: “Если еще вчера [то есть 10 марта, – “ДС”] повыше-ние цен на АЗС до 50 грн. и выше не вызывало сомнений, то сейчас теоретически этого можно будет избежать. А при активных действиях правительства и Рады – занырнуть и под 40 грн./л”, – написал Сергей Куюн 11 марта.
Изменение формулы от Кабмина, обнуление акциза и снижение НДС вместе должны обеспечить хо-рошие условия для импортеров-оптовиков и сдержать рост цен для потребителей.
Что касается дефицита топлива на рынке, то он определенное время может компенсироваться запа-сами и снижением деловой активности. Риск в том, что в Евросоюзе может повышаться спрос на топ-ливо, и местные производители в первую очередь будут обеспечивать внутренний рынок. Именно по-этому глава украинского правительства заявил о необходимости переговоров с компаниями. Очевид-но, вопрос, как помочь Украине с топливом, для ЕС станет политическим в не меньшей степени, чем экономическим. (Алексей Гавриленко, Dsnews.ua/Энергетика Украины и мира)