Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Казахстан: уголь и атом – до сих пор между ними ничья

Фестиваль двойных стандартов – так можно охарактеризовать глобальный саммит по изменению климата, прошедший осенью в Глазго.

Более 40 стран в добровольно-принудительном порядке согласились отказаться от угольной энергетики – самого грязного источника энергии. Ну и Казахстан тоже. Зато Америка, Китай, Индия, Австралия, Польша и ряд других государств пошли в отказ: идите вы все на СО2!

Спустя пару недель выяснилось, что самые крутые банки мира продолжают инвестировать новые нефтегазовые и угольные проекты. И без оглядки на обязательства правительств по достижению нулевого выброса в атмосферу загрязняющих веществ к 2050 году. И не только в странах третьего мира. Деньги не пахнут? Ну да, 33-35 миллиардов долларов прибыли в год – это же хорошая сумма?

Уголь – в топку?

Вывод первый: мировые правительства не трогают большой бизнес, если он не конфликтует с ними. Вывод второй: если Казахстан подписал этот итоговый документ – а 70 процентов энергии у нас до сих пор добывают из угля – то и мы должны списать в архив этот источник энергии? В проекте комплексного плана после достижения углеродной нейтральности республика обязалась вывести из эксплуатации все угольные электростанции до 2050 года. А мы, напомню, входим в список 15 крупнейших экспортеров угля в мире. Отсюда вывод третий: именно зарубежным банкам и транснациональным корпорациям, добывающим свои миллиарды из угля и нефти, выгодно загонять конкурентов в жесткие рамки международных соглашений. Меньше кислороду – больше доходу? Вопрос: сколько это будет стоить бюджету республики?

Согласно опросу “Demoscope”, в октябре прошлого года 55 процентов казахстанцев высказались против строительства атомной электростанции в РК. Потому что “страна не готова к такому источнику энергии”, есть опасность экологических рисков, “включая аварийные ситуации, связанные с человеческим фактором”.

20 процентов считают, что риски отсутствуют, и АЭС покроет дефицит электроэнергии. А также страна усвоит передовой опыт использования ядерной энергетики США, Китая, Франции, Японии и других стран. Ну и заодно снизит негативное влияние угля на окружающую среду.

АЭС в Казахстане – зависимость от РФ?

После “капитуляции” в Глазго в парламенте озвучили цифры. Для достижения углеродной нейтральности в Казахстане за 40 лет придется инвестировать в низко-углеродные технологии более 650 миллиардов долларов. Прежде всего, в возобновляемые источники энергии – ветер и солнце. Ну и в атом тоже. О чем говорил и Президент Токаев. В феврале на заседании правительства Касым-Жомарт Кемелевич сказал: “Я не понимаю, почему ответственные лица дипломатично уходят от ответов на вопросы о строительстве атомной электростанции. Нужно прямо сказать, что без чистой атомной энергии мы потеряем всю экономику, не говоря уже об инвестициях, утратим конкурентоспособность, региональное лидерство. Нельзя идти на поводу у популистов, которые не разбираются в экономических реалиях, поскольку стране в будущем грозит дефицит электроэнергии”.

Не поленился. Нашел в Инете высказывания “экспертов”, которые против атома и “топят” за уголь. Некто Ельдар Кнар (бизнесмен и активный фейсбучник) утверждает, что “технологии угольных электростанций не стоят на месте. Их КПД сегодня чрезвычайно высок. Современные технологии позволяют снизить вредные выбросы на 50 и даже на 90 процентов. То есть модернизация угольных станций повысит мощность их генерации в 1,5 раза и снизит выбросы почти на порядок… Это дешевле, чем строить АЭС”.

Почему же тогда продвинутые и прагматичные немцы не модернизируют свои угольные станции, если это так выгодно? Более того, позакрывали почти все шахты. И тут на фоне энергокризиса в ФРГ рассматривают сейчас возможность возобновления работы 2 атомных реакторов, чтобы спасти экономику страны.

А президент Франции Эмманюэль Макрон вообще заявил, что страна готова строить новые АЭС, “чтобы снизить зависимость от импорта энергоносителей”.

По словам бывшего министра энергетики Магзума Мирзагалиева, “наши угольные станции были построены 40-50 лет назад. Вечно они работать не будут. Угольная генерация уходит. Как профильный министр, я говорю фактами”. То есть он не видит смысла реанимировать безнадежных покойников? C другой стороны, закрытие угольных шахт, разрезов и станций – это десятки тысяч безработных. От рядовых работяг до инженерно-технического персонала и специалистов со стажем. Так что процесс закрытия шахт и станций в стране может растянуться на годы.

Да, о том, во сколько обойдется бюджету страны модернизация угольных электростанций, Кнар не сообщил. А о возможном строительстве АЭС в Казахстане вот что сказал: “Рано или поздно на Балхашской АЭС (вероятное место строительства станции. – Прим. авт.) вместо первоначальных квалифицированных иностранных специалистов будут работать наши, казахстанские (тут идет грязное оскорбление в адрес отечественных специалистов). Такие же, как в центре управления “КазСат”, где российские спецы из подмосковного Звездного бьют по рукам наших (опять оскорбление): это не трогай, то не крути… А современная надувная и коррумпированная Россия может строить АЭС только с большими рисками”.

В 11 странах мира – от Европы и Африки до Юго-Восточной Азии – планируют строительство АЭС в 2024-2026 годах по российским проектам. В том числе – это Болгария, Венгрия, Словения, Финляндия, Словакия, Чехия. Всего в мире сейчас 439 реакторов. 52 – в стадии строительства в 19 странах мира.

Елнар Уахитулы (сейчас заместитель районного акима в Нур-Султане, юрист по образованию, когда-то отвечал за коммуналку в Шахтинске. Тогда же схлопотал взыскание за грубость в отношении подчиненных): “В случае принятия решения о строительстве российской АЭС это можно считать как фактически отказ от независимости, так как страна погрузится под зависимость от северного соседа”.

Еще один такой же “эксперт” – бывший депутат парламента РК Уалихан Кайсаров (по дипломам юрист и инженер-экономист): “Решение о строительстве АЭС в Казахстане уже принято. И принято оно Путиным. Доли в этом пироге уже поделены”.

У Турции с Россией, мягко говоря, “нервные” отношения. Но Россия строит АЭС в Турции – “Аккую” за 22 млрд. долларов со сроком эксплуатации минимум 80 лет по формуле: “4 энергоблока с максимальной устойчивостью к землетрясениям 9 баллов по шкале Рихтера”. По версии Кайсарова, это тоже “пирог” Путина? И он как-то делит его с Эрдоганом? Европейские страны (кроме Венгрии) приняли санкции против России. Но от российских проектов строительства АЭС не отказались – даже на фоне “спецоперации” РФ в Украине. Они тоже “в доле” с Путиным? И готовы “погрузиться под зависимость” от РФ?

А если Чехия и Финляндия построят атомные станции по французским или японским проектам – они “погрузятся в зависимость” от Пятой республики и Страны восходящего солнца?

Кадровый потенциал РК и энергодефицит

В начале года гендиректор АО “Казахстанские атомные электрические станции” Тимур Жантикин сказал в интервью, что кадры, готовые работать на АЭС, в стране имеются. “Есть опыт эксплуатации станции в Мангистау – энергокомбинат МАЭК, есть “Казатомпром” и его дочерние предприятия, которые производят ядерное топливо. А это высокотехнологичный процесс. Есть мощные исследовательские центры. Есть Национальный ядерный центр. Там работают наши специалисты, ученые. Часть этих проектов связана с безопасностью атомной энергетики. Эти исследования у нас заказывают разные страны. Есть Институт ядерной физики, есть исследовательские реакторы – их четыре. Так что я не вижу никаких проблем для подготовки персонала, который будет обслуживать атомную электростанцию. Плюс еще – подписали меморандум о подготовке кадров”.

А еще в Казахстане есть международный банк для отработанного ядерного топлива. И там работают наши специалисты. Вряд ли бы МАГАТЭ допустило дилетантов к работе с таким материалом.

Г-н Кнар, очевидно, не в курсе?

Чуть ранее Тимур Мифтах-улы сказал, что в Казахстане, “в отличие от других стран, где идет развитие атомной энергетики, кадровый потенциал несравнимо лучше”. А неделю назад министр энергетики Болат Акчулаков заметил, что “на 1 станцию нужно около 2 000 человек. Это не только рабочие, но и специалисты. Их нужно готовить 4-5 лет. Потом им предстоит пройти около 2 лет практики”.

И добавил, что, по прогнозам, к 2025 году страна будет потреблять порядка 155 миллиардов киловатт-часов электроэнергии. А мощности действующих и изношенных электростанций могут закрыть лишь 89 миллиардов киловатт-часов. Министр имел в виду, что новые предприятия, которые начнут работу в рамках ряда национальных проектов, тоже потребуют себе долю энергопирога. Закупать кусок у России?

Детские синдромы взрослых людей

Противники строительства АЭС в Казахстане всегда упоминают 2 самые громкие аварии – на Чернобыльской станции в Украине и на японской Фукусиме. Да, трагедии. Но эти проекты родом из начала – середины 60-х годов прошлого века. В первом случае “сыграла” техника, во втором – стихия. Японцы предусматривали землетрясение. А тут – цунами… Всего за все время развития атомной энергетики в мире произошло около 20 аварий с разными последствиями.

Сейчас на планете трудятся 443 атомных реактора. Еще более 50 – в стадии строительства.

Самая первая в мире АЭС – Обнинская в Калужской области РФ – введена в эксплуатацию в 1954 году. Выведена в 2002-м и стала музеем, объектом культурного наследия. Ни одного инцидента за все годы работы там не случилось. Хотя тогда технологии были не совсем отработаны. Противники АЭС в Казахстане питаются ужасами из прошлого, не учитывая, что в последние годы процедуры и технологии ушли далеко вперед. И при этом учтены все ошибки прошлых лет. Поскольку вопросы безопасности сегодня – превыше всего. Уголь им в помощь, этим нашим паникерам, которые застряли в своих детских страхах. Памперсы, извините, им от испуга не нужны?

Глобальный выброс углекислого газа в атмосферу в 2021 году увеличился на 6 процентов и достиг рекорда в 36,3 миллиарда тонн. Это из-за угля. Казахстан занял 23-е место по загрязненности воздуха в мире. Лидер – Бангладеш, на 2-м месте – Чад. Пакистан – 3-й. У которого есть и ядерные технологии, и атомные бомбы. Совпадение?..

Согласно исследованию Всемирного банка по итогам 2021 года, “ежегодно загрязнение воздуха становится причиной свыше 10 тысяч преждевременных смертей. И обходится экономике Казахстана более чем в 10,5 миллиарда долларов”. “В большинстве случаев заболевания и преждевременная смертность связаны с низким качеством воздуха. По данным глобального мониторинга, качество воздуха регулярно превышает пределы, установленные принципами ВОЗ по качеству атмосферы. Зимой превышение может быть 17-кратным. Основным источником загрязнения воздуха в РК являются бытовые отопительные печи”. (Сергей Туник, Караван/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version