Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Казахстан: альтернативные маршруты не заменят Каспийский трубопроводный консорциум (КТК)

По подсчетам эксперта, из-за аварии казахстанские нефтяные компании могут терять свыше $1,5 млрд. ежемесячно.

Около 80% экспорта казахстанской нефти поставляется по Каспийскому трубопроводному консорциуму (КТК), который заканчивается на черноморском побережье России. В конце марта после шторма в порту Новороссийск стало известно о повреждении двух причальных устройств из трех, что в свою очередь привело к остановке погрузок нефти. Сегодня на терминале работает резервное устройство. Как заявлял ранее оператор линии, ремонтные работы на КТК могут продолжиться до конца апреля.

Альтернативные маршруты не заменят КТК

Известный экономист, научный руководитель AERC Жаксыбек Кулекеев называет КТК “кровеносным сосудом казахстанского экспорта”, однако “искать политическую подоплеку в связи с поломкой на терминале нет смысла”, считает он: “В последнее время часто можно было слышать о некой “диверсии” или “саботаже” в связи с ситуацией на КТК, поговаривали даже о “предумышленном сговоре заинтересованных лиц”, но это все беспочвенные, дилетантские рассуждения. На мой взгляд, проблема поломки выносного причального устройства (ВПУ) на терминале кроется в вопросах технического характера и дефиците кадров. Ураганы на Черном море не редкость, это всем известно, и в свое время при строительстве порта в Новороссийске все риски, связанные с непогодой, полностью учитывались. Хотя до сих пор столь серьезных аварий на причале еще не было”.

Сам Жаксыбек Кулекеев аварию на терминале описывает следующим образом: “22 марта, в ходе внеочередного осмотра было обнаружено, что опора третьего ВПУ нефтеналивного терминала сдвинулась и также была повреждена система второго устройства. В целом терминал по наливке нефти на танкеры в Новороссийске оснащен тремя ВПУ. Нефтяные танкеры стоят в открытом море, а поступающая по трубопроводу нефть отгружается туда из терминала по длинным шлангам. Ранее два терминала из трех работали штатно, а один находился в резерве. После аварии работает только резервный терминал”.

Жаксыбек Кулекеев отмечает, что в результате аварии на терминале КТК казахстанская нефть в течение нескольких дней будет отгружаться лишь в резервуар порта. “И если ремонт на передвижных установках причала затянется, то добыча нефти на трех крупнейших месторождениях страны наверняка сократится. Кроме того, учитывая сложившуюся внештатную ситуацию и текущую конъюнктуру рынка, могут также возникнуть и трудности с поставкой новых деталей”, – считает эксперт.

“Каспийский трубопроводный консорциум занимает особое место в экспортном потенциале страны, – отмечает Жаксыбек Кулекеев. – Если в прошлом году Казахстан экспортировал на внешние рынки 65,7 млн. тонн нефти и нефтепродуктов, из них около 54 млн. тонн было транспортировано именно через Каспийский трубопроводный консорциум. Сегодня через КТК на мировой рынок экспортируется 80% казахстанской нефти. На данный момент у нас нет альтернативного трубопровода, который мог бы полностью заменить Каспийский трубопроводный консорциум”.

Эксперт соглашается, что у страны имеются и другие маршруты по транспортировке нефти, однако “их потенциал значительно ниже”, чем у КТК. “Пропускная способность трубопровода Атырау – Самара, построенного еще в советское время, составляет около 17 млн. т в год. Также еще до запуска КТК мы экспортировали около 12 млн. тонн нефти в год через Каспийское море. Но за последнее десятилетие инфраструктура Актауского порта серьезно ослабла. В любом случае основная инфраструктура для транспортировки казахстанской нефти – это КТК”, – подчеркнул Жаксыбек Кулекеев.

Проблема кроется… в кадрах

“Каспийский трубопроводный консорциум не является собственностью отдельно взятого государства. А порт и его причалы принадлежат консорциуму, где до последнего момента работали специалисты из разных стран. Однако из-за конфликта между Россией и Украиной многие иностранные компании отозвали оттуда свой персонал. По нашим данным, именно после этого на терминале возникла нехватка квалифицированных специалистов и проблемы с техоборудованием. На терминале имеются крупные и сложные конструкции, обслуживание которых требует высокого профессионализма. Вероятно, местные кадры, заменившие иностранных специалистов, не справились с задачей. Это мое личное мнение, но, возможно, именно это является одной из главных причин аварии. Однако я надеюсь услышать мнение специалистов, которые, уверен, проведут тщательное расследование причин аварии и объявят публично свое экспертное заключение”, – говорит Кулекеев, размышляя о возможных причинах аварии на КТК.

По словам эксперта, когда работали оба терминала в Новороссийске, они загружали в танкеры по 10 тысяч тонн нефти в час. Сейчас работает только резервный терминал. При этом, даже работая в полную мощность, одна установка способна заливать в час лишь 6000 тонн сырья. “Это в час на 4 тыс. тонн меньше, чем раньше. Если второй блок не будет введен в строй в ближайшее время, то нам придется сократить добычу на 40%. Это довольно сложная ситуация для нефтяных компаний, работающих в нашей стране”, – отмечает Жаксыбек Кулекеев.

Эксперт также сообщил, что ранее Казахстан экспортировал через КТК более 5 млн. тонн нефти ежемесячно: “Сейчас нам придется экспортировать менее 2 млн. тонн нефти в месяц. Если взять цену на нефть $800 за тонну, выручка наших компаний составит менее $1,6 млрд. в месяц. А если разделить эту сумму на тридцать дней, то в результате аварии наши компании будут терять $54 млн. ежедневно. Конечно, это огромные потери”, – говорит эксперт.

Напомним, на сегодняшний день правительство Казахстана и Каспийский трубопроводный консорциум проводят двусторонние консультаций по срокам восстановления работы новороссийского нефтяного терминала. В то же время Казахстан не исключает возможность увеличения экспорта нефти на основе альтернативных маршрутов.

“Первый из них – вышеупомянутый трубопровод Атырау – Самара, который имеет выход к Черному и Балтийскому морям. Сейчас по нему можно транспортировать до 6 млн. тонн нефти в год. Второй альтернативный маршрут – морской порт Актау. В свое время мощность порта была расширена до 12 млн. тонн, но сейчас она несколько ограничена. Через Актауский порт по Каспию можно транспортировать до 5 млн. т нефти в Черное море (через Баку). Мы можем также перевозить нефть и по железной дороге, но, к сожалению, количество вагонов у нас ограничено. Потенциал маршрута Атасу – Алашанькоу тоже невелик”, – считает экономист.

Как сообщалось ранее, ремонтные работы на КТК, скорее всего, продолжатся до конца текущего месяца. По словам Жаксыбека Кулекеева, есть надежда, что вопрос будет решен в ближайшие две недели: “Все необходимые материалы (для ремонтных работ – F) имеются в самом Новороссийске. Хотя много времени может уйти на замену и установку оборудования. Существуют также и экологические требования: во время ремонта ни одна капля нефти не должна разлиться в море. Поэтому агрегат необходимо полностью очистить от оставшегося внутри него сырья, а это непростая задача. Однако эксперты утверждают, что второй терминал будет сдан уже к 10 апреля. Если все пойдет по плану, экономика страны не должна сильно пострадать”, – считает Жаксыбек Кулекеев. (Forbes.kz/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version