Россия до сих пор полагается на таких экспортеров, как сдержанная швейцарская фирма Trafigura, чтобы продать свои поставки нефти, но вторжение в Украину стало испытанием даже для их легендарной толерантности к риску.
Россия построила самопровозглашенную крепость вокруг своей экономики накануне войны, но эта крепость оказалась с трещиной. Москва зависела от иностранных посредников в вопросе перенаправления своего наиболее стратегического прибыльного экспорта по всему миру – нефти.
Сейчас самый важный посредник, Trafigura Group, приобщается к нескольким конкурентам в вопросе отрезания российского гиганта Rosneft Oil Co. от мировых нефтяных рынков. В движении с высокими ставками, который двигается дальше, чем официальные западные санкции, швейцарский торговец сырьевыми товарами планирует полностью прекратить экспорт нефти в “Роснефть”. По словам пресс-секретаря компании, это сократит бизнес с государственным производителем до небольшой части довоенного уровня, оставив поставки в Европу отдельных рафинированных продуктов, таких как дизельное топливо.
Trafigura и другие трейдеры уже были готовы потерять значительную часть своего российского бизнеса 15 мая, когда вступят в силу санкции, запрещающие им продавать нефть “Роснефти” странам, не входящим в Европейский Союз, и Швейцарии. Также решив сократить экспорт в Европу, которая долгое время являлась крупнейшим покупателем российской нефти, они опережают страны ЕС, обсуждающие полный запрет .
Как сообщают источники, знакомые с решением компании Vitol, крупнейший конкурент Trafigura в сегменте нефти, также планирует уйти с российского рынка. В то же время Glencore PLC, горнодобывающий и торговый гигант с длинной историей в России, приостановил контракт на экспорт нефти “Роснефть” в марте, отмечают эксперты, которым известно о таком решении.
Это знаменует собой сдвиги для трейдеров, которые уже давно ведут бизнес там, где мало кто из других западных компаний отважится, учитывая, что многие ценные товары в мире находятся в местах, которые боролись с коррупцией, нестабильностью и войной.
В то время как трейдеры продолжали поставлять российскую нефть после начала войны, они столкнулись с растущим давлением со стороны западных правительств, финансовых учреждений и украинских чиновников. Огромное падение европейского спроса, учитывая стигму отправки нефтедолларов в Москву, облегчило это решение.
“Мир изменился”, – сказал Жан-Франсуа Ламберт, консультант сырьевой промышленности и бывший руководитель отдела торговли сырьевыми товарами в HSBC . По его словам, “мы не в сумеречной ситуации. Мы находимся в черно-белой ситуации”…
Это заставляет Россию спешно перерабатывать свой товарно-экспортный бизнес, фундамент экономического богатства страны и сырье для военной машины Владимира Путина. На “Роснефть” приходится около трети общей добычи нефти в России и около пятой части доходов правительства.
Отступление также, вероятно, будет означать значительные потери инвестиций, сделанные трейдерами в стране, поскольку они стремились углубить свои корни. Речь идет прежде всего о гигантском проекте бурения в Полярном круге, который частично принадлежит Trafigura и Vitol . Если говорить об основном бизнесе – торговле, то торговцы, пытаясь беспорядочно отойти от бизнеса в России, сталкиваются с определенными рисками. Речь идет о том, что такое поведение может “приклеить” их миллионами баррелей непроданной нефти, если они не окажутся достаточно шустрыми.
Trafigura, как и многие трейдеры, – это частная компания, поэтому она обнародует гораздо меньше информации о своих операциях и финансовых результатах, чем государственные компании. Что известно, так это то, что трейдер конкурирует с такими компаниями, как Vitol и Geneva Gunvor Group, а также с такими производителями нефти, как BP PLC и Shell PLC.
Возглавляемая австралийским исполнительным директором Джереми Вейром, фирма юридически базируется в Сингапуре, хотя ее топ-менеджеры работают с мягкого семиэтажного офисного здания в Женеве.
Компания генерирует почти вдвое больше дохода, чем владелец Facebook Meta Platforms. Он получил прибыль в размере 3,1 млрд. долларов за год до сентября прошлого года.
В прошлом месяце Trafigura объявила, что удвоила размер кредитной линии с банками до более 2 миллиардов долларов из-за экстремальных ценовых шагов, вызванных войной в Украине. Набор облигаций Trafigura, выпущенных в конце прошлого года, снизился почти на 10% с начала войны. Облигации других товарных трейдеров тоже упали в цене.
Следует отметить, что постсоветская Россия была очень востребованной наградой. Страна вышла из распада Советского Союза как товарный супермаркет. Это крупнейший в мире экспортер нефти и производитель природного газа, пшеницы, никеля, золота и т.д.
Вместе Trafigura и ее конкуренты направили миллиарды долларов “Роснефти” от западных кредиторов и инвестировали в нефтяные месторождения и портовые терминалы в России, чтобы привязать себя к производителям в стране и получить доступ к своей нефти, говорят нынешние и бывшие руководители отрасли.
Компания Trafigura опоздала на игру в России, отстав от Vitol, Glencore и других. Она получила перерыв в 2013 г., когда заключила соглашение с “Роснефтью” на сумму 1,5 миллиарда долларов, последовавшую за соглашением на 10 миллиардов долларов между российским производителем и этими конкурентами.
Эти деньги помогли финансировать покупку “Роснефти” TNK-BP , бамперное соглашение, которое превратило государственную компанию в крупнейшего в мире производителя нефти. Господин Дофин нанял ведущих трейдеров ТНК, получив доступ к российским деловым кругам, которых раньше не хватало Trafigura. Израильско-канадский трейдер Джонатан Коллек, более двух десятилетий работавший в сфере российской нефти, начиная с Marc Rich & Co., по словам бывших коллег, возглавил новый пул Trafigura в Москве.
Отношения между “Роснефтью” и компанией Trafigura укрепились после аннексии Крыма Россией в 2014 г. “Роснефть” того времени оказалась между стеной долга и санкциями, введенными после аннексии, основой которых стал запрет западным банкам выдавать долгосрочные кредиты.
Trafigura, вооруженная гигантским балансом и с готовым доступом к финансированию со стороны западных банков и мирового рынка облигаций, вскочила внутрь. Она согласилась покупать нефть в огромных количествах и платить на 25 дней вперед, облегчая для “Роснефти” ситуацию и последствия денежного кризиса. В то же время Trafigura катапультировалась над Vitol и Glencore, чтобы стать крупнейшим западным экспортером российской нефти в 2015 году.
“Нет никаких санкций по торговле нефтью в России, и потому это бизнес, как всегда”, – сказал Вейр.
Trafigura продолжала углублять свои связи с Россией, заключая соглашения за пределами торговли. Компания купила индийский нефтеперерабатывающий завод вместе с “Роснефтью”. И она вложила эквивалент $8,4 млрд. в огромное арктическое нефтяное месторождение “Роснефти” в обмен на большее количество баррелей и 10% акций проекта, которые в основном финансируются российским банком.
“Роснефть”, считающая российскую государственную компанию своим крупнейшим акционером, управляется генеральным директором Игорем Сечиным, близким союзником президента Путина. Стратегия Сечина заключалась в том, чтобы предоставить баррели нефти в обмен на финансирование и инвестиции, постоянно играя в Trafigura, Vitol и Glencore друг против друга, сказал господин Ламберт, бывший банкир. “Если цена такова, что вы инвестируете один миллиард здесь, один миллиард там, и вы можете себе это позволить, вы это делаете”, – сказал он.
Физические товарные рынки непрозрачны. Но данные отслеживания поставок из российских портов и расчеты конкурирующих компаний свидетельствуют о том, что Trafigura стала крупнейшим экспортером нефти “Роснефть”. В прошлом году она отгружала около 519 тыс. баррелей в день, по данным нефтяной компании Petro-Logistics, более чем вдвое больше, чем компания Gunvor, располагающаяся на втором месте. Включая нефть частных российских энергетических компаний, Trafigura была вторым по величине экспортером российской нефти после Litasco, торгового подразделения московского производителя “ЛУКойл” .
Пресс-секретарь компании Trafigura назвала данные “материально неполными и неточные”, но отказалась предоставить собственные цифры компании.
Когда Путин вторгся в Украину 24 февраля, большая российская ставка компании начала получать эффект бумеранга. Детали договоренностей между Trafigura и “Роснефтью” не разглашаются. Но источники, знакомые с их условиями, говорят, что Trafigura и ее конкуренты соглашаются на долгосрочные контракты на покупку миллионов баррелей российской нефти по ценам, установленным по формулам, основанным на последних ценах на нефть.
Россия блокирует постоянного покупателя своей нефти, а Trafigura получает прибыль, продавая нефть по несколько более высокой цене нефтепереработчикам и трейдерам Европы и Азии.
Но этот механизм был отменен, когда Россия вторглась в Украину. Мировые рынки для флагманской российской нефти Urals обвалились , продаваясь со скидкой примерно в $30 за баррель по сравнению с международным эталоном Brent. Как правило, он продается примерно на одинаковую сумму.
Trafigura и другие посредники пытались найти компании для продажи, особенно на Западе. “Не так много”, – сказал Уэйр на конференции в конце марта, когда его спросили, сколько покупателей было для российской нефти.
Они нашли тех, кто продолжал участвовать. Грузы, когда-то направлявшиеся в Европу, вместо этого были направлены на такие рынки, как Индия, избегавшая осуждения войны и покупавшая российскую нефть по дешевке .
В отличие от нефтяного гиганта BP, быстро заявившего о своем намерении покинуть Россию в первые дни после вторжения, Trafigura и некоторые другие трейдеры были более осмотрительными. Trafigura заморозила свои инвестиции в “восток “, не уточнив, что это повлекло за собой, и руководители отрасли ожидают, что компания поглотит большие потери от проекта.
После диалога с европейскими чиновниками и внешними юристами о санкциях ЕС и Швейцарии, направленных против “Роснефти”, Trafigura решила прекратить продажу нефти из государственной компании в других частях света после 15 мая, хотя теоретически могла обойти санкции, работая через оффшорные подразделения.
Даже продажи в Европе превратились в dicey, поскольку многие нефтеперерабатывающие заводы и государственные чиновники на континенте отказались от мнения о покупке российской нефти.
С небольшим количеством тех, кто берет российскую нефть, Trafigura могла застрять, покупая нефть у России на основе контракта с “Роснефтью”, не имея рынков сбыта.
Франция и другие страны призывают к более широкому запрету на российскую нефть, которая также приостановит продажи в ЕС. Между тем, сотрудники некоторых портов не желают разгружать грузы.
Поскольку эти торговцы оказываются отрезанными от остального рынка, Москве придется вернуться в другое место, если она хочет продолжать продавать свою нефть. Одним из вариантов есть продажа непосредственно для выбора клиентов в Азии. Другой – построить новые трубопроводы для транспортировки нефти прямо в Китай. В третьих, заменить Trafigura и других мелкими торговцами на Ближнем Востоке.
Меньшие компании могут танцевать вокруг санкций, например, имея дело с неевропейскими дочерними компаниями. Но крупные игроки, вероятно, не могут рисковать своими отношениями с банками, пренебрегая духом правил, говорят юристы и трейдеры.
“Роснефть” пытается продавать нефть, пока она еще не может это делать, и борется. В последние дни госпроизводителю не удалось найти покупателей на десятки миллионов баррелей нефти, которую он выставил на продажу после того, как трейдеры начали покидать Россию. (Enkorr/Энергетика Украины и мира)