Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Европа: что будет означать прекращение импорта газа из России для экономики

Что будет означать прекращение импорта газа из России для экономики европейских стран.

Этот вопрос очень раскалывает экономистов. Все согласны, что последствия будут негативными. Но в какой мере? Прогнозы варьируются от умеренной рецессии до экономической катастрофы и массовой безработицы.

На оценку масштабов потенциального сжатия ВВП тратится немало интеллектуальной энергии, но намного меньше говорится о том, как можно подготовиться к дефициту газа, если Россия сама решит перекрыть газовый кран. Это то же самое, что заниматься прогнозированием ущерба от будущего урагана вместо проведения реальной подготовки к нему.

Впрочем, теперь, когда Россия приостановила поставки газа в Польшу и Болгарию, у европейских властей и экспертов не осталось иного выбора. Они обязаны прекратить споры о деталях вероятных последствий (которые никто не может спрогнозировать с точностью), переключив внимание на борьбу с реальными последствиями потенциального дефицита газа. Все поставщики газа в Европе уже работают на полную мощность, причем не только производители ЕС, но и соседние страны, которые поставляют газ по трубопроводам, а также глобальные экспортеры сжиженного природного газа (СПГ). На долю российского газа, поставляемого в основном по трубопроводам, приходится 40% потребления газа в ЕС. Если эти поставки остановятся (а это вполне может случиться), тогда потребление газа в ЕС придется значительно сократить.

В принципе существуют три механизма, которые способны помочь сокращению потребления: высокие цены, государственные программы, принудительное нормирование. На наш взгляд, одного лишь ценового механизма будет недостаточно, чтобы справиться с дефицитом. Цены на газ в Европе уже находятся на рекордном уровне, а степень экономии газа очень далека от необходимого. Дальнейший рост цен усилит инфляцию, что сильнее всего ударит по бедноте. А поскольку к принудительному нормированию следует прибегать лишь в самую последнюю очередь, мы считаем, что надо уделять больше внимания третьему варианту: государственные инициативы.

В недавней статье для Немецкого института экономических исследований мы призываем к принятию на уровне ЕС чрезвычайного плана экономии газа. Чтобы отбить назревающие популистские атаки со стороны правых партий, любой подобный план должен завоевать общественную поддержку и восприниматься как справедливый. Без широкого участия всех заинтересованных сторон и без солидарности на уровне ЕС может получиться так, что группы населения, обладающими теми или иными преимуществами, будут чувствовать себя намного лучше остальных, а это усугубит существующее неравенство и обострит разногласия внутри и между европейскими обществами.

Хотя у ЕС имеется ряд директив по поводу чрезвычайных ситуаций, связанных с энергоснабжением и инфраструктурой, ни одна из них не подходит для того, чтобы справиться с масштабным потенциальным дефицитом, который может возникнуть из-за внезапной приостановки поставок российского газа на несколько месяцев. Большинство существующих механизмов были разработаны для краткосрочных сбоев, вызванных экстремальной погодой или техническими проблемами, а также для защиты бытовых потребителей, подвергая промышленных потребителей принудительному нормированию. Однако в случае, если сбой будет длиться несколько месяцев, перспектива остановки энергоемких промышленных отраслей Европы выглядит неприемлемым вариантом. Такой шаг может привести к мощному эффекту домино, в том числе проблемам в глобальных производственных цепочках, создавая потенциально очень широкие негативные последствия для инфляции и экономического роста.

Именно поэтому экономия газа в масштабах, достаточных для компенсации возникшего дефицита, потребует значительного вклада всех групп потребителей газа – граждан, предприятий сферы услуг, а также промышленности. Для этого нужно будет установить четкие целевые показатели и справедливо распределить бремя между странами ЕС, домохозяйствами, а также между бытовыми и промышленными потребителями. Чтобы обеспечить политическую приемлемость и реализуемость этих целевых показателей, их следует предварительно согласовать на переговорах.

Кроме того, пока еще есть время, нужно оснастить здания с газовым отоплением дополнительной термоизоляцией. Эта масштабная работа потребует чрезвычайного инвестиционного плана. Дополнительной экономии можно добиться с помощью рекалибровки отопительных систем. Впрочем, потребуются еще и некоторые трудные изменения в поведении. Например, каждое снижение комнатной температуры на 1° по Цельсию позволяет европейцам сократить потребление газа для целей отопления примерно на 10%, а дополнительной экономии можно добиться, если не отапливать свободные комнаты.

Просьба к людям экономить газ поднимает важные вопросы о распределении доходов и легитимности. Чтобы завоевать поддержку общества, правительствам надо будет представить убедительные аргументы в пользу согласованных действий. Правительственные планы обязательно должны включать справедливые способы распределения предпринимаемых усилий и поддержки, рекомендации по достижению экономии, а также меры, гарантирующие прозрачность, и (при необходимости) механизмы контроля и принуждения. Процесс будет проще и эффективней, если правительства ЕС совместно договорятся о целевых уровнях экономии газа, а каждая страна Евросоюза возьмет на себя обязательство выполнить свою справедливую часть этой работы. Если дефицит начнется, когда подобный план борьбы с ним еще не будет принят, тогда произойдет беспорядочное распределение бремени экономии, что, скорее всего, нанесет непропорционально большой вред наиболее уязвимым группам населения.

Учитывая то, насколько широк спектр заинтересованных сторон, переговоры о чрезвычайных планах должны начаться немедленно. Целевые показатели экономии газа неизбежно станут основой любого ответа ЕС на этот сбой. И они окажутся более убедительными, если параллельно будут согласованы чрезвычайные планы нормирования и дополнительные меры солидарности. Экономические власти должны следовать логике подготовки к катастрофам, уделяя особое внимание вопросам справедливости, солидарности и легитимности.

Переключение внимания с экономического прогнозирования на подготовку к катастрофам может оказаться крайне важным для способностей Европы выдержать социально-экономические и политические последствия нарушения поставок газа. Задача властей – разработать меры борьбы с дефицитом, опирающиеся не только на ценовые механизмы, с целью гарантировать справедливый вклад каждого в эту работу и максимально ограничить потенциальный ущерб.

Карстен Нойхофф, профессор Берлинского технического университета, руководитель департамента климатической политики в Немецком институте экономических исследований (DIW Berlin). Изабелла Вебер – доцент экономики в Массачусетском университете в Амхерсте, автор книги “Как Китай сумел избежать шоковой терапии: Дебаты о рыночных реформах” (издательство Routledge, 2021). (Project Syndicate 1995-2022/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version