Что будет означать прекращение импорта газа из России для экономики европейских стран.
Этот вопрос очень раскалывает экономистов. Все согласны, что последствия будут негативными. Но в какой мере? Прогнозы варьируются от умеренной рецессии до экономической катастрофы и массовой безработицы.
На оценку масштабов потенциального сжатия ВВП тратится немало интеллектуальной энергии, но намного меньше говорится о том, как можно подготовиться к дефициту газа, если Россия сама решит перекрыть газовый кран. Это то же самое, что заниматься прогнозированием ущерба от будущего урагана вместо проведения реальной подготовки к нему.
Впрочем, теперь, когда Россия приостановила поставки газа в Польшу и Болгарию, у европейских властей и экспертов не осталось иного выбора. Они обязаны прекратить споры о деталях вероятных последствий (которые никто не может спрогнозировать с точностью), переключив внимание на борьбу с реальными последствиями потенциального дефицита газа. Все поставщики газа в Европе уже работают на полную мощность, причем не только производители ЕС, но и соседние страны, которые поставляют газ по трубопроводам, а также глобальные экспортеры сжиженного природного газа (СПГ). На долю российского газа, поставляемого в основном по трубопроводам, приходится 40% потребления газа в ЕС. Если эти поставки остановятся (а это вполне может случиться), тогда потребление газа в ЕС придется значительно сократить.
В принципе существуют три механизма, которые способны помочь сокращению потребления: высокие цены, государственные программы, принудительное нормирование. На наш взгляд, одного лишь ценового механизма будет недостаточно, чтобы справиться с дефицитом. Цены на газ в Европе уже находятся на рекордном уровне, а степень экономии газа очень далека от необходимого. Дальнейший рост цен усилит инфляцию, что сильнее всего ударит по бедноте. А поскольку к принудительному нормированию следует прибегать лишь в самую последнюю очередь, мы считаем, что надо уделять больше внимания третьему варианту: государственные инициативы.
В недавней статье для Немецкого института экономических исследований мы призываем к принятию на уровне ЕС чрезвычайного плана экономии газа. Чтобы отбить назревающие популистские атаки со стороны правых партий, любой подобный план должен завоевать общественную поддержку и восприниматься как справедливый. Без широкого участия всех заинтересованных сторон и без солидарности на уровне ЕС может получиться так, что группы населения, обладающими теми или иными преимуществами, будут чувствовать себя намного лучше остальных, а это усугубит существующее неравенство и обострит разногласия внутри и между европейскими обществами.
Хотя у ЕС имеется ряд директив по поводу чрезвычайных ситуаций, связанных с энергоснабжением и инфраструктурой, ни одна из них не подходит для того, чтобы справиться с масштабным потенциальным дефицитом, который может возникнуть из-за внезапной приостановки поставок российского газа на несколько месяцев. Большинство существующих механизмов были разработаны для краткосрочных сбоев, вызванных экстремальной погодой или техническими проблемами, а также для защиты бытовых потребителей, подвергая промышленных потребителей принудительному нормированию. Однако в случае, если сбой будет длиться несколько месяцев, перспектива остановки энергоемких промышленных отраслей Европы выглядит неприемлемым вариантом. Такой шаг может привести к мощному эффекту домино, в том числе проблемам в глобальных производственных цепочках, создавая потенциально очень широкие негативные последствия для инфляции и экономического роста.
Именно поэтому экономия газа в масштабах, достаточных для компенсации возникшего дефицита, потребует значительного вклада всех групп потребителей газа – граждан, предприятий сферы услуг, а также промышленности. Для этого нужно будет установить четкие целевые показатели и справедливо распределить бремя между странами ЕС, домохозяйствами, а также между бытовыми и промышленными потребителями. Чтобы обеспечить политическую приемлемость и реализуемость этих целевых показателей, их следует предварительно согласовать на переговорах.
Кроме того, пока еще есть время, нужно оснастить здания с газовым отоплением дополнительной термоизоляцией. Эта масштабная работа потребует чрезвычайного инвестиционного плана. Дополнительной экономии можно добиться с помощью рекалибровки отопительных систем. Впрочем, потребуются еще и некоторые трудные изменения в поведении. Например, каждое снижение комнатной температуры на 1° по Цельсию позволяет европейцам сократить потребление газа для целей отопления примерно на 10%, а дополнительной экономии можно добиться, если не отапливать свободные комнаты.
Просьба к людям экономить газ поднимает важные вопросы о распределении доходов и легитимности. Чтобы завоевать поддержку общества, правительствам надо будет представить убедительные аргументы в пользу согласованных действий. Правительственные планы обязательно должны включать справедливые способы распределения предпринимаемых усилий и поддержки, рекомендации по достижению экономии, а также меры, гарантирующие прозрачность, и (при необходимости) механизмы контроля и принуждения. Процесс будет проще и эффективней, если правительства ЕС совместно договорятся о целевых уровнях экономии газа, а каждая страна Евросоюза возьмет на себя обязательство выполнить свою справедливую часть этой работы. Если дефицит начнется, когда подобный план борьбы с ним еще не будет принят, тогда произойдет беспорядочное распределение бремени экономии, что, скорее всего, нанесет непропорционально большой вред наиболее уязвимым группам населения.
Учитывая то, насколько широк спектр заинтересованных сторон, переговоры о чрезвычайных планах должны начаться немедленно. Целевые показатели экономии газа неизбежно станут основой любого ответа ЕС на этот сбой. И они окажутся более убедительными, если параллельно будут согласованы чрезвычайные планы нормирования и дополнительные меры солидарности. Экономические власти должны следовать логике подготовки к катастрофам, уделяя особое внимание вопросам справедливости, солидарности и легитимности.
Переключение внимания с экономического прогнозирования на подготовку к катастрофам может оказаться крайне важным для способностей Европы выдержать социально-экономические и политические последствия нарушения поставок газа. Задача властей – разработать меры борьбы с дефицитом, опирающиеся не только на ценовые механизмы, с целью гарантировать справедливый вклад каждого в эту работу и максимально ограничить потенциальный ущерб.
Карстен Нойхофф, профессор Берлинского технического университета, руководитель департамента климатической политики в Немецком институте экономических исследований (DIW Berlin). Изабелла Вебер – доцент экономики в Массачусетском университете в Амхерсте, автор книги “Как Китай сумел избежать шоковой терапии: Дебаты о рыночных реформах” (издательство Routledge, 2021). (Project Syndicate 1995-2022/Энергетика Украины и мира)