Государственные предприятия продают электроэнергию по заниженным ценам. Объем недополученных средств в 2020-2022 гг. превышает 6 млрд. грн. Кто на этом зарабатывает?
В разговорах о возрождении украинского энергетического сектора следует не забывать, что соблазн “подработать” на государственных предприятиях никуда не исчез.
Не тешьте себя иллюзиями – война не изменила людей и не уменьшила их аппетиты, они не хотят и не умеют работать по-другому, поэтому уже сейчас просто ждут инвестиции, потому что в их парадигме ничего не изменится.
Украинцы проявили небывалую собранность и консолидированность в самый критический период – период разрушений, уменьшение нагрузки, работы в изолированном режиме – это все мы удержали.
В отличие от руководства энергетической отрасли Украины, активно пытающегося отпеть свои имена и восстановить коррупционные схемы.
Война с Россией подвела финальный риск под дискуссиями на тему необходимости вхождения Украины в энергосистему Европы и окончательно убедила даже последних скептиков по безальтернативности избранного пути.
Но имеем национальную черту – как только ситуация становится относительно контролируемой, мы расслабляемся и “наступаем на те же грабли” – вот здесь кроется самая большая опасность, потому что мы не можем оставить подходы к управлению отраслью такими, какими они были до войны – цена за свободу невероятно высокая!
А “управленцы” не дремлют – они уверенно ждут своего времени и с “патриотическим” рвением планируют выстраивать новые схемы за государственные средства.
Поэтому для того, чтобы ответить на вопрос, как должна развиваться энергосистема Украины после завершения войны, следует упомянуть, что происходило на энергетическом фронте в последние годы.
Все помнят, как в 2020-2021 гг. в информационном пространстве параллельно существовало два разнонаправленных тренда.
С одной стороны, обозначались высокие перспективы объединения с ENTSO-E, развитие экспортного потенциала и приход иностранных инвесторов в отечественную энергетику.
Да, установленная мощность украинских объектов генерации значительно превышает потребности украинской экономики. Поэтому, учитывая энергодефицитность близлежащих стран Европы, у нас есть все основания стать энергетическим донором для Молдовы, Румынии, Венгрии, Польши и стран Прибалтики.
С другой стороны – непутевое прохождение осенне-зимних периодов в последние годы стало настоящим вызовом как для энергетиков, так и для бизнеса и граждан, входивших в зиму, как в последний бой, и все вместе считали корабли с углем.
Высокая аварийность блоков ТЭС, несвоевременные ремонты АЭС и систематическая нехватка финансовых ресурсов для решения первоочередных технологических потребностей объектов энергетики – родовая травма нашей модели энергорынка.
Почему постоянно не хватает средств и почему потенциальный региональный лидер героическими усилиями вынужден привлекать финансирование международных финансовых организаций не для реализации проектов развития энергосистемы, а для срочного покрытия долгов, возникших между субъектами ОЭС Украины?
Ответ на эти вопросы наглядно демонстрируют “высокоэффективные” продажи электроэнергии отечественными энергетическими компаниями.
В период с января по апрель ГП “Гарантированный покупатель” не продал на рынке 365000 МВт-ч, НАЭК “Энергоатом” за этот же период не продал 1285000 МВт-ч. Указанные объемы были произведены и проданы на балансирующем рынке по ценам в 2-4 раза ниже.
Еще одни “успешные” торги – на аукционе на февраль, НАЭК “Энергоатом” держал цену 2304 грн. за 1 МВт-ч (при наличии реального спроса), соответственно, указанные объемы не продали, в результате чего они “ушли” по цене 841 грн. за 1 МВт-год.
В результате ГП “Гарантированный покупатель” недополучило 600 млн. грн., НАЭК “Энергоатом” недополучил 2 млрд. грн., а государственный бюджет – 780 млн. грн.
Но “в минусе” оказались не все. Так, в течение указанного периода структурами ДТЭК продана электроэнергия объемом 480 000 МВт-ч при отсутствии реальной генерации.
Стоит отметить, что подобная торговая стратегия ГП “Гарантированный покупатель” придерживалась с момента своего создания, независимо от действий руководства, чем всегда вызывало удивление у других участников рынка.
Показателен еще один кейс – аукцион, который проводился 30 июля 2021 г. на платформе ООО “Украинская энергетическая биржа”. ГП “Гарантированный покупатель” выставило на продажу ресурс по стартовой цене 1 131,42 грн. за 1 МВт-ч за базу (200 МВт).
При этом цена базы на РДН с 1 по 30 июля 2021 составила 1 275,38 грн. К тому же, торги проходили в день принятия постановления НКРЭКУ №1227 по увеличению верхнего ценового ограничения на РДН.
По результатам торгов был реализован весь объем по 200 МВт:
– 585 800 МВт-ч базы по средневзвешенной цене 1 529,17 грн. за 1 МВт-ч (в то время как цена базы на РДН на период сентябрь-декабрь 2021 года составила 2 591,67 грн. за 1 МВт-ч);
– 146 400 МВт-ч по 1352,85 грн. (рыночная стоимость в соответствующие часы поставки в сентябре-декабре составила 2755,42 грн. за 1 МВт-ч);
– 97 600 МВт-ч по 1512,35 грн. (рыночная стоимость в соответствующие часы поставки в сентябре-декабре составила 2621,54 грн. за 1 МВт-ч).
Основным покупателями электроэнергии государственного предприятия по заниженным ценам были ООО “Юнайтед Энерджи” и ООО “Д.Трейдинг”, которые добросовестно реализовали приобретенный “счастливым стечением обстоятельств” дешевый ресурс родственным потребителям или всем желающим уже по рыночной стоимости.
При этом ГП Гарантированный покупатель недополучил 900 млн. грн., а государственный бюджет соответственно 300 млн. грн.
В целом же объем недополученных средств в результате торговой деятельности государственных предприятий отрасли в 2020-2022 гг. превышает 6 млрд. грн.
Однако ни разу такие грандиозные достижения руководителей этих предприятий не стали предметом рассмотрения органа управления.
А зачем? Гораздо проще торговые просчеты ГП “Гарантированный покупатель” покрыть за счет тарифа или целевых внешних заимствований НЭК “Укрэнерго”, а для НАЭК “Энергоатом” при любых обстоятельствах найдется финансирование, в том числе и за счет других участников рынка, что очень удобно объясняется вопросами государственного безопасности.
К сожалению, приходится констатировать, что государственные предприятия, де-факто (не все де-юре) управляются Минэнерго через назначение всего состава топ-менеджмента, в частности ГП “Гарантированный покупатель”, НАЭК “Энергоатом”, ПАО “Центрэнерго”, систематически и настойчиво приходятся к банкротству из-за несостоятельности реализовывать электроэнергию на рынке, в то время как частные продавцы, в частности ДТЭК, удивительным образом продают свою электроэнергию, несмотря на более высокую себестоимость.
Последние два года заработки отдельных трейдеров за счет государственного поколения успешно скрывались в многочисленных проблемах рынка и не становились предметом рассмотрения ни органа управления государственными предприятиями, ни правоохранительных органов.
Однако сегодня государство уже не в состоянии делать такие щедрые подарки руками чиновников, потому что запас крепости, к сожалению, подошел к пределу, а европейские партнеры вряд ли согласны платить за такие аттракционы невиданной щедрости.
В итоге отмечу, что успех страны в отражении военной агрессии и создание условий для дальнейшего развития возможен при консолидации и координации усилий на военном, энергетическом, финансовом и дипломатическом фронтах.
Трудно добиваться успеха, когда часть общества отстаивает суверенитет страны с оружием в руках, а другая сосредоточена на получении собственных доходов за счет убытков государственных предприятий.
Точно так же трудно объяснить это и иностранным партнерам, на техническую и финансовую помощь которых мы рассчитываем.
Украина станет региональным лидером в энергетическом секторе. Однако все причастные к принятию управленческих решений должны осознать простую истину: “как раньше” уже не будет!
Инвестиции без прозрачных правил при ручном управлении невозможны, а все коррупционные проявления очень очевидны для наших европейских и американских партнеров, которые не готовы финансировать улучшение финансового состояния украинских старо- и младо-олигархов. (Виктор Куртев, эксперт энергетического рынка, Экономическая правда/Энергетика Украины и мира)