Как государственные предприятия энергетического сектора стали источником нелегального дохода олигархов. Мнение Виктора Куртева, эксперта энергетического рынка:

Моя предыдущая колонка по хищению средств государственных энергетических предприятий вызвала бурную реакцию чиновников, которые продвигают мнение: “Не актуально” дискуссия о коррупции в Украине, это “расшатывает лодку”, а нам необходимо побеждать в войне.

Это было до войны, сейчас все станет иначе. Главное – победить русню. Все остальное потом”. Это ошибочное, упрощенное мышление, и вот почему.

Во-первых, в любое время невозможно надлежащее функционирование государства без устойчивого развития экономики, особенно энергетического сектора.

Хочу напомнить, что именно тотальная зависимость экономик Евросоюза и Украины от российских энергоресурсов, десятилетиями создававшаяся стараниями спецслужб РФ, в том числе путем прямого подкупа украинских и европейских чиновников, стала основной предпосылкой развязки самой кровавой войны в Европе за последние 70 лет.

Если ресурсы в энергетике разворовываются в мирное время – это преступление, а если во время войны – это прямая диверсия или государственная измена. И об этом нужно не просто говорить, а срочно принимать соответствующие меры.

Во-вторых, для победы в войне нашим вооруженным силам нужно оружие союзников, а в стране техническая и финансовая поддержка. И здесь, как никогда, нужно быть с собой откровенными – никто не будет предоставлять оружие и деньги коррумпированным странам.

И не зря российская пропаганда раскручивает миф о “тотально коррумпированном государстве”. Мы должны с ним бороться. И лучший способ борьбы – реальная очистка энергетического сектора от коррупционных сделок и их организаторов.

Давайте поговорим об основных схемах, которые годами терроризировали энергетическую отрасль, подрывая экономику и обороноспособность государства.

Надеюсь, это даст серьезный толчок для решительных изменений и откроет окно возможностей для сотрудничества с ЕС и США.

Хищение средств энергетических предприятий из-за манипуляций на рынках

Современный рынок электрической энергии задумывался как европейская модель, которая, благодаря конкуренции между производителями, приведет к повышению эффективности управления и технического обновления ОЭС Украины, а также обеспечит интеграцию в ЕС. Однако тотальная коррупция на государственном уровне перевернула все с ног на голову.

Государственные ГП “Гарантированный покупатель”, НАЭК “Энергоатом”, имеющие самую низкую себестоимость продукции, а также ПАО “Центрэнерго”, систематически реализуют основные объемы электроэнергии по заниженным ценам давно известным компаниям из групп ДТЭК (Ахметов) и ООО “Юнайтед Энерджи” (Коломойский).

При этом правила биржевых торгов позволяют продавцу вручную выбирать покупателя, формировать удобные для определенных участников лоты, проводить неожиданные участниками рынка торги и прибегать к ряду других действий, искусственно ограничивающих конкуренцию.

Это долгое время остается без надлежащего реагирования со стороны как руководителей Минэнерго, входящих в состав руководящих органов биржи, так и АМКУ, НКРЭКУ, НКЦБФР, правоохранительных органов, а также ЕБРР и Энергетического сообщества, являющихся членами консультативного комитета ООО “Украинская энергетическая биржа”.

Параллельно с этим все те же субъекты рынка в 2020-2022 годах, прямо нарушая законодательство, искусственно снижали цену РДН, переводили объемы продаж электроэнергии с РДН на ВДР, вытесняли ГП “Гарантированный покупатель” и других производителей с рынка, что прямо указано в решении НКРЭКУ от 31.05.2022 о возобновлении соответствующего расследования.

В результате такого “творческого” подхода к правилам рынка генерация обеспечивала продажу электроэнергии аффилированным клиентам по низким ценам, трейдеры получали сверхприбыли, НАЭК “Энергоатом” недополучил миллиарды гривен доходов, ГП “Гарантированный покупатель” росло долгами и паразитировало на тарифе НЭК техническое состояние ТЭС и АЭС стремительно катились в бездну.

Выкачка средств из НАЭК “Энергоатом”

Пользуясь военным положением, по указанию Минэнерго НАЭК “Энергоатом” не обнародует финансовые результаты (хотя имеет такую возможность, как это сделали НАК “Нафтогаз” или НЭК “Укрэнерго”). Кредит в 1,5 млрд. грн. у компании уже есть, а отчет об использовании средств нет.

Нет также информации о том, что произошло с одной из турбин на Хмельницкой АЭС. Энергетическое сообщество прекрасно знает, что турбину поломали во время испытаний. Инцидент банально скрывают, расследование так и не завершено.

Эта поломка будет дорого стоить Украине – полтора года один блок ХАЭС не будет работать, и заявления НАЭК “Энергоатома” о готовности к экспорту – чистая бравада. А экспорт – это возможность зарабатывать деньги.

Надо, наконец, прекратить практику закупок деталей для резервных дизель-генераторов АЭС, которые покупают ежегодно на 4 млрд. грн. На этой теме “выросли” уже поколения правоохранителей.

А схема банально проста – дизель-генераторы российские, детали российские, а посреднические структуры (зарегистрированные в третьих странах) успешно скачивают средства с НАЭК “Энергоатом” для своих кураторов.

Эти генераторы должны работать только в случае аварии (отключение станций от внешнего питания), как это произошло во время захвата Чернобыльской АЭС в феврале-марте.

В прошлом году таких аварий на всех станциях была аж… одна. Но российским запчастям для генераторов понадобилось аж… на 4 миллиарда. Говорить об этом еще “не ко времени”?

Государственные предприятия как источник нелегальных доходов

Так уже принято в Украине, что контроль над государственными предприятиями является основным источником доходов любого органа управления. Не исключением является Минэнерго, системной целью которого является непосредственное вмешательство в производственные и коммерческие процессы государственных предприятий отрасли.

Конфликты и вмешательство в работу НЭК “Укрэнерго”, ПАО “Укргидроэнерго”, НАК “Нафтогаз”, ООО “Оператор ГТС Украины” резко отрицательно сказываются как на работе отрасли, так и на международном имидже Украины.

Зато результаты работы НАЭК “Энергоатом”, ГП “Гарантированный покупатель”, ПАО “Центрэнерго”, предприятий угольной отрасли и других, которые де-факто находились под ручным управлением Министерства, очень далеки от удовлетворительных.

Визит министра Галущенко на ЧАЭС после освобождения станции от оккупантов и его позирования с дозиметром не только пиар. Министерство пытается не обезопасить ЧАЭС от повторного нападения, а забрать под контроль.

В Кабинете министров уже давно лежит проект распоряжения о присоединении ДСП “Чернобыльская АЭС” и ДСП “Центральное предприятие по обращению с радиоактивными отходами” к НАЭК “Энергоатом”.

Цель проста – поставить под контроль государственный фонд по обращению с радиоактивными отходами, общая сумма составляет 10 млрд. грн. Сейчас Чернобыльская станция и хранилище управляются Госагентством управления зоны отчуждения.

Так требует закон. В случае принятия такого решения под угрозой не только законность, но и финансирование Европейского сообщества по атомной энергии, которые должны использоваться для повышения безопасности энергоблоков.

Ярким примером эффективного “ручного” управления Минэнерго является ситуация с уникальным предприятием – Восточным ГОКом, добывающим урановую руду.

Вокруг нее всегда ломали копья правоохранители и смотрящие от политических сил. Она критически важна для энергетической безопасности, потому что может поставлять руду для создания топлива для АЭС.

Более того, она может быть прибыльной, потому что цены на энергоносители (и руду) теперь стали высокими. Восточный ГОК – наше энергетическое оружие.

Но вместо развития и готовности работать на предприятии скандал с невыплатой зарплат и риском крушения. Руководство компании просто не платит работникам и специалистам, создавая напряжение на предприятии и ставя под угрозу экологию Желтых Вод.

Цель – либо подготовка к приватизации, либо использование средств в совершенно иных целях. Хотя “на время” – активизация экономики там, где она может приносить прибыль в бюджет.

Так что возможно пора вспомнить о принципах корпоративного управления, и осуществлять реальную оценку результатов и достижений менеджмента государственных предприятий на основе общепринятых экономических подходов и не заниматься микроменеджментом для решения далеко не государственных вопросов?

Уничтожение сектора возобновляемой энергетики

Сектор ВИЭ всегда был на втором плане у руководителей энергетической отрасли.

Разнообразные “опыты”, которые проводили с рынком электроэнергии Минэнерго и НКРЭКУ, всегда имели один результат – производители из “альтернативных” источников энергии получали все меньше средств за производимый товар.

На сегодняшний день они вообще не получают деньги за свою работу и не имеют никакой конкретики, которая будет продолжаться. Диалог с властями у сектора ВИЭ отсутствует.

Принимая Приказ №140 о выплате по “зеленому тарифу” от 15 до 40% в зависимости от типа генерации, Минэнерго не представило никаких расчетов относительно минимально достаточного уровня финансирования для поддержки технологических процессов, наличия средств в ОЭС Украины и финансового плана выживания отрасли в условиях военного состояния. Цифры брались, как говорится, с потолка.

Трагизм ситуации состоит в том, что в отличие от ТЭС или АЭС производители ВИЭ фактически не получают даже тех процентов оплаты, которые предусмотрено Министерством, и должны платить налоги и счета за небалансы в объемах, превышающих реальные поступления!

Фактически, деньгами инвесторов (а большинство компаний имеют иностранные инвестиции) государство пытается закрыть проблемы НЭК “Укрэнерго” и ГП “Гарантированный покупатель”, а откуда они берутся, я уже описал выше.

Большинство бенефициаров и сотрудников объектов ВИЭ понимают вызовы войны, финансовые проблемы экономики, а многие фактически оставили бизнес и занимаются волонтерской деятельностью, а иногда и непосредственно участвуют в боевых действиях.

Но все против ручного руководства отраслью, ставящей бизнес на грань банкротства без всяких обоснований. Особенно в то время как схемы вывода средств из энергетического сектора на подконтрольные структуры продолжают существовать, несмотря на полномасштабную войну и призывы к поддержке Украины иностранными партнерами.

Поэтому актуально ли ставить западных и отечественных инвесторов в зависимость от необоснованных решений чиновников.

Дешевый газ для “любых друзив”

Беда заключается в том, что подобные схемы работали не только до войны и не только на рынке электроэнергии.

Совсем недавно создали схему, которая заработала в военное время, то есть когда Министерство энергетики позволило покупать дешевый газ не тем станциям, которые в этом нуждаются, а принадлежащим удобным владельцам.

По постановлению КМУ Минэнерго должно было предоставить право покупки льготного природного газа только тем, на кого укажет системный оператор (НЭК “Укрэнерго”), который знает кому это действительно технологически необходимо.

В результате, кроме определенных системным оператором, газ продали по указанию Минэнерго еще 4 ТЭС, принадлежащие ДТЭК и работы которых энергосистема в марте-апреле не нуждалась.

По подсчетам журналистов, разница в стоимости газа, предоставленного по льготному тарифу для ТЭС и его рыночной цене, составила 1,4 млрд. грн.

Возможно уже “на время” разобраться и с ситуацией вокруг компании “Укрнафта”, которая должна приносить прибыль не только миноритарному владельцу (Коломойскому), но и государству?

Вместо этого «Укрнафта» продает на бирже структурам олигарха газ вдвое (!) дешевле, чем по рыночной цене. Продавали газ на заправках, конечно, по ценам, которые мы видим в очередях.

Цена вопроса – 300 миллионов грн., недополученных государством. Все это – в апреле, на глазах шокированных водителей, которые не могут заправить свои автомобили.

В итоге отмечу, что считать объем нанесенного ущерба и устанавливать фамилии конкретных исполнителей я буду в следующих публикациях на основе детального анализа имеющихся в распоряжении материалов.

Надеюсь, что, в конце концов, те, от кого зависит судьба страны, обратят внимание на ситуацию с рынками энергоресурсов и, мягко говоря, “особенностями” биржевых торгов, а расследование НКРЭКУ не станет очередной индульгенцией для махинаторов.

Коррупция – это то, что стало одной из предпосылок для вторжения кафиров в Украину, поскольку именно это создало иллюзию нашей слабости и неспособности к сопротивлению. И это сдерживает нашу полноценную интеграцию в мировые системы экономики и безопасности.

Будем откровенны – Украина за 30 лет независимости никогда не выполняла свою “домашнюю работу”. Коррупция вертикали властей была родовой травмой второй украинской республики. И потрясающие результаты выборов в 2019 году – это был запрос общества на очищение этой вертикали.

Сейчас мы столкнулись с вызовом, поставившим государство на грань выживания.

Именно сейчас еще до нашей победы закладывается фундамент нашего внутреннего послевоенного устройства. Сама сейчас момент истины и точка невозвращения.

Как раньше уж точно не будет… А если будет – это будет катастрофическое падение в гравитационный воронок черной дыры под названием Failed State.

Так что время – побеждать!!! (Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий