Претендентами на строительство атомной станции в поселке Улкен являются поставщики ядерных технологий из России, Франции, Южной Кореи и Китая.
О том, как в Казахстане будет происходить выбор в пользу того или иного поставщика ядерных технологий и какой должна быть АЭС в поселке Улкен, Forbes.kz поговорил с заместителем генерального директора ТОО “Казахстанские атомные электрические станции” Ринатом Окасовым.
F: Ринат, как происходит выбор подрядчика на строительство АЭС в Казахстане?
– Вопрос строительства атомной электростанции в республике поднят не в этом или прошлом году. Активно работу в этом направлении мы начали в 2018 году, когда руководство страны поставило перед казахстанскими энергетиками задачу найти наиболее качественного и надежного поставщика ядерных технологий. В том же году была создана компания “Казахстанские атомные электрические станции”, входящая в структуру “Самрук-Казына”, под руководством Тимура Жантикина.
После изучения всех имеющихся кейсов, мы составили шорт-лист из четырех компаний: французская EDF, корейская KHNP, китайская СNNC и “Росатом”. Все эти компании являются лидерами на рынке атомных технологий. К текущему моменту мы уже посетили проекты этих компаний – действующие АЭС или только строящиеся. Провели с ними множество переговоров как у нас в стране, так и в онлайн-формате. Работа не останавливается до сих пор. Каждая из этих компаний обладает проверенными технологиями со своими сильными сторонами и все они соответствуют тем требованиям, которые мы указали.
F: Каким параметрам должна соответствовать будущая АЭС в Казахстане?
– Референтные блоки, водо-водяной реактор поколения 3+ мощностью от 1000 до 1400 МВт. Мы планируем построить два энергоблока с возможностью достройки еще двух блоков. Компания-вендор должна иметь опыт по строительству и эксплуатации введенных АЭС. Есть ряд и других сугубо технических параметров. Всем этим требованиям выбранные нами вендоры соответствуют. Мы заканчиваем нашу работу по анализу указанных технологий и надеемся, что в ближайшее время, вполне вероятно, что даже в этом году, сможем предложить главе государства и правительству свои рекомендации. Дальше – выбор за ними.
F: Можете назвать плюсы каждого из претендентов на строительство АЭС?
– В первую очередь Казахстан будет заключать деловую сделку, пусть и на уровне правительств государств. Одна страна продает технологии, другая – покупает. И все условия этой сделки – это предмет переговоров. И чем лучшие условия ты для себя сможешь утвердить, тем лучше. По сути, все эти четыре проекта одинаковы…
F: В стоимости?
– Нет. По технологии. Там есть некоторые отличия, условно, у какого-то реактора охлаждающие трубы будут проходить справа, а у другого – слева. Но есть другие параметры, которым мы должны уделить внимание: опыт реализации проектов, цена, длительность гарантийного обслуживания, число перезагрузок ядерного топлива, логистика, локализация местного оборудования и материалов, обучение казахстанских кадров, что также немаловажный фактор – одна страна может подготовить 100 человек в год, а другая – 1000. Это наш будущий кадровый потенциал, который мы должны закладывать уже сейчас. И по таким критериям, нюансам, мы составляем наши рекомендации. А дальше будут уже идти конкретные деловые переговоры.
F: Перейдем к планируемому строительству АЭС в Казахстане. Новая АЭС будет обеспечивать электричеством южные регионы республики?
– К 2035 г. по расчетам специалистов дефицит энергомощностей на юге РК составит от 2 до 3 ГВт. Плюс не стоит забывать, что энергетическая инфраструктура изнашивается – большинству электростанций в Казахстане больше 40 лет. И уже через 15-20 лет у 70% энергопроизводящих объектов сроки эксплуатации будут фактически исчерпаны. Это нужно учитывать также. А замещать эту инфраструктуру угольными станциями мы не можем в силу наших планов по достижению углеродной нейтральности.
F: Сколько лет займет строительство АЭС в Казахстане?
– Проектный срок строительства одного ядерного энергоблока – 5 лет. Второй блок – 2,5 года. Период разработки документации проекта, инженерных изысканий и т.д. – около 2,5 лет. Таким образом, АЭС из двух блоков можно построить за 10 лет. Это в среднем. Некоторые поставщики говорят, что могут ускориться и построить станцию за 8 лет.
F: Есть ли крайние сроки по строительству АЭС в республике с учетом уже имеющегося дефицита электроэнергии, рисков его серьезного роста и изнашивания инфраструктуры?
F: “Казахстанские атомные электрические станции” как компания готовы приступить к реализации этого проекта в любой момент. Мы готовы и технически, и с правовой точки зрения. Единственный вопрос – выбор вендора. Исходя из объективной реальности, АЭС мы должны были начать строить еще, как говорится, вчера. Начать строительство атомной станции нам необходимо в кратчайшие сроки.
F: Насколько проще будет Казахстану реализовать и эксплуатировать этот проект, исходя из имеющегося бэкграунда? Многие страны, строящие АЭС, например, та же Турция, практически не имели никакого отношения к атомной отрасли.
– Безусловно, республике в этом плане будет намного проще, потому что мы уже давно являемся полноценным членом мирового атомного сообщества. У нас уже есть различные регламенты и правила, нам не нужно создавать с нуля какие-то нормы и вводить необычные для нашего законодательства законы. Мы на практике через многое прошли: мы эксплуатировали ядерную установку БН-350 на МАЭК (Мангистауский атомный энергокомбинат) в Актау, имеется Национальный ядерный центр в Курчатове, в котором работает около 2000 человек, в том числе докторов и кандидатов наук, имеется Институт ядерной физики в Алматы с большими международными связями, в конце концов есть “Казатомпром”, который имеет огромный опыт не только по добыче сырья (что делает нас с этой точки зрения независимыми), но и как производственная компания. И, как говорит глава нашей компании Тимур Жантикин, при нашем потенциале и историческом опыте АЭС у нас должна была появиться еще 40 лет назад. Даже несколько странно, что, имея все это, мы все еще остаемся без атомной электростанции.
В конце июля казахстанская делегация, состоящая из энергетиков, общественных деятелей, политиков и журналистов, посетила строительство атомной станции “Аккую” в Турции, которую возводит “Росатом”. Это уже не первая подобная ознакомительная поездка экспертов и представителей общественности из Казахстана на ядерные объекты – за месяц до этого, к слову, был изучен опыт эксплуатации АЭС во Франции. На примере “Аккую” можно проследить, как создаются новые АЭС и на каких условиях страны договариваются друг с другом.
АЭС “Аккую” строится на юге Турции в провинции Мерсин. Там возводятся четыре атомных энергоблока по 1200 МВт каждый. После ввода в эксплуатацию атомная станция будет вырабатывать 35 млрд. кВт-ч в год – 10% от общего потребления Турецкой Республики. Срок службы – 60 лет с возможностью продления на 20 лет.
Активная фаза строительства “Аккую” началась в конце 2017 г., а сдача блока №1 ожидается уже в 2023 г. – к столетию Турецкой Республики. В дальнейшем планируется ежегодно вводить в эксплуатацию по одному энергоблоку и гарантируется, что к 2027 году АЭС будет полностью введена в эксплуатацию. То есть за 10 лет активного строительства “Аккую” будет сдана под ключ.
100% акций АЭС принадлежат “Росатому” через его “дочку” – “Аккую Нюклеер” (Akkuyu Nukleer Anonim Sirketi), которая и будет управлять станцией после ввода в эксплуатацию. Согласно договору “Росатом” может продать до 49% акций в случае появления на рынке достойного предложения. Кроме того, цена на электроэнергию, которую будет поставлять АЭС, зафиксирована на 25 лет – $0,12 за 1 кВт-ч.
Турецкая сторона сумела “выбить” для себя ряд преференций в строительстве. Так, из 25 тыс. человек персонала, занятых в возведении АЭС, 80% (20 тыс. человек) являются гражданами Турецкой Республики. Также более 80% строительных материалов и продукции, за исключением узкоспециализированного либо основанного на ядерных технологиях оборудования, поставляют турецкие компании. Россия бесплатно обучает турецких специалистов для будущей АЭС. С 2011 по 2022 годы в российских вузах уже прошли обучение 220 граждан Турции. А к 2027 году российские дипломы получат еще 380 студентов из Турецкой Республики. Таким образом, к 2027 году Россия подготовит более 600 турецких специалистов для работы на АЭС. (Дамир Серикпаев, заместитель главного редактора сайта Forbes.kz/Энергетика Украины и мира)