Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Казахстан с сентября начнет продавать часть сырой нефти через Азербайджан

Казахстан с сентября, по данным источников Reuters, начнет продавать часть своей сырой нефти через крупнейший нефтепровод Азербайджана.

Один из собеседников агентства уточняет, что казахстанская государственная нефтяная компания “Казмунайгаз” (КМГ) ведет переговоры с торговым подразделением азербайджанской государственной компании SOCAR о разрешении на продажу 1,5 млн. т казахстанской нефти в год через азербайджанский трубопровод, по которому доставляется нефть в турецкий средиземноморский порт Джейхан. Другой источник утверждает, что окончательный контракт должен быть подписан в конце августа, а поставки по трубопроводу Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД) начнутся через месяц.

Агентство отмечает, что объем поставок составит чуть более 30 тыс. барр./сутки и “является ничтожным” по сравнению с 1,3-1,4 млн. барр./сутки, которые сегодня экспортируются по трубе Каспийского трубопроводного консорциума (КТК).

Казахстан начал искать пути экспорта в обход территории России после того, как возникла угроза приостановки поставок по системе КТК.

Как писали “Ведомости”, в начале июля Приморский районный суд Новороссийска вынес решение о приостановке деятельности морского терминала КТК на 30 суток для устранения нарушений, выявленных Ространснадзором. Консорциум тогда пояснял, что намерен обжаловать данное решение. В итоге 11 июля Краснодарский краевой суд отменил решение нижестоящей инстанции и заменил приостановку деятельности КТК на штраф в 200 000 руб.

Представитель “Казмунайгаза” заявил “Ведомостям”, что помимо экспорта нефти через систему КТК компании доступны и “альтернативные маршруты”: например, трубопровод Атырау – Самара (проектная мощность составляет около 17 млн. т в год, загружен примерно на 70%. – “Ведомости”), а также поставки через трубопровод Казахстан – Китай и через порт Актау в направлении на Баку и Махачкалу. “Вместе с тем компанией ведется дополнительная работа по диверсификации транспортных маршрутов нефти. Все возможные альтернативные маршруты транспортировки в настоящее время находятся в стадии проработки”, – отметил он.

На вопрос о поставках через трубопровод Баку – Тбилиси – Джейхан представитель “Казмунайгаза” не ответил.

В SOCAR и КТК на момент публикации не ответили на запросы “Ведомостей”.

Аналитик “Финама” Андрей Маслов отмечает, что мощности КТК и трубопровода Баку – Тбилиси – Джейхан (67 млн. и 62 млн. т нефти в год соответственно. – “Ведомости”) сопоставимы, но по последнему маршруту наряду с казахской прокачивается и азербайджанская нефть, что “существенно снижает его потенциал”. “Учитывая, что на протяжении последних лет трубопровод был загружен почти полностью, позволяя поставлять около 58-60 млн. т бакинской нефти в год, при максимальной загрузке Казахстан сможет прокачивать порядка 1,5-2 млн. т в год по этому маршруту”, – подсчитал он.

Эксперт добавляет, что сейчас у Казахстана нет технической возможности прекратить сотрудничество в рамках КТК. Поэтому Нур-Султан таким образом, скорее, пытается продемонстрировать Москве наличие альтернативных маршрутов экспорта нефти, а не найти реальный выход из сложившейся ситуации.

С этим согласен эксперт по фондовому рынку “БКС Мир инвестиций” Игорь Галактионов: “О полном отказе от КТК речи не идет”. Но в долгосрочной перспективе диверсификация поставок, по его словам, возможна, особенно на фоне многочисленных перебоев в работе КТК в 2022 г. Напомним, что 21 марта в районе морского терминала КТК из-за сильного шторма были повреждены два из трех выносных причальных устройств (ВПУ), из-за чего отгрузку нефти пришлось приостановить. Починили оба ВПУ к концу мая. А 11 июня вблизи одного из ВПУ была обнаружена мина времен Второй мировой войны, из-за чего отгрузка нефти на время разминирования приостанавливалась.

Аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков сомневается, что между “Казмунайгазом” и SOCAR будут подписаны конкретные обязывающие соглашения. “Азербайджанский маршрут сейчас сильно ограничен по объемам как с точки зрения достаточного количества танкеров, так и свободных мощностей нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан. Перенаправить значительные объемы нефти с КТК технически невозможно”, – поясняет он.

Что такое КТК

По нефтепроводу КТК Тенгиз – Новороссийск проходит более двух третей от всей экспортируемой Казахстаном нефти. По итогам 2021 г. на морском терминале было отгружено 60,7 млн. т нефти, что на 2,9% больше результата 2020 г. При этом около 53 т нефти было добыто на казахстанских месторождениях Тенгиз (26,5 млн. т), Кашаган (15,7 млн. т) и Карачаганак (10,2 млн. т). С российских месторождений Каспийского моря поступило по КТК 7,6 млн. т нефти. Основными акционерами КТК являются: госкомпания “Транснефть” (управляет 24% акций, “КТК компани” – 7%), Казахстан (“Казмунайгаз” с долей 19% и Kazakhstan Pipeline Ventures – 1,75%); американская Chevron (через Chevron Caspian Pipeline Consortium) владеет 15%, структура “Лукойла” Lukarco B.V. – 12,5%, Mobil Caspian Pipeline и Rosneft-Shell Caspian Ventures (СП “Роснефти” и Shell) – по 7,5%.

Научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислав Притчин обращает внимание, что трубопровод Баку – Тбилиси – Джейхан рассматривается в качестве альтернативного экспортного маршрута для поставок казахстанской нефти “уже 15 лет”. “Еще в 2006 г. при запуске этого трубопровода присутствовал тогдашний президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, что вызвало вопросы у российской стороны, поскольку именно тогда обсуждалось расширение пропускной способности КТК”, – напоминает Притчин. Но азербайджанский маршрут все это время, по его словам, почти не использовался как более дорогой и менее надежный.

“Во-первых, Казахстан не является акционером этого трубопровода, соответственно, нет и возможности использования его на льготных условиях. Во-вторых, он ограничен пока в доставке нефти по морю в Азербайджан. КТК строился под казахское месторождение “Тенгиз”, – поясняет Притчин. – А для переброски в Баку придется строить новые перевалочные терминалы в Актау или Курыке и тянуть трубу до них, значительно расширять танкерный флот, учитывая при этом мелководье Каспия”.

Даже если Казахстаном будет принято принципиальное решение на политическом уровне о диверсификации маршрутов, его реализация, по мнению эксперта, потребует “серьезных усилий” и времени, поэтому Россия в среднесрочной перспективе сохранит за собой статус ключевого транзитера казахстанской нефти. (Ведомости/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version