Что компании делают, чтобы не останавливать деятельность, каких продуктов может не хватать из-за отсутствия электроэнергии, и насколько вырастут цены?
10 октября энергосистема подверглась первой масштабной атаке со стороны россиян. С тех пор украинцам пришлось учиться жить сначала в условиях плановых отключений тока, а затем экстренных, когда свет отсутствует более четырех часов в сутки.
Обесточение коснулось и бизнеса: закрылись магазины, аптеки и АЗС. Впрочем, бизнес быстро адаптируется: покупает генераторы, терминалы спутниковой связи, пересматривает графики и условия работы. Это недешевые меры, но они позволяют компаниям работать вне зависимости от наличия света.
Причем все зависимые от электричества, кто больше, кто меньше.
“Трудно выделить какую-то отрасль и сказать, что она страдает больше всего. Страдают все. Пищевая индустрия при отсутствии света не может производить и хранить продукцию, ИТ без связи трудно предоставлять услуги, на производствах замедляют и даже приостанавливают процессы”, – говорят в Европейской бизнес-ассоциации.
Супермаркеты
У крупнейшего украинского продуктового ритейлера сети супермаркетов АТБ генераторами обеспечены 87 магазинов. Это 7% всех магазинов сети.
Генератора хватает более шести часов автономной работы. Без питания магазины вынуждены закрываться. Правда, у АТБ есть 18 передвижных дизельных электростанций. Их направляют в магазины, где невозможно составить генератор.
Чтобы все больше сетевых магазинов могли работать без света, компания выделила 400 млн. грн. на закупку еще 740 дизельных генераторов. Планируется, что они поступят до конца декабря. АТБ также приобретет 300 терминалов Starlink.
Подобные решения вводит “Сiльпо”. Генераторами снабжены около 50 супермаркетов сети или 16%.
Еще 190 установят впоследствии. С генераторами магазины могут работать либо полностью, либо частично (холодильники и кассы). Ряд магазинов уже имеет терминалы Starlink, их количество будет расти.
Генераторы устанавливают и другие крупные сети. По данным Ассоциации ритейлеров , супермаркеты холдинга Retail Group (“Велмарт”, “Большой карман”) к середине декабря оборудуют ими все магазины. Сеть Metro с этим уже справилась.
В “Сильпо” и АТБ отметили, что из-за обесточивания в магазинах несколько изменился ассортимент. Там стало меньше скоропортящихся товаров: рыбы, молочной продукции и замороженных полуфабрикатов. В перспективе на ассортимент торговых точек могут повлиять последствия отключения света у товаропроизводителей.
Как объясняет заместитель председателя Всеукраинского аграрного совета Денис Марчук, сложная ситуация сложилась на фермах, комплексах по выращиванию крупного рогатого скота, птицефабриках. Это может сказаться на предложении мяса, молока и яиц.
Постоянные обесточивания также оказывают влияние на овощное направление. Зимой электроэнергия используется для хранения продукции и ее выращивания в теплицах. “Помимо фактора блекаута, есть еще традиционное подорожание зимой, когда на содержание культур идут дополнительные расходы”, – объясняет Марчук.
К концу зимы, говорят во Всеукраинском аграрном совете, цены могут вырасти на 15%.
Аптеки и АЗС
К блекаутам подготовились и АЗС. Сеть Socar снабжена автономным питанием на 100%. В сети WOG 50% заправок и до отключений были снабжены генераторами, чтобы работать при разных погодных условиях. Пока эта доля выросла до 90%, а к середине декабря вся сеть станет автономной.
На картах сетей крупнейшие операторы предоставляют информацию о наличии генераторов. Кроме того, заправки снабжают себя спутниковой связью.
Крупнейшие сети аптек – АНЦ, “Путешественник” и “Желаем здоровья” – работают без электроэнергии и даже без генераторов. Помогают фонари и обычные свечи.
Однако, рассказывает гендиректор АНЦ Николай Щербина, при выключении света эффективность работы падает по меньшей мере на 50%, поэтому генераторы нужны. Они установлены только в каждой пятой аптеке сети. До конца года их будет 50%.
Расположение аптек не позволяет устанавливать Starlink, ведь у антенны должно быть не менее 20 метров открытого пространства, объясняет Щербина. Так что сеть возлагается на непрерывное энергоснабжение мобильных базовых станций.
Связь
Выключение света влечет за собой перебои со связью. В lifecell объясняют, что базовые станции (БС) работают от сети. При обесточивании автоматически включаются аккумуляторы, способные поддерживать работу БС два-пять часов.
Если батарея разрядилась, а стационарное питание не вернулось, единственный способ продолжить работу БС – подключить к генератору. На этом этапе возникает ряд вызовов: наличие генераторов, доставка их на станции, подвоз топлива.
В lifecell говорят, что потребность в генераторах превышает количество БС, поэтому компания постоянно докупает оборудование, аккумуляторные батареи и горючее. Для большей автономности оператор даже тестирует питание от солнечных батарей.
Оператор “Киевстар” для поддержки работы сети привлек 260 мобильных и около 400 стационарных генераторов и продолжает покупать новые. Чтобы обеспечить их горючим, нужны также аварийные группы, которые будут его подвозить.
Однако в условиях длительных обестоков оборудовать генераторами все БС невозможно – их тысячи. Поэтому lifecell обеспечила постоянное функционирование наиболее важных участков, поддерживающих наибольший процент покрытия. Проблему связи во время блекаутов частично решает введение национального роуминга .
Заведения питания
В начале октября, во время первых массированных атак на энергетические объекты, генераторы имели лишь некоторые заведения. Их количество стремительно росло и вскоре тысячи кафе превратились в коворкинги. Ноябрьские обесточивания не оказали сильного влияния на заведения, однако их работа и заработок существенно изменились.
В ноябре выручка кафе и ресторанов в Украине упала в среднем на 8%, свидетельствует исследование Poster. Заведения вынуждены сбавлять часы работы, сокращать меню, готовить только холодные блюда, разжигать гриль на улице или работать при свечах, объясняет совладелец Poster Родион Ерошек.
Если в заведении нет генератора, продукты могут испортиться. Даже если он есть, его не всегда достаточно для питания всех процессов на кухне. К примеру, киевскому ресторану Mirali генератора хватает лишь на 20% потребностей.
Приходится тратиться и на заправку генераторов. В Ивано-Франковской кофейне Prostir Coffee, которая переехала из Херсона, на это ежемесячно планируют тратить 15 тыс. грн. Это без учета затрат на смену масла и текущее обслуживание.
Однако предприниматели, которые установили генератор, фиксируют рост выручки, говорит Ерошек. Их заведения стали рабочими хабами, где можно работать за ноутбуком, пока дома нет света, зарядить телефоны и согреться.
Где возникают проблемы
Весь бизнес вынужден покупать генераторы, чтобы обеспечивать украинцев продуктами, горючей и бесперебойной связью. Логичным следствием роста спроса на эти устройства является дефицит их на украинском рынке или сверхвысокая стоимость.
Бизнес по возможности закупает генераторы в странах Евросоюза, однако доставку устройств иногда приходится ждать от одного до двух месяцев. Поэтому оперативно обеспечить все потребности украинцев физически невозможно.
Наконец, генератор – недешевое удовольствие. Если при условии питания от электросети бизнес платит около 5 грн. за кВт, то на дизельном генераторе один киловатт обойдется в пять раз дороже – около 25 грн.
Это отразится на ценах, ведь затраты на производство будут расти. Однако предприниматели с прогнозами не спешат: все будет зависеть от масштабов блекаутов. (Дана Гордейчук, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)