Экспорт казахстанской нефти через Россию сократился более чем на четверть после серии инцидентов на терминале в Новороссийске.
Казахстан на фоне войны в Украине стремится отгородиться от связей с Кремлем: в Астане переименовали свой нефтяной сорт, уходивший раньше на рынок как Urals (такое название носит и главная экспортная марка РФ), а также резко нарастили экспорт нефти в обход России.
Как сообщает Reuters, по итогам 2022 г. через порты Грузии прошло 1,328 млн. тонн экспорта казахстанской нефти, что в 10 раз больше, чем в 2021 г. В свою очередь, экспорт нефти через российскую территорию, наоборот, упал более чем на четверть после серии инцидентов на терминале в Новороссийске (1,862 млн. тонн в 2022 году против 2,554 млн. тонн годом ранее).
До войны в Украине через упомянутый российский терминал на международный рынок вывозилось 80% экспорта казахстанского сырья. Главной альтернативой для экспорта нефти из Казахстана на сегодняшний день служит порт в грузинском Батуми. В 2022 г. компания “Тенгизшевройл”, крупнейший производитель нефти и газа в Казахстане, поставила на рынок 252,5 тысячи тонн нефти через грузинский порт. И это несмотря на тот факт, что, с логистической точки зрения, использование этих морских ворот сложнее и дороже в сравнении с терминалом территории РФ.
В ноябре прошлого года в США сообщили об активном сотрудничестве Вашингтона с властями Казахстана в вопросе экспорта казахстанской нефти в обход РФ. В этом процессе задействованы не только компании из США, участвующие в добыче нефти в Казахстане, но и партнеры из других государств. Ранее сообщалось, что Казахстан при поддержке ОАЭ приступил к строительству танкерного флота в Каспийском море для экспорта нефти, чтобы не зависеть от российского транзита.
Казахстан на фоне отказа Европы от российских энергоресурсов может направить в Германию в 2023 году суммарно 1,5 млн. тонн нефти. (Диалог.UA/Энергетика Украины и мира)