Последние недели украинцы проводят со светом, но Кремль все еще хочет уничтожить энергосистему Украины. За счет чего население получает электричество почти без перебоев, и какие вызовы еще впереди?
Несмотря на апокалипсические сценарии полного затмения Украины и эвакуации миллионов людей в преддверии отопительного сезона, последний день тяжелейшей зимы большинство украинцев проводят со светом.
Уже вторую неделю в энергосистеме работают все виды генерации, дефицит отсутствует и пока не прогнозируется. В город возвращается уличное освещение.
Энергетики успокаивают, что хуже всего позади, а кто-то даже рассказывает о возобновлении экспорта, однако расслабляться еще рано. Похоже, украинцев ждут не менее сложные времена.
Благодаря чему ситуация в энергосистеме значительно улучшилась и что будет в будущем?
Улучшение ПВО и ракетный голод России
Первый фактор улучшения ситуации в энергетике – военный.
Еще после первых масштабных обстрелов ЭП писала, что помешать планам оккупантов и удержать энергосистему возможно только при улучшении системы ПВО и “закрытии” объектов критической инфраструктуры.
С каждым новым обстрелом украинцы получали горький опыт, однако и прогресс очевиден: своих целей достигали все меньше ракет и беспилотников.
Так, во время последней атаки дронов-камикадзе Силы обороны уничтожили 11 из 14 шахедов. При этом не поразился ни один объект энергетики.
Важным в этом аспекте стал и ракетный голод россиян, о неизбежности которого не раз говорил руководитель ГУР Кирилл Буданов. В канун Нового года он заявил, что на тот момент враг имел ракет на два массированных удара.
Количество обстрелов в 2023 году действительно заметно уменьшилось, однако радоваться этому не стоит. Кафиры постоянно пополняют свои запасы, хотя и делают это не так быстро, как хотели бы.
На одну массированную атаку России нужно работать минимум полтора-два месяца.
Атомная генерация подставила плечо
11 февраля после завершения планового ремонта к сети был подключен четвертый энергоблок Ровенской АЭС, прибавивший энергосистеме 1 тыс. МВт мощности.
Кроме того, в полную мощность удалось запустить второй энергоблок этой станции, который в 2022 году работал на половину проектной мощности. Это прибавило еще 220 МВт.
Таким образом, в работу вернулись все девять доступных атомных блоков, что позволило существенно снизить дефицит и сократить продолжительность отключений.
Едва ли не главной проблемой энергетиков остается оккупация Запорожской АЭС, которая является крупнейшей атомной станцией не только в Украине, но и во всей Европе.
Шесть энергоблоков, общая мощность которых составляет 6 тыс. МВт, до сих пор контролирует враг, что значительно усложняет ситуацию в энергосистеме.
Проблема еще в том, что даже после увольнения Энергодара на электричество Запорожской АЭС Украина сможет рассчитывать только через два месяца. Это оптимистический сценарий, озвученный “Энергоатомом”.
Собеседники ЭП в энергетических кругах предупреждают, что на разминирование станции и близлежащих территорий и проверку состояния оборудования может потребоваться год-полтора.
Учитывая, что накануне своего побега из Херсона россияне совершили с энергетической инфраструктурой области, в оптимистические сценарии верить не приходится.
Аномально теплая зима
Еще один положительный фактор – аномально теплая зима, что позволило снизить потребление электроэнергии. К примеру, в Киеве только в январе зафиксировали 16 температурных рекордов. Этот месяц вошел в десятку самых теплых с 1881 г.
Среднемесячная температура воздуха в январе в Киеве составила -0,3°С, что выше климатической нормы на 2,9°С.
Холоднее всего было 7 января, когда минимальная температура ночью снизилась до -10°С, а самое теплое – 1 и 2 числа, когда максимальная температура составляла +13,2°С. Эти дни января стали самыми теплыми за 143 года наблюдений в столице.
Аномально тепло зимой было в большинстве регионов страны, что внесло существенный вклад в скорость восстановления энергосистемы после массированных обстрелов. Однако позитив не только в этом.
“Зеленая” энергия
Благодаря солнечной погоде в феврале в энергосистему начали поступать “зеленые” киловаты, что позволило снизить количество отключений, а впоследствии – поднять вопрос о возобновлении экспорта тока в ЕС.
17 февраля в энергосистеме был зафиксирован профицит, из-за чего пришлось ограничивать работу солнечных электростанций (при этом “ограниченную” электроэнергию все равно нужно оплачивать).
По данным источников ЭП, в один из солнечных дней в час пик общие ограничения составляли 1 500 МВт, что равняется мощности 1,5 блока атомной станции вроде Запорожской.
Поэтому начались разговоры о необходимости возобновления экспорта. Народный депутат Андрей Герус предложил разрешить продажу электроэнергии в дневные часы с сохранением импорта вечером, когда может возникнуть дефицит.
На днях министр энергетики Герман Галущенко заявил, что это вопрос на столе: “Если будет стабильный профицит электричества, то будем думать об экспорте”, – подчеркнул он.
Импорт помог, но близится к нулю
Синхронизация украинской энергосистемы с энергосистемой ЕС позволила не только начать экспорт и заработать более 5 млрд. грн., но и открыла путь к коммерческому импорту и аварийным перетокам, не раз спасавшим страну.
По данным источников ЭП, максимальная аварийная помощь Евросоюза после одного из массированных обстрелов в моменте достигала рекордных 2 тыс. МВт.
В обычные дни Украина получала не менее важные киловатт-часы, которые шли на нужды бизнеса и промышленности и позволяли снизить отключение света населению.
В настоящее время техническая возможность для импорта электроэнергии из ЕС составляет 700 МВт, но впоследствии должна быть увеличена до 2 тыс. МВт. Правда, в последнее время объемы закупки дорогостоящего электричества из ЕС, наоборот, снижаются и приближаются к нулю.
Гидрогенерация также увеличила производство
Погода зимой была благоприятна и для гидроэнергетики. “Мы наблюдаем аномальный тало-дождевой паводок. Для равнинных рек это явление достаточно редкое и встречается раз в десятки лет “, – заявили в “Укргидроэнерго”.
Зимний паводок наблюдался в бассейнах Днепра, Сожа, Десны и Припяти. Для Десны паводок был рекордным: уровень воды в реке стал самым высоким за последние 129 лет.
Это позволило гидрогенерации увеличить производство и положительно повлияло на общую ситуацию в энергосистеме.
Восстановление рекордными темпами
Ключевой фактор, который не позволил россиянам погрузить Украину в темноту – оперативное восстановление поврежденных объектов. Иногда это происходило под обстрелами.
Важную роль сыграла помощь западных партнеров, предоставляющих Украине оборудование и обещающих продолжать поставки.
Указанные природные и человеческие факторы сложились в один пазл и позволили справиться с самой большой в истории атакой на энергетическую инфраструктуру.
Несмотря на апокалипсические прогнозы в преддверии зимы, украинцы встречают весну со светом, однако расслабляться не стоит.
Радоваться еще рано
Хотя энергетики заговорили о завершении худшего периода, состояние энергосистемы страны далеко от идеала и в ближайшее время может ухудшиться.
Во-первых, по данным ГУР, уничтожение энергосистемы Украины остается ключевой задачей россиян.
“Речь идет не только об объектах электрогенерации, а обо всем топливно-энергетическом секторе. Они хотят прекратить поставки и нефтепродуктов, и электричества”, – рассказал представитель военной разведки Минобороны Андрей Черняк.
Соответственно, все будет зависеть от качества работы ПВО и скорости обновления.
Во-вторых, как показал пример Одессы, обесточивание сотен тысяч абонентов возможны и без новых обстрелов – из-за масштабных аварий.
В Украине есть объекты, выдержавшие несколько обстрелов оккупантов. Это существенно снизило их надежность, поэтому аварии возможны и в будущем.
В-третьих, отдельные блоки атомной и тепловой генерации будут ремонтировать, что может привести к дефициту.
“Ситуация в энергосистеме улучшилась, но она нестабильна. Вскоре планируются регламентные работы на некоторых блоках АЭС и ТЭС, поэтому ситуация будет меняться”, – заявил исполнительный директор ДТЭК Дмитрий Сахарук.
По словам главы “Укрэнерго” Владимира Кудрицкого, не исключены новые обстрелы, а энергетическое оборудование сейчас не в лучшем состоянии.
“Ситуация шаткая. То, чего мы достигли, не означает, что мы эту энергетическую битву выиграли окончательно”, – подытожил он. (Николай Топалов, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)