Страна готовится обуздать атомную энергию. Экономические, социальные и международные предпосылки для этого уже назрели. Ожидаемо против данной инициативы выступает немало скептиков – как профессиональных энергетиков, так и общественных активистов. Как Казахстану построить АЭС и не впасть в радиофобию?
Самат Кабдолов, первый заместитель председателя правления страховой компании “Евразия”, рассказывает о возможных рисках в атомной энергетике, вероятности их реализации и покрытия с помощью международного перестрахования.
На сегодняшний день в мире действует около 440 энергоблоков, еще полсотни находятся в процессе строительства. До конца десятилетия планируется запустить еще 120 реакторов для получения электрической и тепловой энергии. Строительство и эксплуатация АЭС в силу технологической сложности и высокой стоимости в основном являются прерогативой развитых стран (не считая осколков СССР и стран бывшего соцблока). Таковых пока 31, еще 18 готовятся встать с ними в один ряд, в том числе и Казахстан.
Ученые по всему миру неоднократно рассчитывали и доказывали долгосрочные экологические последствия от генерации с помощью традиционных энергоносителей (уголь, газ и нефть) и ядерной энергетики. Последняя оказалась в десятки раз экологичнее с точки зрения выбросов, и именно по этому пути будет развиваться мировая энергетическая система.
Казахстан готовится вступить в клуб
Тема строительства атомной электростанции в Казахстане давно и бурно обсуждается сторонниками и противниками. Разговоры о строительстве ведутся еще с начала нулевых годов. А вот конкретные шаги в данном направлении начали предпринимать несколько лет назад: по всей видимости, мы вышли на финишную прямую в этом вопросе.
Решение правительством принято: предварительным местом строительства выбрано село Улкен на берегу Балхаша в Алматинской области. Рассматриваются предложения четырех компаний-подрядчиков: французской EDF, китайской CNNC, корейской KHNP и российского “Росатома” – все они лидеры на мировом рынке атомных технологий.
В конце февраля 2023 года Казахстан посетила миссия Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) для обсуждения вопросов развития ядерно-энергетической инфраструктуры. Эксперты агентства помогают Казахстану в подготовке программы ядерной энергетики, содержащей обоснование и стратегию осуществления. Фактически наша страна заявила экспертам МАГАТЭ, что готова взять на себя осознанное обязательство в отношении атомной энергетики.
В начале мая 2023 г. французский министр-делегат Оливье Бешт встречался с Алмасадамом Саткалиевым, министром энергетики Казахстана. Чиновники в числе прочего обсуждали борьбу с глобальным потеплением и декарбонизацию, а Франция выразила готовность к сотрудничеству по проекту строительства первой АЭС в Казахстане.
До конца этого года Казахстан должен окончательно определиться с подрядчиком строительства первой АЭС.
1 сентября 2023 г. президент Касым-Жомарт Токаев в своем послании народу Казахстана заявил, что вопрос строительства АЭС является важнейшим для будущего страны и должен быть вынесен на общенациональный референдум.
Какие риски для страны несет строительство первой АЭС? Опасения есть, и они не напрасны. Что сделать, чтобы обезопасить настоящее и будущее?
Атом раздора
Помимо нескольких десятков инцидентов, произошедших на военных и научных объектах, история помнит восемь серьезных аварий на АЭС с последствиями разной степени тяжести. Любой инцидент – не только ущерб экологии и экономические потери, но и в первую очередь большая человеческая трагедия. При словосочетании “авария на АЭС” на ум приходят две катастрофы: чернобыльская в Украине и в японской префектуре Фукусима. Если о первой в массовой культуре написано и снято достаточно много, в том числе мини-сериал от HBO, то о второй обычно говорят, пожалуй, только в самой Японии и в узкой среде специалистов по атомной энергетике и страхованию.
Авария на АЭС “Фукусима-1” – самый серьезный радиационный инцидент в новейшей истории, произошедший в Японии в 2011 году. Причиной стал отказ системы аварийного охлаждения из-за цунами, вызванного землетрясением. Только компенсации эвакуированному населению составили 9 трлн. иен (более $34 млрд. по курсу на момент публикации – F), затраты на ликвидацию экологических последствий оцениваются еще выше, и они увеличиваются из года в год. Самый большой удар пришелся на отрасль ядерной энергетики не только в Японии, но и по всему миру. В результате правительства ряда стран объявили о сворачивании программ развития АЭС, а в некоторых случаях и вовсе о постепенном выводе их из эксплуатации, как, например, в Германии. Но даже в Европе нет консенсуса по этому вопросу – Франция, например, продолжает активно развивать отрасль.
Редкие ошибки в ядерной энергетике обходились экстремально дорого как для людей, так и для экономики. Неудивительно, что часть любого сообщества опасается атомных технологий, более того, всегда найдется немало активных противников АЭС. Но технологии не стоят на месте и ушли далеко вперед со времен Чернобыля, особенно в сфере безопасности. Причиной аварии на “Фукусима-1” стал не человеческий фактор или несовершенство технологии, а землетрясение и последовавшее за ним цунами.
Отдельно стоит упомянуть об испытаниях на Семипалатинском ядерном полигоне, оставивших глубокую рану в исторической памяти народа Казахстана. Поэтому негативное отношение к атому, хоть и мирному, легко объяснить.
Купирование рисков
Вместе с технологиями совершенствуются и страховые программы для атомных электростанций. Ни один дорогостоящий инфраструктурный объект не может функционировать без соответствующего страхового покрытия.
Кроме того, отдельно рассчитывается экологический и экономический ущерб на случай возможной аварии. Расходы на ликвидацию последствий разлива нефти после взрыва на нефтяной платформе Deep Horizone в Мексиканском заливе составили $40 млрд. В случае аварии на энергоблоке ущерб может быть на порядок больше.
Для страхования АЭС создаются отдельные страховые пулы и уникальные перестраховочные программы, в которых участвуют страховые компании мира. Абсолютно каждый работающий реактор находится на контроле не только у МАГАТЭ, но и у страховщиков.
СК “Евразия” также неоднократно участвовала в программах перестрахования индийских АЭС с лимитами ответственности на миллиарды долларов.
Первая казахстанская АЭС будет застрахована уже на этапе строительства, для нее разработают отдельную большую программу при участии ведущих брокеров и страховых гигантов.
Для успешной реализации проекта необходимо выбрать не только самые современные и проверенные технологии, соблюдать меры безопасности, но и гарантировать компенсацию ущерба в случае инцидента не только населению, но и окружающей среде. Если первая часть задачи лежит на государстве, то вторая – на страховщиках. (Самат Кабдолов, первый заместитель председателя правления СК “Евразия”, Forbes.kz/Энергетика Украины и мира)