Поставки казахстанской нефти по нефтепроводу начались в 2023 г.
Беларусь планирует поднять для Казахстана тариф на транспортировку нефти по своему участку нефтепровода “Дружба” на 43,4%. Казахстанская нефть по этому маршруту направляется в Европу. Эксперты прокомментировали для Forbes.kz, как это решение, если оно будет принято в таком формате, повлияет на Казахстан и почему для Казахстана Беларусь запланировала 43,4%, а для России подняла тариф только на 10,2%.
Разный уровень
Оператор белорусского участка магистрального нефтепровода “Дружба” – ОАО “Гомельтранснефть Дружба” – предложил новый вариант индексации тарифов на транспортировку через территорию страны. Об этом 15 декабря 2023 года написал “Коммерсант”. Согласно публикации, Беларусь планировала с 1 февраля 2024 года поднять расценки на 43,4%, до 653,8 рубля за тонну, за транзит по северной ветке (по ней идет казахстанский ресурс) и на 14,5%, до 195,8 рубля за тонну – за транзит по южной (через нее свою нефть экспортирует Россия).
Спустя полторы недели издание сообщило: новый тариф для России согласован, об этом “оперативно договорились” белорусская и российская компании – “Гомельтранснефть Дружба” и “Транснефть”. Стоимость для РФ подняли, но на меньший процент, чем хотела белорусская сторона, – на 10,2%.
Казахстан имеет планы на северную ветку “Дружбы”. Заявку на поставку по ней 1,2 млн. тонн в 2023 г. “КазТрансОйл” направил оператору российского участка – “Транснефти” – в декабре 2022 г. Казахстанская нефть, согласно заявке, пойдет до пункта сдачи нефти “Адамова застава” на границе Беларуси и Польши и дальше – в Германию, на НПЗ PCK в городе Шведт. Первые поставки начались в феврале 2023-го, по итогам года их объем, согласно пресс-релизу КТО, составил 993 тыс. тонн. Договоренность на 2024 год – 1,2 млн. тонн.
Почему повышают тариф
По южной ветке нефтепровода “Дружба”, идущей через Беларусь в Украину, российская нефть экспортируется в Словакию, Венгрию, Чехию. По северной ветке ресурс, проходя территорию Беларуси, оказывается в Польше и дальше – в Германии. “Европа перестала импортировать российскую нефть по северной ветке “Дружбы”. Прокачка снизилась в десятки раз. Это негативно отразилось на поступлениях за транзит. Кроме того, нефтепровод нужно поддерживать/обслуживать”, – так директор общественного фонда Energy Monitor Нурлан Жумагулов объясняет, почему, на его взгляд, Беларусь решила поднять тарифы.
Председатель нефтегазового совета Petrocouncil.kz Асылбек Джакиев тоже видит в желании “Гомельтранснефть Дружбы” увеличить расценки лишь экономическую базу. “В этом нет никакой политики. Беларусь пытается закрыть дыры в казне. Если раньше вся российская нефть транспортировалась по ее территории и страна неплохо зарабатывала на транзите, то сейчас из-за санкционной войны трубопроводы недозагружены”, – говорит он. Как писали “Ведомости” в мае 2023 года, из-за сокращения грузооборота “Гомельтранснефть Дружба” в первом квартале 2023-го получила убыток – 329 млн. рублей, по итогам первого полугодия он оценивался в 1,26 млрд. рублей.
Почему же для России тариф повышен на 10,2%, а для Казахстана хотят поднять на 43,4%? Асылбек Джакиев считает, что сработал принцип: проси больше – бери что дают. Однако, считает он, решать все проблемы, в данном случае транспортной компании Беларуси, за счет Казахстана неправильно. “Повышение на 43,4% – это практически вполовину от действующего тарифа. Думаю, нужно здраво оценивать ситуацию”, – говорит эксперт.
Страшна ли потеря маршрута?
Нурлан Жумагулов отмечает, что 1,2 млн. тонн нефти в год – это менее 2% от всего экспорта казахстанской нефти. “Исходя из планируемого увеличения тарифа за транзит, потери на объем 1,2 млн. тонн могут составить $2,64 млн. (такую сумму называло Министерство энергетики РК – F). Но это потери не Казахстана, а грузоотправителей нефти. Они вольны самостоятельно выбирать маршрут”, – считает собеседник.
По словам Жумагулова, объем 1,2 млн. тонн – мизерный. Но все же маршрут является “отличной возможностью для прокачки при остановках на КТК”. “В любом случае точка еще не поставлена. Тариф обязательно повысят. На сколько – это зависит от переговорщиков с казахстанской стороны”, – отмечает собеседник. Но “Дружба”, по его мнению, все равно останется привлекательным маршрутом [даже при повышении тарифа] в отличие от Баку – Тбилиси – Джейхан (к слову, в этот нефтепровод КТО направил в 2023 г. 1,392 млн. тонн нефти против 250 тыс. т ранее – F). Более того, добавляет аргумент Жумагулов, нефть, идущая по северной ветке “Дружбы”, продается дороже, чем датированный Brent (котировку “североморский датированный” рассчитывает агентство Argus на основе пяти сортов нефти, добываемой в Северном море – F).
Асылбек Джакиев самым выгодным маршрутом транспортировки казахстанской нефти называет КТК – $25-30 за тонну, самым невыгодным – Транскаспийский, почти $80 за тонну. “Дружба”, по его словам, Казахстану интересна: с точки зрения инфраструктуры этот маршрут позволяет увеличивать объемы экспорта. Кроме того, по словам эксперта, Европа – это премиальный рынок, цена за тонну черного золота там выше, чем на рынках Турции или Азии.
Есть ли риски того, что Казахстан перестанет использовать “Дружбу” для отправки своей нефти на внешние рынки, если тариф повысят на заявленные 43,4%? На этот вопрос Асылбек Джакиев отвечает так: “Однозначно – если нам это будет экономически невыгодно. В таком случае мы можем вообще отказаться от этого маршрута. По подсчетам Минэнерго, убытки могут составить $2,64 млн. на 1,2 млн. тонн нефти. Кто будет их покрывать? Экономическая составляющая должна быть всегда”.
Нужна политическая воля
По словам Асылбека Джакиева, в Германии готовы принимать больше нефти из Казахстана. НПЗ в Шведте был ориентирован на переработку российской нефти. Долей 54,17% в нем владела дочерняя компания “Роснефти” Rosneft Deutschland, но в сентябре 2022 г. ее вместе с еще одной немецкой “дочкой” “Роснефти” Германия передала в управление Федеральному сетевому агентству. Из-за антироссийских санкций завод оказался в сложном положении.
Возможность увеличения транспортировки нефти из РК по “Дружбе”, по словам собеседника, во многом зависит от “желания и поддержки российской стороны”, потому что существенная часть трубопровода проходит через Россию. И для России транспортировка казахстанской нефти по “Дружбе” тоже выгодна, поскольку на этом страна может заработать.
“Согласованный объем – 1,2 млн. тонн нефти в год – не предел. Я думаю, Казахстан мог бы поставлять в этом направлении минимум 3 млн. тонн, вплоть до 4 млн. тонн ежегодно. Но на это нужна политическая воля”, – говорит в заключение Асылбек Джакиев. (Елена Тумашова, обозреватель Forbes.kz/Энергетика Украины и мира)