Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: забастовки польских перевозчиков пошатнули топливный рынок

Забастовки польских перевозчиков ощутимо пошатнули украинский рынок и цены, заставив трейдеров вспомнить горячую пору 2022 г., когда страна потеряла 100% источников поставок топлива.

Польские перевозчики заблокировали три крупнейших контрольно-пропускных пункта: “Дорогуск-Ягодин”, “Корчева-Краковец” и “Гребенное-Рава-Русская”. Основное требование – отмена транспортного “безвиза”, который Украина получила от Евросоюза в 2022 г. Бастующие считают, что украинские перевозчики составляют им недобросовестную конкуренцию, забирая на себя часть грузового потока. Проведение забастовки согласовало польское правительство.

Проблемы возникли не только с выездом в Польшу, но и на въезде в Украину.

“Если из-за Рава-Русской газовоза удалось проехать, то на Ягодине все стоит”, – комментировал ситуацию один из трейдеров.

На минувшей неделе Министерство развития общин, территорий и инфраструктуры Украины сообщало, что на границе по обе стороны находятся более 20 тыс. транспортных средств. Украинские пограничники заявили, что в Краковке и Рави-Русской их польские коллеги пропускали максимум два автомобиля в час.

Следует отметить, что напряжение на границах начало расти еще в октябре, когда резко увеличились объемы агроэкспорта. Система “Евчера” фиксировала очередь по всем направлениям в 9-14 дней, тогда как еще летом было 3-4 дня.

Слабое звено

Осложнения на польской границе больнее всего ударили по сжиженному газу. Причина – более 30% импорта или 20% всего рынка этого горючего попадает в Украину именно через польский участок границы.

Некоторый разбаланс начал наблюдаться еще в октябре, когда вступили в силу изменения в Таможенный кодекс. В частности, был усилен документарный контроль за происхождением ресурса. Ранее сообщалось, что из стран Балтии и Польши в Украину направлялись миксы, основу которых составлял российский LPG. С 17 октября импортер должен предоставлять таможне пакет документов на всю цепочку поставки ресурса, начиная от производителя. Несмотря на заранее объявленные изменения, не все топливные компании оказались готовы к новым правилам, что привело к увеличению времени на растаможку ресурса, а в некоторых случаях даже к отказу в растаможке. В настоящее время рынок уже вошел в новый путь, хотя и отмечает замедленность оформления горючего из-за недостаточного количества персонала таможни.

Итак, начиная с октября импорт газа из Польши и стран Балтии начал сокращаться. В среднем за девять месяцев 2023 года по этим направлениям было поставлено 52,7 тыс. тонн LPG в месяц, а в октябре уже 35,3 тыс. тонн.

Забастовки дополнительно высушили это направление: с 6 по 12 ноября импорт газа по этому направлению уменьшился на 55% до 4,7 тыс. тонн по сравнению с неделей ранее.

Провал импорта привел к дефициту и ажиотажному спросу на газ внутреннего производства. С начала ноября средняя стоимость LPG на аукционе “Украинской энергетической биржи” выросла по некоторым лотам до 64 тыс. грн./тонна, или более чем на 30% по сравнению с началом октября.

Проблема заключается также в ограниченном количестве газовозов, которых значительно меньше бензовозов. По словам участников рынка, если раньше газовоз делал четыре ходки за границу в месяц, то сейчас – одну. Соответственно, пропорционально меньше горючего удается завезти.

“Мы не успеваем привезти необходимый объем, поэтому наши АЗС вынуждены простаивать без ресурса”, – жалуются в одной из топливных компаний. В середине ноября отсутствие автогаза на АЗС фиксировалось не только в малых, но даже в известных автозаправочных сетях.

Поиск альтернатив

Проблемы на мероприятии толкнули рынок на юг. Ожидаемое это направление оказалось не очень готовым к этому.

“В настоящее время в Румынии газ распродан на месяц вперед”, – прокомментировал ситуацию один из импортеров. Кроме того, украинско-румынских КПП газовозам тоже приходится ждать: согласно сервису “ЕЧерга”, по состоянию на 17 ноября очередь составляла десять дней.

Блокада автоперевозок автоматически привела к увеличению спроса на железнодорожные поставки. Те, кто ориентировался на железную дорогу и раньше, в этой ситуации оказались в крайне выигрышной ситуации, ведь закупочные цены на газ выросли несущественно, а на внутреннем рынке взмыли до невиданных высот. По информации участников рынка, объемы законтрактованных железнодорожных партий газа выросли с 20 до 35 тыс. т.

Легкий испуг

В преддверии анонсированных забастовок импортеры светлых нефтепродуктов тоже заметно нервничали, но быстро стабилизировали ситуацию. В первую очередь потому, что, в отличие от газа, относительные показатели автоимпорта бензина и дизтоплива через польскую границу 2023 г. не превышают 10%.

Да, по бензину рынок вообще не испытал каких-либо проблем. С ними столкнулись разве что несколько игроков, сделавших ставку на автомобильные поставки.

“Мы пытаемся перевести часть продукта на железную дорогу, но бензин с севера Польши приходится везти по большому кругу через Словакию и Румынию”, – рассказал источник в компании UPG, которая является крупнейшим автоимпортером бензина.

В начале несколько напряженными выглядели поставщики дизеля, но быстро прошло. Большой автомобильный парк и диверсифицированные каналы снабжения сделали свое дело. Кроме того, сыграло на руку украинскому рынку понижение европейских котировок. Это позволило пройти недолгий период турбулентности без ценовых скачков, а затем перейти к снижению. В середине ноября рынок уже находился в привычном для себя статусе профицита. Характерно, что это, несмотря на проблемы с поляками, а также фактическое закрытие поставок из Молдовы и Болгарии, которые засветились в связях с российским топливом.

Логичным выходом из ситуации явилась переориентация на железнодорожный транспорт. Согласно данным enkorr, в октябре поставки дизеля по железной дороге выросли на 37%.

Снижение цен, несмотря на блокаду

Пока украинское правительство пытается урегулировать ситуацию.

“Пытаемся искать компромиссы, чтобы увеличить пропускную способность и выполнять уже заключенные меморандумы, но это сложно. Предложили польским властям запустить полосы для пустых грузовиков на ЧП “Угринов-Долгобычув” и “Грушев-Будомеж”. Ждем ответ еще раз”, – сообщил заместитель министра развития общин, территорий и инфраструктуры Украины Сергей Деркач.

Известно, что одним из предложений украинской стороны было беспрепятственное движение топливовозов, потому что они работают исключительно на обеспечение внутренних потребностей Украины и даже теоретически не могут конкурировать польским перевозчикам. Но она была отвергнута, как и остальные предложения.

Пока украинские чиновники считают, что единственным путем разблокирования границы является отмена Варшавой разрешения на проведение забастовки. Ситуацию усугубляет властная турбулентность, поскольку старое правительство Польши уже ушло, а новое еще не сформировано.

Тем временем украинский рынок не стоит на месте. Все больше импортеров меняют маршруты, следуя из Польши в Словакию и Румынию. Конъюнктура способствует, потому что сверхвысокие логистические расходы покрываются понижением закупочных цен.

Более того, существуют все предпосылки для уменьшения цен на АЗС как на бензин, так и на дизтопливо. Этот процесс уже начался, некоторые сети снизили цены на бензин на 1-2 грн./л. Очевидно, тренд будет продолжаться.

А вот охлаждение перегретых цен на сжиженный газ придется подождать подольше. В течение одной-двух недель ожидается исчезновение дефицита, после чего цены должны уйти вниз. И если на отдельных станциях стоимость достигла 34,5 грн./л, то объективный уровень вырисовывается максимум в 27 грн./л, что соответствует 50% цены бензина.

Продолжение следует

Украинский топливный рынок переварил и худшие ситуации, как, например, весной 2022 года, когда мы потеряли 100% источников снабжения. Как видим, сохранил рынок гибкость и сейчас. Но, кажется, экзамен еще будет продолжаться.

16 ноября словацкие перевозчики заявили о солидарности с польскими коллегами и недовольстве украинскими коллегами. Была проведена часовая предупредительная забастовка, которая может перерасти в аналог польского. Соответствующий запрос к властям транспортники уже направили.

Между тем, румыны и молдаване прекрасно пользуются ситуацией и заявляют об оживлении перевозок, в частности железнодорожных.

В общем, ситуация с польскими забастовками не перестает удивлять. В первую очередь вред самой Польше. Ведь Украина дала Польше огромные транзитные потоки, скачала порты, железные дороги и производителей разнообразной продукции. Если забастовка затянется, это может привести к потерям польских трейдеров, которые сегодня закупились горючим под украинские нужды, но вынуждены считать убытки. В среднесрочной перспективе украинские поставщики могут переориентироваться на новые источники импорта, которые сейчас вынуждены изыскивать. Кроме хорошо известной нам Румынии это могут быть Хорватия, Сербия и другие. (Сергей Куюн, Наталья Курган, Консалтинговая группа “А-95”, Зеркало недели/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version