Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: отказ ЕС от российского газа может дать толчок для развития ГТС

Как отказ ЕС от российского газа может дать толчок для развития украинской ГТС.

Дмитрий Липпа, генеральный директор “Оператора газотранспортной системы Украины” (ОГТСУ):

На прошлой неделе, 19 января, в Афинах состоялось обновление Меморандума о взаимопонимании в рамках инициативы “Вертикальный коридор”.

Ключевой новостью стало присоединение к Меморандуму новых членов, а именно Операторов газотранспортных систем Молдовы (“Вестмолдтрансгаз”) и Словакии (EUSTREAM).

Но без лишней застенчивости можно сказать, что хедлайнером события было подписание Меморандума со стороны украинского Оператора. Событие состоялось в рамках проведения министерской встречи стран Центральной и Юго-Восточной Европы с участием Комиссара по энергетике Еврокомиссии Кадри Симсон.

Что это значит для Украины? Во-первых, это альтернатива “сакральному” транзиту из России. Во-вторых, это еще один шаг к созданию на территории Украины европейского газового хаба.

В третьих, это потенциально от 5-7 млрд. м3 природного газа, которые мы сможем дополнительно транспортировать.

Какова расстановка сил сегодня на газовом рынке Европы?

ЕС отказывается от российского газа

После начала полномасштабного вторжения России в Украину цены на энергоносители в Европе стремительно выросли. Фактически ЕС столкнулся с настоящим энергетическим кризисом (в пиковые периоды цена на голубое топливо на европейских хабах достигала 340 евро/МВт-ч или около 3700 американских долларов/1000 м3).

Причинами стали паника на рынках из-за полномасштабной агрессии и резкого сокращения Россией поставок энергоносителей в попытке “заморозить Европу”. Но на любую негативную ситуацию происходит реагирование, и вот уже в мае 2022 г. Еврокомиссия принимает документ, получающий название RePowerEU (или условно “перезаряжение ЕС”).

Ключевым посылом документа становится намерение отказаться от энергоносителей из России и заместить их новыми, желательно возобновляемыми источниками энергии. Есть в этом документе место и Украине, от которой ожидается увеличение поставок биометана и, в более далекой перспективе, водорода (а это условно новый носитель энергии).

Что касается природного газа, то здесь RePowerEU содержит намерение стран-членов по отказу от российского ископаемого топлива до конца 2027 г. с особым вниманием на природный газ.

Стоит отметить, что на сегодняшний день европейцы динамично двигаются в сторону выполнения взятых на себя обязательств, что видно из динамики доли российского газа на рынке ЕС. Например, если в 2021 г. ЕС получал из России около 155 млрд. м3 трубопроводного газа, то в 2023 г. этот показатель составил 30 млрд. м3.

Что касается нашего “транзита”, то он упал до уровня около 15 млрд. м3 и фактически обеспечивает потребности только в Словакии и Австрии, которые имеют долгосрочные контракты с Газпромом.

Но следует понимать: пока вытеснение российского природного газа происходит не сколько за счет “озеленения”, сколько из-за сокращения потребления, а также роста импорта природного газа из других источников.

Так, потребление в 2022 г. в ЕС уменьшилось на 14% (около 50 млрд. м3) по сравнению с 2021 г., в первой половине 2023 – еще на 11% к соответствующему периоду предыдущего года.

Поменялась и структура импорта. В 2022 году несколько выросли поставки по трубопроводу из Норвегии, однако уже в следующем году поступления из этой страны вернулись к уровню 2021 года.

Также заметно выросли поставки трубопроводного газа из Каспийского региона, хотя его доля сравнительно невелика. Увеличение потока через трубопроводный транспорт является ожидаемой реакцией, но оно фактически было реализовано в незначительном объеме за счет уже существующей инфраструктуры, а значит, имеет определенные и очень четкие ограничения.

Увеличение LNG-мощностей

Вытеснение российского газа происходит из-за установки LNG-мощностей, в том числе в Греции.

Важнейшим фактором, оказывавшим наибольшее влияние на структуру рынка газа в Европе, на самом деле стало значительное увеличение мощности LNG-терминалов. В современной истории индустрии тяжело упомянуть еще ситуации, когда за очень малый промежуток времени в эксплуатацию вводится таковой значимый размер мощности.

Даже индустриализация 30-х годов в советском союзе была медленнее. И вот за период с начала 2022 г. по начало 2024 г. европейские страны вводят дополнительные мощности по регазификации около 40 млрд. м3/год, что фактически составляет три четверти объемов газа, которые Россия поставила в ЕС через “Северный поток” в 2021 году.

LNG-терминалы принимают газ из США, Катара и других стран, инвестиции вложенные в их строительство должны окупиться, поэтому возврат к предыдущему уровню импорта российского газа по газопроводам становится нецелесообразным для ЕС при любых условиях, в том числе, если газ будет использоваться как репарация.

Следует отметить, что в 2022-2023 годах также возросла доля российского LNG в европейском балансе: если в 2021-м европейские страны импортировали около 14 млрд. м3, то в 2022-м и 2023-м эта цифра составила около 18-19 млрд. м3 год. Поэтому необходимо более активно продвигать наложение санкций против российского LNG.

Греция. Увеличение мощностей LNG-терминалов в Греции можно назвать фактором активизации дискуссии о создании нового видения сети трубопроводов в Юго-Восточной Европе.

Первый терминал в Ревитусси был построен еще в 1999 г. и смог принимать по 2 млрд. м3 ежегодно, что стало первым шагом в регионе для диверсификации поставок природного газа и соответственно зависимости от России. В настоящее время мощность этого терминала составляет около 7 млрд. м3/год.

Второй терминал (а это FSRU, Floating Storage and Regasification Unit, то есть плавучее средство для хранения и регазификации, принадлежащее компании Gastrade) в Александропулисе будет пущен в феврале этого года.

Его максимальная мощность – 5,5 млрд. м3, а это вместе с терминалом в Ревитусси уже почти в три раза превышает объем потребления газа всей Греции (4,4 млрд. м3/год).

Дополнительно рассматриваются еще четыре проекта, из которых фактически может быть реализован только один, поскольку с большим объемом газа не справится непосредственно оператор ГТС Греции – компания DESFA.

Также в Грецию из Турции входит трубопровод ТАР, которым пользуются азербайджанцы. Ежегодно 1 млрд. м3 из ТАР потребляется в Греции, а основная часть объема транспортируется дальше на запад в Италию, или на север в другие страны Юго-Восточной Европы через интерконнектор Греция-Болгария (IGB)

Таким образом, Греция становится “воротами” для попадания природного газа в объеме не менее 9 млрд. м3 из новых источников и этот газ должен идти на Север и Запад Европы.

Для того чтобы обеспечить транспортировку излишка газа из LNG-терминалов и ТАР, греческие и болгарские государственные структуры создали совместное предприятие (ICGB) и проложили около 180 км трубопровода на западном участке общей границы, который с октября 2022 г. обеспечивает транспортировку около 3 млрд. м3/ год из Греции в Болгарию и планирует расширение до 5 млрд. м3/год в 2025 г.

Маршруты через Болгарию, Румынию на Венгрию и Словакию нуждаются в 1 млрд. евро инвестиций

Что же происходит с другими странами?

Болгария. Страна не является значительным потребителем природного газа, всего около 2,5 млрд. м3 в год, из которых 1 млрд. м3 законтрактовано за счет поставок из Азербайджана. Поэтому поток газа с юга будет проходить страну транзитом почти в полном объеме.

Ключевое ограничение увеличения потока газа из Греции и Турции на север на сегодняшний день составляет инфраструктура болгарского оператора, а именно отсутствие 63 км трубопровода (переход Рупча-Ветрино) и обеспечение возможности работы одной из компрессорных станций в реверсном режиме.

Стоимость реализации этого проекта, по оценкам местного оператора, составляет около 100 млн. евро. К сожалению, решения по финансированию нет ни на уровне правительства Болгарии, ни на уровне Еврокомиссии, и это остается самым большим вопросом развития “Вертикального коридора”.

Румыния. С наибольшим потреблением газа в регионе (около 10 млрд. м3/год) Румыния в то же время способна почти полностью обеспечить себя газом собственной добычи. Разработка же месторождения Neptun Deep на шельфе Черного моря должна обеспечить добычу дополнительных 9 млрд. м3 в год, начиная уже с 2027 г.

Правительство Румынии планирует амбициозные проекты по увеличению потребления газа из-за газификации регионов и модернизации ТЭС с переводом их из угля на газ. Но, учитывая сложность реализации таких проектов и серьезность намерений частных добывающих компаний, вероятность стать нетто-экспортером в Румынии значительна.

Что касается инфраструктуры Румынии, то она способна транспортировать существенные объемы из границы Болгарии до соединения с Украиной (на переходе через Дунай в точке Орловка-Исакча), которая раньше использовалась для транзита ресурса из России на юг. А вот дальше история становится более интересной.

Направление на запад в Венгрию, и затем, через Венгрию в Словакию на сегодняшний день не способно пропустить более 2,6 млрд. м3. Мощностей здесь не хватает и развитие маршрута до целевого уровня (+4-5 млрд. м3/год) требует существенных инвестиций в сотни миллионов евро от Румынии и Венгрии, совокупно почти 1 млрд. евро.

Фактически такой объем инвестиций может быть либо профинансирован из бюджета стран, либо за счет тарифа, то есть потребителей. Это на сегодняшний день почти несбыточная мечта.

Эффективная альтернатива – транспортировка газа в Украину, и дальше – в любом направлении на Запад

Альтернативное направление, которое существовало теоретически, но не имело практической “площадки” для развития – через Украину.

После проведенных осенью прошлого года переговоров представителей ОГТСУ с другими операторами родилась идея создания такой возможности через переосмысление существующей инициативы “Вертикального коридора”. Направление через Украину имеет существенные преимущества:

  1. Практически отсутствует необходимость инвестиций. Нам нужно изменить обвязку труб на нескольких объектах, что позволит транспортировать значительный объем газа уже с 2025 года. В случае, если “Вертикальный коридор” потребует высокой гибкости с точки зрения объемов транспортировки (т.е. они будут существенно колебаться в течение короткого периода), нам придется модернизировать несколько газоперекачивающих агрегатов.
  2. Украина может предложить хранение газа в подземках по маршруту. Напомню, у нас колоссальный объем подземных газовых хранилищ – более 30 млрд. м3. Для сравнения – мощности хранилищ всех стран ЕС составляют около 100 млрд. м3.

Из этого объема мы используем для собственных нужд только половину и можем предложить партнерам для хранения 10-15 млрд. м3. Более того, такой уровень хранения не просто расчетный, но и проверенный на практике, ведь в сезоне 2020-2021 годов около 10 млрд. м3 поступало на хранение в Украину от нерезидентов.

То есть летом, когда цена на газ обычно низкая, трейдеры покупают газ, транспортируют его к нам из LNG-терминалов в Греции через “Вертикальный коридор” и хранят до зимы. Зимой цена газа вырастает и трейдеры продают газ из подземок в любом направлении: в Польшу, Словакию, Венгрию, Молдову или Румынию.

  1. Транспортировка из Украины возможна в любую из граничащих стран. Мы можем дальше транспортировать газ в Венгрию, Словакию или Польшу в достаточно существенных объемах, опять же из-за разветвленной инфраструктуры. Для Словакии и после нее Австрии этот маршрут может стать реальной альтернативой российскому газу.

В прошлом году всеми энергетическими компаниями при координации Минэнерго и министра Германа Галущенко была наработана и утверждена Энергетическая стратегия, предусматривающая, что Украина в будущем станет мощным энергетическим и, в частности, газовым хабом Европы.

Также на эти цели работает успешное прохождение отечественной ГТС международного независимого стресс-теста и сертификация подземных хранилищ газа.

“Вертикальный коридор” является реальной альтернативой остаткам российских поставок газа в Центральную и Западную Европу как с точки зрения потребителей, так и с точки зрения ГТС Украины.

Европейские страны могут получить существенную экономию, не инвестируя в дублирование существующей инфраструктуры в условиях ограниченной поддержки газотранспортной отрасли на уровне правительств и Еврокомиссии. И, наконец: подписание Меморандума является еще одним шагом Украины к полноценной интеграции с Европейским сообществом на пути к членству в ЕС.

Благодарю команду ОГТСУ, Министерство энергетика, Правительство и комитет Верховной Рады по энергетике за поддержку в достижении этого результата. (Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version