Как отказ ЕС от российского газа может дать толчок для развития украинской ГТС.

Дмитрий Липпа, генеральный директор “Оператора газотранспортной системы Украины” (ОГТСУ):

На прошлой неделе, 19 января, в Афинах состоялось обновление Меморандума о взаимопонимании в рамках инициативы “Вертикальный коридор”.

Ключевой новостью стало присоединение к Меморандуму новых членов, а именно Операторов газотранспортных систем Молдовы (“Вестмолдтрансгаз”) и Словакии (EUSTREAM).

Но без лишней застенчивости можно сказать, что хедлайнером события было подписание Меморандума со стороны украинского Оператора. Событие состоялось в рамках проведения министерской встречи стран Центральной и Юго-Восточной Европы с участием Комиссара по энергетике Еврокомиссии Кадри Симсон.

Что это значит для Украины? Во-первых, это альтернатива “сакральному” транзиту из России. Во-вторых, это еще один шаг к созданию на территории Украины европейского газового хаба.

В третьих, это потенциально от 5-7 млрд. м3 природного газа, которые мы сможем дополнительно транспортировать.

Какова расстановка сил сегодня на газовом рынке Европы?

ЕС отказывается от российского газа

После начала полномасштабного вторжения России в Украину цены на энергоносители в Европе стремительно выросли. Фактически ЕС столкнулся с настоящим энергетическим кризисом (в пиковые периоды цена на голубое топливо на европейских хабах достигала 340 евро/МВт-ч или около 3700 американских долларов/1000 м3).

Причинами стали паника на рынках из-за полномасштабной агрессии и резкого сокращения Россией поставок энергоносителей в попытке “заморозить Европу”. Но на любую негативную ситуацию происходит реагирование, и вот уже в мае 2022 г. Еврокомиссия принимает документ, получающий название RePowerEU (или условно “перезаряжение ЕС”).

Ключевым посылом документа становится намерение отказаться от энергоносителей из России и заместить их новыми, желательно возобновляемыми источниками энергии. Есть в этом документе место и Украине, от которой ожидается увеличение поставок биометана и, в более далекой перспективе, водорода (а это условно новый носитель энергии).

Что касается природного газа, то здесь RePowerEU содержит намерение стран-членов по отказу от российского ископаемого топлива до конца 2027 г. с особым вниманием на природный газ.

Стоит отметить, что на сегодняшний день европейцы динамично двигаются в сторону выполнения взятых на себя обязательств, что видно из динамики доли российского газа на рынке ЕС. Например, если в 2021 г. ЕС получал из России около 155 млрд. м3 трубопроводного газа, то в 2023 г. этот показатель составил 30 млрд. м3.

Что касается нашего “транзита”, то он упал до уровня около 15 млрд. м3 и фактически обеспечивает потребности только в Словакии и Австрии, которые имеют долгосрочные контракты с Газпромом.

Но следует понимать: пока вытеснение российского природного газа происходит не сколько за счет “озеленения”, сколько из-за сокращения потребления, а также роста импорта природного газа из других источников.

Так, потребление в 2022 г. в ЕС уменьшилось на 14% (около 50 млрд. м3) по сравнению с 2021 г., в первой половине 2023 – еще на 11% к соответствующему периоду предыдущего года.

Поменялась и структура импорта. В 2022 году несколько выросли поставки по трубопроводу из Норвегии, однако уже в следующем году поступления из этой страны вернулись к уровню 2021 года.

Также заметно выросли поставки трубопроводного газа из Каспийского региона, хотя его доля сравнительно невелика. Увеличение потока через трубопроводный транспорт является ожидаемой реакцией, но оно фактически было реализовано в незначительном объеме за счет уже существующей инфраструктуры, а значит, имеет определенные и очень четкие ограничения.

Увеличение LNG-мощностей

Вытеснение российского газа происходит из-за установки LNG-мощностей, в том числе в Греции.

Важнейшим фактором, оказывавшим наибольшее влияние на структуру рынка газа в Европе, на самом деле стало значительное увеличение мощности LNG-терминалов. В современной истории индустрии тяжело упомянуть еще ситуации, когда за очень малый промежуток времени в эксплуатацию вводится таковой значимый размер мощности.

Даже индустриализация 30-х годов в советском союзе была медленнее. И вот за период с начала 2022 г. по начало 2024 г. европейские страны вводят дополнительные мощности по регазификации около 40 млрд. м3/год, что фактически составляет три четверти объемов газа, которые Россия поставила в ЕС через “Северный поток” в 2021 году.

LNG-терминалы принимают газ из США, Катара и других стран, инвестиции вложенные в их строительство должны окупиться, поэтому возврат к предыдущему уровню импорта российского газа по газопроводам становится нецелесообразным для ЕС при любых условиях, в том числе, если газ будет использоваться как репарация.

Следует отметить, что в 2022-2023 годах также возросла доля российского LNG в европейском балансе: если в 2021-м европейские страны импортировали около 14 млрд. м3, то в 2022-м и 2023-м эта цифра составила около 18-19 млрд. м3 год. Поэтому необходимо более активно продвигать наложение санкций против российского LNG.

Греция. Увеличение мощностей LNG-терминалов в Греции можно назвать фактором активизации дискуссии о создании нового видения сети трубопроводов в Юго-Восточной Европе.

Первый терминал в Ревитусси был построен еще в 1999 г. и смог принимать по 2 млрд. м3 ежегодно, что стало первым шагом в регионе для диверсификации поставок природного газа и соответственно зависимости от России. В настоящее время мощность этого терминала составляет около 7 млрд. м3/год.

Второй терминал (а это FSRU, Floating Storage and Regasification Unit, то есть плавучее средство для хранения и регазификации, принадлежащее компании Gastrade) в Александропулисе будет пущен в феврале этого года.

Его максимальная мощность – 5,5 млрд. м3, а это вместе с терминалом в Ревитусси уже почти в три раза превышает объем потребления газа всей Греции (4,4 млрд. м3/год).

Дополнительно рассматриваются еще четыре проекта, из которых фактически может быть реализован только один, поскольку с большим объемом газа не справится непосредственно оператор ГТС Греции – компания DESFA.

Также в Грецию из Турции входит трубопровод ТАР, которым пользуются азербайджанцы. Ежегодно 1 млрд. м3 из ТАР потребляется в Греции, а основная часть объема транспортируется дальше на запад в Италию, или на север в другие страны Юго-Восточной Европы через интерконнектор Греция-Болгария (IGB)

Таким образом, Греция становится “воротами” для попадания природного газа в объеме не менее 9 млрд. м3 из новых источников и этот газ должен идти на Север и Запад Европы.

Для того чтобы обеспечить транспортировку излишка газа из LNG-терминалов и ТАР, греческие и болгарские государственные структуры создали совместное предприятие (ICGB) и проложили около 180 км трубопровода на западном участке общей границы, который с октября 2022 г. обеспечивает транспортировку около 3 млрд. м3/ год из Греции в Болгарию и планирует расширение до 5 млрд. м3/год в 2025 г.

Маршруты через Болгарию, Румынию на Венгрию и Словакию нуждаются в 1 млрд. евро инвестиций

Что же происходит с другими странами?

Болгария. Страна не является значительным потребителем природного газа, всего около 2,5 млрд. м3 в год, из которых 1 млрд. м3 законтрактовано за счет поставок из Азербайджана. Поэтому поток газа с юга будет проходить страну транзитом почти в полном объеме.

Ключевое ограничение увеличения потока газа из Греции и Турции на север на сегодняшний день составляет инфраструктура болгарского оператора, а именно отсутствие 63 км трубопровода (переход Рупча-Ветрино) и обеспечение возможности работы одной из компрессорных станций в реверсном режиме.

Стоимость реализации этого проекта, по оценкам местного оператора, составляет около 100 млн. евро. К сожалению, решения по финансированию нет ни на уровне правительства Болгарии, ни на уровне Еврокомиссии, и это остается самым большим вопросом развития “Вертикального коридора”.

Румыния. С наибольшим потреблением газа в регионе (около 10 млрд. м3/год) Румыния в то же время способна почти полностью обеспечить себя газом собственной добычи. Разработка же месторождения Neptun Deep на шельфе Черного моря должна обеспечить добычу дополнительных 9 млрд. м3 в год, начиная уже с 2027 г.

Правительство Румынии планирует амбициозные проекты по увеличению потребления газа из-за газификации регионов и модернизации ТЭС с переводом их из угля на газ. Но, учитывая сложность реализации таких проектов и серьезность намерений частных добывающих компаний, вероятность стать нетто-экспортером в Румынии значительна.

Что касается инфраструктуры Румынии, то она способна транспортировать существенные объемы из границы Болгарии до соединения с Украиной (на переходе через Дунай в точке Орловка-Исакча), которая раньше использовалась для транзита ресурса из России на юг. А вот дальше история становится более интересной.

Направление на запад в Венгрию, и затем, через Венгрию в Словакию на сегодняшний день не способно пропустить более 2,6 млрд. м3. Мощностей здесь не хватает и развитие маршрута до целевого уровня (+4-5 млрд. м3/год) требует существенных инвестиций в сотни миллионов евро от Румынии и Венгрии, совокупно почти 1 млрд. евро.

Фактически такой объем инвестиций может быть либо профинансирован из бюджета стран, либо за счет тарифа, то есть потребителей. Это на сегодняшний день почти несбыточная мечта.

Эффективная альтернатива – транспортировка газа в Украину, и дальше – в любом направлении на Запад

Альтернативное направление, которое существовало теоретически, но не имело практической “площадки” для развития – через Украину.

После проведенных осенью прошлого года переговоров представителей ОГТСУ с другими операторами родилась идея создания такой возможности через переосмысление существующей инициативы “Вертикального коридора”. Направление через Украину имеет существенные преимущества:

  1. Практически отсутствует необходимость инвестиций. Нам нужно изменить обвязку труб на нескольких объектах, что позволит транспортировать значительный объем газа уже с 2025 года. В случае, если “Вертикальный коридор” потребует высокой гибкости с точки зрения объемов транспортировки (т.е. они будут существенно колебаться в течение короткого периода), нам придется модернизировать несколько газоперекачивающих агрегатов.
  2. Украина может предложить хранение газа в подземках по маршруту. Напомню, у нас колоссальный объем подземных газовых хранилищ – более 30 млрд. м3. Для сравнения – мощности хранилищ всех стран ЕС составляют около 100 млрд. м3.

Из этого объема мы используем для собственных нужд только половину и можем предложить партнерам для хранения 10-15 млрд. м3. Более того, такой уровень хранения не просто расчетный, но и проверенный на практике, ведь в сезоне 2020-2021 годов около 10 млрд. м3 поступало на хранение в Украину от нерезидентов.

То есть летом, когда цена на газ обычно низкая, трейдеры покупают газ, транспортируют его к нам из LNG-терминалов в Греции через “Вертикальный коридор” и хранят до зимы. Зимой цена газа вырастает и трейдеры продают газ из подземок в любом направлении: в Польшу, Словакию, Венгрию, Молдову или Румынию.

  1. Транспортировка из Украины возможна в любую из граничащих стран. Мы можем дальше транспортировать газ в Венгрию, Словакию или Польшу в достаточно существенных объемах, опять же из-за разветвленной инфраструктуры. Для Словакии и после нее Австрии этот маршрут может стать реальной альтернативой российскому газу.

В прошлом году всеми энергетическими компаниями при координации Минэнерго и министра Германа Галущенко была наработана и утверждена Энергетическая стратегия, предусматривающая, что Украина в будущем станет мощным энергетическим и, в частности, газовым хабом Европы.

Также на эти цели работает успешное прохождение отечественной ГТС международного независимого стресс-теста и сертификация подземных хранилищ газа.

“Вертикальный коридор” является реальной альтернативой остаткам российских поставок газа в Центральную и Западную Европу как с точки зрения потребителей, так и с точки зрения ГТС Украины.

Европейские страны могут получить существенную экономию, не инвестируя в дублирование существующей инфраструктуры в условиях ограниченной поддержки газотранспортной отрасли на уровне правительств и Еврокомиссии. И, наконец: подписание Меморандума является еще одним шагом Украины к полноценной интеграции с Европейским сообществом на пути к членству в ЕС.

Благодарю команду ОГТСУ, Министерство энергетика, Правительство и комитет Верховной Рады по энергетике за поддержку в достижении этого результата. (Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий