Экспорт дизтоплива и газойля из российских портов в апреле уменьшился на 26% до 3,07 млн. тонн, свидетельствуют данные Консалтинговой группы “А-95”.
Сокращение поставок обусловлено уменьшением производства из-за плановых ремонтных работ и внеплановых остановок в результате атак украинских БпЛА по установкам первичной переработки нефти. Дополнительным фактором, влияющим на экспорт активность российских и белорусских компаний, является сезонный рост спроса во время весенней посевной.
В апреле уменьшение объемов перевалки дистиллятов наблюдалось как в Балтии, так и в Черном море и на Дальнем Востоке. В прошлом месяце объемы экспорта из-за балтийских терминалов сократились на 28%, до 1,78 млн. тонн. Из портов Черного моря отправления уменьшились на 15%, до 1,28 млн. тонн. Экспорт дизеля и газойля из дальневосточных терминалов упал более чем в семь раз – до 23 тыс. тонн.
Крупнейший экспортный терминал “Приморск” в прошлом месяце снизил перевалку дизеля на 327 тыс. тонн, до 1,53 млн. тонн. Подключенные к северному продуктопроводу “Транснефти” Кстовский НПЗ и Ярославский НПЗ сократили поставки дизеля. На заводе “Лукойла” 12 марта в результате атаки беспилотника была поражена установка АВТ-6, из-за чего производство дизтоплива было уменьшено. Ярославский НПЗ, которым совместно владеют “Роснефть” и “Газпром Нефть”, начал сокращать переработку только во второй половине апреля. Но из-за ремонта на Московском НПЗ и восстановительных работ на Рязанском НПЗ завод в Ярославле, вероятно, увеличил отгрузку на внутренний рынок.
Отгрузки с терминала “Высоцк”, принадлежащего “Лукойлу”, в прошлом месяце сократились на 240 тыс. тонн до 140 тыс. тонн. Заводы “Лукойла” сокращают железнодорожные поставки в порт второй месяц подряд из-за производственных проблем и роста спроса на внутреннем рынке. Стоит отметить, что “Лукойл” является крупнейшим поставщиком топлива для боевых подразделений Минобороны России. По мере весенней активизации боевых действий в Украине компания увеличивает отгрузку топлива российским военным.
Объемы перевалки в порту “Санкт-Петербург” уменьшились на 90 тыс. тонн, до 54 тыс. тонн. Во второй половине марта на Мозырском НПЗ начался ремонт, что явилось одним из факторов уменьшения отгрузок.
Сокращение отгрузок из черноморских портов произошло за счет уменьшения перевалки на терминале “Таманьнефтегаз” в Тамани. В апреле объемы экспорта дизтоплива и газойлей из Тамани упали на 275 тыс. тонн, до 93 тыс. тонн. В то же время объемы отправлений по Новороссийску и Туапсе увеличились на 3% и 24% до 890 тыс. тонн и 294 тыс. тонн соответственно.
Стоит отметить, что туапсинский НПЗ “Роснефти”, являвшийся основным экспортером топлива через терминал в Туапсе, не перерабатывает сырую нефть с января и не отгружает нефтепродукты. Поэтому обеспечение грузооборота в Туапсе осуществляется за счет перевода поставок топлива из других портов, в частности, “Таманьнефтегаза”.
В мае объемы морского экспорта дистиллятов из российских портов будут сохраняться на низком уровне из-за ремонтных работ на НПЗ. Кроме того, с конца апреля возобновились атаки украинских БПЛА на объекты топливной инфраструктуры. В ночь на 28 апреля удары получили Ильский и Славянский НПЗ в Краснодарском крае, а 30 апреля было повторно повреждено оборудование на Рязанском НПЗ “Роснефть”. (Enkorr)